У ребенка с аутизмом нарушено формирование всех форм доречевогои речевого общения. Прежде всего у него не формируется зрительный контакт,ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки с немой просьбой,чтобы его взяли на руки, как это делает здоровый малыш уже на первом этапесоциально-эмоционального развития.
На всех этапах развития ребенок с аутизмом в общении с окружающимине обращается к языку мимики и жестов, как это делают дети первого года жизни,а также дети с нарушениями слуха и речи.
Принято считать, что ранний детский аутизм чаще возникает вопределенной семейной среде, обычно это интеллектуальная среда. Известно также,что аутизм наблюдается у первенцев и единственных детей в семье.
Существует разный подход к пониманию возникновения аутистическогоповедения: одни авторы полагают, что аутизм может проявляться уже с рождения,другие предпочитают выделять аутизм первичный и вторичный. Первичныйрассматривается как врожденная генетически обусловленная предрасположенность,вторичный - как формулирующаяся форма поведенческих реакций. Практикапоказывает, что обычно имеет место сочетание этих двух механизмов.
Самая главная особенность детей с аутизмом - это стремлениеизбегать контакта с другими людьми. Ребенок ни на кого не смотрит, не общаетсяс окружающими.
Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и оченькратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится кним как к неодушевленным предметам. В то же время он отличается повышеннойранимостью, впечатлительностью, его реакции на окружающее часто непредсказуемыи непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников,родителей и чрезмерно болезненно и возбужденно реагировать даже нанезначительные перемещения и перестановки предметов в комнате.
При аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Еехарактерным признаком является то, что обычно ребенок играет один,предпочтительно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Онможет длительно и однообразно играть с обувью, веревочками, бумагой,выключателями, проводами и т.п. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у такихдетей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения втот или иной образ в сочетании с аутист
...Ещё
Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и оченькратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится кним как к неодушевленным предметам. В то же время он отличается повышеннойранимостью, впечатлительностью, его реакции на окружающее часто непредсказуемыи непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников,родителей и чрезмерно болезненно и возбужденно реагировать даже нанезначительные перемещения и перестановки предметов в комнате.
При аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Еехарактерным признаком является то, что обычно ребенок играет один,предпочтительно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Онможет длительно и однообразно играть с обувью, веревочками, бумагой,выключателями, проводами и т.п. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у такихдетей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения втот или иной образ в сочетании с аутистическим фантазированием. При этомребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт. Для детейс аутизмом характерны разнообразные нарушения психомоторики, которыепроявляются, с одной стороны, в моторной недостаточности, отсутствиисодружественных движений, а с другой - в появлении однообразных, стереотипныхдвижений в виде сгибания и разгибания пальцев рук, потягиваний, взмахиванийкистями рук, подпрыгивании, вращения вокруг себя, бега на цыпочках и т.п.Особенно характерны вращающие движения кистями рук около наружных углов глаз.Такие движения появляются или усиливаются при волнении, при попытке взрослоговступить в контакт с ребенком.
Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью,впечатлительностью, склонностью к страхам, при этом особенно выражен страхновизны, который рассматривается как болезненно обостренный инстинктсамосохранения.
Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно. Срединих могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномернымумственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, таки умственная отсталость.
Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое местозанимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно- несформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с аутизмом,прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативногоповедения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития,ребенок не
Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью,впечатлительностью, склонностью к страхам, при этом особенно выражен страхновизны, который рассматривается как болезненно обостренный инстинктсамосохранения.
Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно. Срединих могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномернымумственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, таки умственная отсталость.
Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое местозанимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно- несформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с аутизмом,прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативногоповедения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития,ребенок не использует речь как средство общения, он редко обращается с вопросами,обычно не отвечает на вопросы окружающих и в том числе близких для него людей.В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономнаяречь", "речь для себя". Среди характерных патологических формречи прежде всего обращают на себя внимание эхолалии, вычурное, частоскандированное произношение, своеобразная интонация, характерные фонетическиерасстройства и нарушения голоса с преобладанием особой высокой тональности вконце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице,отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей,например, слов мама, папа или остальные предметы, к которым у ребенка имеетсяособое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т.п.
