Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней.
Традиционный тувинский костюм, бытовавший до маньчжурской экспансии, выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. В полный комплект верхнего тувинского костюма тогда и позднее входили халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая крутка (хурме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (дешки), муфта (чулдургууш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).
Рассматривая одежду тувинцев в системе символов, можно выделить костюмы детский, девичий, юношеский, невесты, жениха, женщины, мужчины, пожилых и старых людей.
***
Костюм детский
У самых маленьких детей тон был типичного покроя, характерными признаками которого является стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы. Тон вначале носили без пояса, чтобы обеспечить телу больше свободы. Кроме того, пояс в этом возрасте функционального значения не имел. Когда дети подрастали, начинали действовать самостоятельно, помогать родителям в хозяйстве, пасти скот, им повязывали пояс – кур. Следующая деталь детского костюма – обувь. Первая обувь – «бопук» – шилась ребёнку, когда он начинал ползать затем ходить. Бопук имеет вид чулка, сшитого из одного или двух кусков войлока (кидис). «Высота голенища бопука доходила до колен. Различий для мальчика и девочки не имелось». Такой чулок одевали с распашонкой «чучак» или первым тоном без пояса. Желанным детским атрибутом были звонкие медные бубенцы (до десяти штук), которые играли роль оберега. Они подвешивались к поясу вместе с другой любимой игрушкой до поры, когда ребёнок «…достигал шестилетнего возраста».
А пока серебряный голосок малыша перемешивался со звоном бубенчиков, радуя чистотой мать, которая, работая у очага, могла определить, насколько дитя удалилось от юрты.
***
Девичий костюм
Девочки-подростки и девушки носят тон покроя аналогичного детскому тону, характерными признаками которого являются стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы, пояс. Возможна манжета «уштук» на рукавах для торжественных случаев или холодного времени года. Подол у девушки не усечён, как у замужней.
У тюркских народов эта деталь костюма является символом «производительного низа». Поэтому «закрытые, недвижные полы служили … признаком девственности». В этом случае уместной становится дополнительная пуговица с петлёй на середине подола. Это естественное выражение строгости и скромности сочеталось с необходимостью всеобщей осведомлённости о начале полового созревания девушки.
С этого времени подол можно украсить на уровне колен разноцветными полосками вдоль всего халата идёт полоска цветной материи, сверху – полоска красной». В этом возрасте в случае необходимости к поясу уже могли подвешиваться подвески (дерги). С левой стороны – коробка маникюрных принадлежностей: ножницы, щипцы для удаления заноз; с правой стороны – коробочку с иглами, ножницами, напёрстком. Постоянное же ношение с собой инструментов труда – ножниц, игл, ножа – было не только необходимым, а и символическим, так как остроконечные предметы как бы защищали от злых сил. Украшения девушек – кольца, серьги.
***
Костюм юноши
Костюм юноши или неженатого молодого мужчины, чаще всего, не отличался особой роскошью. Тон покроя, аналогичного детскому, окантовывали тканью синего или чёрного цветов символизирующих удачу и благополучие. Ткань могла быть любого спокойного или яркого цвета. Но более соответствующими этому возрасту являются яркие цвета, выражающие бурный расцвет жизненных сил молодого человека – зелёный, синий, оранжевый, красный и т.д.
Важная деталь мужского костюма – пояс. У возмужавшего юноши и взрослого мужчины он стал символом деловитости и мужества, как у многих народов. Пояса были разными и соответствовали положению человека в обществе. Например, властные и военные чиновники имели кожаные, сплошь набитые серебряными и золотыми бляхами. Такие пояса найдены в тюркских захоронениях VII-VIII веков на территории Тувы и встречались в одежде тувинцев вплоть до ХХ века.
У табунщиков, чабанов и охотников пояса были волосяные, плетёные из шерстяной пряжи, кожаных полос, а феодал имели пояс «тоннук торгу кур», т.е. из такого отреза шёлка, чтобы могло хватить на пошив тона. Из мужских подвесок к поясу подвешивался только нож в ножнах, т.к. в третьем возрасте, т.е. с 16 до 29 лет, юноша не мог курить и демонстративно носить курительные принадлежности.
***
Костюм невесты
Для девушки, выходившей замуж, шили свадебный тон. Он не отличался по покрою от повседневных, но его старались шить из хороших мехов или, по возможности, покрывали сверху шёлковой тканью, бывший в использовании тон. Характерной особенностью свадебного тона было большое количество цветных кантов, они были шире обычных. Говорят, что таких кантов, украшающих свадебную шубу, было шесть иногда больше. Богатые девушки к свадьбе имели десять тонов, бедные – только два, а иногда и один. Если бедная девушка не могла приобрести шёлкового свадебного тона, ей старались сшить хотя бы шёлковый пояс. Тон мог быть и не новым, однако к нему добавлялись обязательные для свадьбы элементы костюма – головные накидки «думаалай», «быштангы», украшения.