В отличие от речевых нарушений, например, алалии, речь при аутизмена самых ранних этапах может развиваться нормально или даже ускоренно, иребенок по темпу ее развития иногда обгоняет здоровых сверстников. Затем,обычно до 30 месяцев (в среднем около 18 месяцев) она начинает постепенноутрачиваться: ребенок перестает говорить с окружающими, хотя иногда можетразговаривать сам с собой или во сне, т.е. не развивается коммуникативнаяфункция речи. Утрата речи всегда сочетается с потерей выразительногожестикулирования и имитационного поведения. При этом такая утрата речи чащенаблюдается у девочек.
При раннем детском аутизме в доречевом периоде часто имеет местоотсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок не выполняетпростые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что онпонимает обращенную речь. Более чем у 50-70% детей с ранним детским аутизмомнаблюдается недостаточность использования жестов и интонации в общении. Вначале речевого развития эхолалии появляются редко, но они могут иметь место встаршем дошкольном возрасте.
Дети с аутизмом редко используют полноценную речь в общении. Встаршем дошкольном возрасте они обычно плохо говорят за пределами привычной дляних остановки, у них нередко наблюдаются стойкие аграмматизмы, они почтиникогда не используют личное местоимение я и утвердительное слово да.
В некоторых случаях может отмечаться сочетание аутизма сразличными речевыми нарушениями, в том числе с алалией. Эти формы особеннонеблагоприятны в отношении развития речи, так как два этих дефекта взаимноусиливают друг друга.
Нередко различные речевые нарушения, в том числе и алалия, могутосложняться отдельными проявлениями аутистического поведения.
Различные варианты аутистического поведения могут формироватьсявторично у детей с тяжелыми формами нарушений речи и слуха. Важное значениеимеет клиническая дифференциация различных форм аутистического поведенияприменительно к каждому отдельному ребенку. Важность этой дифференциацииобъясняется еще и т
...Ещё
Дети с аутизмом редко используют полноценную речь в общении. Встаршем дошкольном возрасте они обычно плохо говорят за пределами привычной дляних остановки, у них нередко наблюдаются стойкие аграмматизмы, они почтиникогда не используют личное местоимение я и утвердительное слово да.
В некоторых случаях может отмечаться сочетание аутизма сразличными речевыми нарушениями, в том числе с алалией. Эти формы особеннонеблагоприятны в отношении развития речи, так как два этих дефекта взаимноусиливают друг друга.
Нередко различные речевые нарушения, в том числе и алалия, могутосложняться отдельными проявлениями аутистического поведения.
Различные варианты аутистического поведения могут формироватьсявторично у детей с тяжелыми формами нарушений речи и слуха. Важное значениеимеет клиническая дифференциация различных форм аутистического поведенияприменительно к каждому отдельному ребенку. Важность этой дифференциацииобъясняется еще и тем, что, как хорошо известно, дети с аутистическимповедением составляют группу повышенного риска развития тяжелого психическогозаболевания - детской шизофрении.
Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизменеобходимо отграничивать от невротических реакций, протекающих по типупассивного протеста в виде мутизма.
Мутизм - это отказ от речевого общения как реакция протеста.Мутизм достаточно характерен для детей дошкольного возраста. Считается, чточаще он наблюдается у девочек. Способствующим фактором к возникновению мутизмаявляется недостаточность речевой функции и часто наиболее интенсивноепринуждение ребенка к речевому общению. Мутизм может быть избирательным итотальным. Чаще наблюдается избирательный мутизм, который проявляется в том,что ребенок активно отказывается от речевого общения с определенными лицами,или со всеми взрослыми, или в определенной обстановке, например, в детскомсаду. Мутизм может быть кратковременным и затяжным. Ребенок с мутизмом долженбыть обязательно осмотрен детским психоневрологом и для него должна бытьсоздана щадящая психологическая атмосфера в семье и в детском учреждении.Особенно важное значение имеет предупреждение мутизма у детей с различнымиформами речевых расстройств, а также при РДА.
Комментарии 5
У ребенка с аутизмом нарушено формирование всех форм доречевогои речевого общения. Прежде всего у него не формируется зрительный контакт,ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки с немой просьбой,чтобы его взяли на руки, как это делает здоровый малыш уже на первом этапесоциально-эмоционального развития.
На всех этапах развития ребенок с аутизмом в общении с окружающимине обращается к языку мимики и жестов, как это делают дети первого года жизни,а также дети с нарушениями слуха и речи.
Принято считать, что ранний детский аутизм чаще возникает вопределенной семейной среде, обычно это интеллектуальная среда. Известно также,что аутизм наблюдается у первенцев и единственных детей в семье.
Существует разный подход к пониманию возникновения аутистическогоповедения: одни авторы полагают, что аутизм может проявляться уже с рождения,другие предпочитают выделять аутизм первичный и вторичный. Первичныйрассматривается как врожденная генетически обусловленная предрасположенность,вторичный - как формулирующаяся форма поведенческих реакций. Практикапоказывает, что обычно имеет место сочетание этих двух механизмов.
Самая главная особенность детей с аутизмом - это стремлениеизбегать контакта с другими людьми. Ребенок ни на кого не смотрит, не общаетсяс окружающими.
Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и оченькратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится кним как к неодушевленным предметам. В то же время он отличается повышеннойранимостью, впечатлительностью, его реакции на окружающее часто непредсказуемыи непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников,родителей и чрезмерно болезненно и возбужденно реагировать даже нанезначительные перемещения и перестановки предметов в комнате.
При аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Еехарактерным признаком является то, что обычно ребенок играет один,предпочтительно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Онможет длительно и однообразно играть с обувью, веревочками, бумагой,выключателями, проводами и т.п. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у такихдетей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения втот или иной образ в сочетании с аутист
...ЕщёЗрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и оченькратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится кним как к неодушевленным предметам. В то же время он отличается повышеннойранимостью, впечатлительностью, его реакции на окружающее часто непредсказуемыи непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников,родителей и чрезмерно болезненно и возбужденно реагировать даже нанезначительные перемещения и перестановки предметов в комнате.
При аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Еехарактерным признаком является то, что обычно ребенок играет один,предпочтительно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Онможет длительно и однообразно играть с обувью, веревочками, бумагой,выключателями, проводами и т.п. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у такихдетей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения втот или иной образ в сочетании с аутистическим фантазированием. При этомребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт. Для детейс аутизмом характерны разнообразные нарушения психомоторики, которыепроявляются, с одной стороны, в моторной недостаточности, отсутствиисодружественных движений, а с другой - в появлении однообразных, стереотипныхдвижений в виде сгибания и разгибания пальцев рук, потягиваний, взмахиванийкистями рук, подпрыгивании, вращения вокруг себя, бега на цыпочках и т.п.Особенно характерны вращающие движения кистями рук около наружных углов глаз.Такие движения появляются или усиливаются при волнении, при попытке взрослоговступить в контакт с ребенком.
Мимика ребенка маловыразительна, характерен взгляд мимо или"сквозь" собеседника.
Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью,впечатлительностью, склонностью к страхам, при этом особенно выражен страхновизны, который рассматривается как болезненно обостренный инстинктсамосохранения.
Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно. Срединих могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномернымумственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, таки умственная отсталость.
Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое местозанимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно- несформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с аутизмом,прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативногоповедения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития,ребенок не
...ЕщёМимика ребенка маловыразительна, характерен взгляд мимо или"сквозь" собеседника.
Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью,впечатлительностью, склонностью к страхам, при этом особенно выражен страхновизны, который рассматривается как болезненно обостренный инстинктсамосохранения.
Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно. Срединих могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномернымумственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, таки умственная отсталость.
Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое местозанимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно- несформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с аутизмом,прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативногоповедения в целом. Независимо от срока появления речи и уровня ее развития,ребенок не использует речь как средство общения, он редко обращается с вопросами,обычно не отвечает на вопросы окружающих и в том числе близких для него людей.В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономнаяречь", "речь для себя". Среди характерных патологических формречи прежде всего обращают на себя внимание эхолалии, вычурное, частоскандированное произношение, своеобразная интонация, характерные фонетическиерасстройства и нарушения голоса с преобладанием особой высокой тональности вконце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице,отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей,например, слов мама, папа или остальные предметы, к которым у ребенка имеетсяособое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т.п.
В отличие от речевых нарушений, например, алалии, речь при аутизмена самых ранних этапах может развиваться нормально или даже ускоренно, иребенок по темпу ее развития иногда обгоняет здоровых сверстников. Затем,обычно до 30 месяцев (в среднем около 18 месяцев) она начинает постепенноутрачиваться: ребенок перестает говорить с окружающими, хотя иногда можетразговаривать сам с собой или во сне, т.е. не развивается коммуникативнаяфункция речи. Утрата речи всегда сочетается с потерей выразительногожестикулирования и имитационного поведения. При этом такая утрата речи чащенаблюдается у девочек.
При раннем детском аутизме в доречевом периоде часто имеет местоотсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок не выполняетпростые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что онпонимает обращенную речь. Более чем у 50-70% детей с ранним детским аутизмомнаблюдается недостаточность использования жестов и интонации в общении. Вначале речевого развития эхолалии появляются редко, но они могут иметь место встаршем дошкольном возрасте.
Дети с аутизмом редко используют полноценную речь в общении. Встаршем дошкольном возрасте они обычно плохо говорят за пределами привычной дляних остановки, у них нередко наблюдаются стойкие аграмматизмы, они почтиникогда не используют личное местоимение я и утвердительное слово да.
В некоторых случаях может отмечаться сочетание аутизма сразличными речевыми нарушениями, в том числе с алалией. Эти формы особеннонеблагоприятны в отношении развития речи, так как два этих дефекта взаимноусиливают друг друга.
Нередко различные речевые нарушения, в том числе и алалия, могутосложняться отдельными проявлениями аутистического поведения.
Различные варианты аутистического поведения могут формироватьсявторично у детей с тяжелыми формами нарушений речи и слуха. Важное значениеимеет клиническая дифференциация различных форм аутистического поведенияприменительно к каждому отдельному ребенку. Важность этой дифференциацииобъясняется еще и т
...ЕщёДети с аутизмом редко используют полноценную речь в общении. Встаршем дошкольном возрасте они обычно плохо говорят за пределами привычной дляних остановки, у них нередко наблюдаются стойкие аграмматизмы, они почтиникогда не используют личное местоимение я и утвердительное слово да.
В некоторых случаях может отмечаться сочетание аутизма сразличными речевыми нарушениями, в том числе с алалией. Эти формы особеннонеблагоприятны в отношении развития речи, так как два этих дефекта взаимноусиливают друг друга.
Нередко различные речевые нарушения, в том числе и алалия, могутосложняться отдельными проявлениями аутистического поведения.
Различные варианты аутистического поведения могут формироватьсявторично у детей с тяжелыми формами нарушений речи и слуха. Важное значениеимеет клиническая дифференциация различных форм аутистического поведенияприменительно к каждому отдельному ребенку. Важность этой дифференциацииобъясняется еще и тем, что, как хорошо известно, дети с аутистическимповедением составляют группу повышенного риска развития тяжелого психическогозаболевания - детской шизофрении.
Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизменеобходимо отграничивать от невротических реакций, протекающих по типупассивного протеста в виде мутизма.
Мутизм - это отказ от речевого общения как реакция протеста.Мутизм достаточно характерен для детей дошкольного возраста. Считается, чточаще он наблюдается у девочек. Способствующим фактором к возникновению мутизмаявляется недостаточность речевой функции и часто наиболее интенсивноепринуждение ребенка к речевому общению. Мутизм может быть избирательным итотальным. Чаще наблюдается избирательный мутизм, который проявляется в том,что ребенок активно отказывается от речевого общения с определенными лицами,или со всеми взрослыми, или в определенной обстановке, например, в детскомсаду. Мутизм может быть кратковременным и затяжным. Ребенок с мутизмом долженбыть обязательно осмотрен детским психоневрологом и для него должна бытьсоздана щадящая психологическая атмосфера в семье и в детском учреждении.Особенно важное значение имеет предупреждение мутизма у детей с различнымиформами речевых расстройств, а также при РДА.