Сложные серебряные серьги, перстень, обычно с кораллом, и браслет невеста получала к свадьбе от матери или другой родственницы. Для невесты передавали по наследству специальные поясные свадебные пряжки (дерги), сделанные из серебра; их одевали вместе со свадебной шубой, а потом носили только по праздникам. Невесты западного кожууна Барыын-Хемчик имели длинные серебряные серьги, соединённые цепочкой. Малейшее движение украшенной красавицы издавало нежный звон. Поэтому говорили, что такую тувинку сначала слышали, затем видели.
***
Костюм жениха
Костюм жениха отличался от костюма юноши большей роскошью и праздничностью. Высшая знать готовила новые тон, безрукавную одежду «хурме», «кандаазын», головой убор, кожаные сапоги, «кадыг идик». Тон имел традиционную для мужчин окантовку синего или чёрного цветов. Тон, хурме или кандаазын шили из шёлка или бархата, подшивали подклад. Одевали головные уборы богато украшенные вышивкой, чеканкой, с шёлковыми лентами «маак» красного цвета, с дорогим и символическим навершием. Пояс к свадьбе старались справить новый, а к нему уже можно было подвешивать, кроме ножа в ножнах, курительные принадлежности табачный кисет (таакпы хавы), огниво (оттук) с металлической чашкой для пепла (сойгалак), серповидный крючок для чистки трубки (чушкууш).
***
Костюм женщины
Выйдя замуж, женщина получала право одевать самый роскошный и красивый халат с «подолом» – «эдиктиг тон». Такой тон отличался от девичьего наличием на полочке округлой кокетки «тоннуг ооруу», разноцветными поперечными полосками «бога» под кокеткой. Кокетка переходила в «кыдыг» – вертикальные полосы по низу подола. На уровне бедра две пуговицы соединяют левую и правую полы тона. На уровне колен подол имел отрезную деталь «эдектин адаа» (низ полы). Подол «низа» – усечённый в отличие от девичьего словно открывшийся. Он как бы освобождает дорогу будущему рождению. А радужная полоса «шалан», начинающаяся от усечённого края, не только эстетически грамотна и достаточно красочна в пространстве женского тона, он и как бы ещё заклинает новое богатство для рода.
Главная деталь верха – пазуха (хоюн), которая является полезным пространством и символом защиты всего сокровенного, в том числе напитка жизни – святого материнского молока. Манжета была не только деталью костюма женщины. В моменты внезапной радости, смущения, огорчения тувинка поднимала рукав со спущенным «уштук» и прикрывала им лицо, словно веером китаянки или накидкой арабской женщины. В этом типичном и известном жесте азиатки выражалась скромность, сдержанность её внутреннего мира.
Немного о поясе. Их носили из ткани, шерсти. Подходящим для торжественных случаев считался шёлковый пояс «тонук торгу», размера которого было достаточно для пошива одного халата. Более простыми, повседневными были «пояса верёвочные или ленточные из козьей шерсти (кожалан, кур). Но не всегда женщина носила пояс. Он становился ненужным во время беременности.
***
Мужской костюм
Мужской костюм в большинстве своём отличается от женского костюма сдержанностью в деталях и отделках. Крой тона аналогичен крою детского или девичьего тона. Левая пола с типичным фигурным вырезом запахивалась с помощью четырёх или большего количества пуговиц. В тувинских сказках шубы богатыря застегиваются на восемнадцать и более пуговиц. Стоячий воротник более высок, чем женский. Мужской тон бывает с манжетами и без них. В этом отношении существовали различия.
«Терлик тон» оленеводов, в отличие от халата скотоводов, не имел их. Манжеты чаще носили знатные властные люди.
Особая деталь мужского костюма – пояс. В эту пору носили разные пояса в зависимости от благосостояния социального положения: плетёные, волосяные, шерстяные, тканевые, кожаные. Чем же они отличались от поясов молодых соотечественников – манерой.
Мужчина, достигший определённого благополучия в создании семьи, воспитании детей, в приумножении благосостояния рода, общества, повязывал многослойный пояс ниже линии талии, стобы подчеркнуть свою степенность, дородность. К этим поясам могли подвешиваться «дерги». Левые «дерги» – кисет с табаком и трубкой, огниво с металлической чашкой для пепла, серповидный крючок для чистки трубки, иногда «раковина в качестве амулета». Правые «дерги» – нож в ножнах. Такая привычка зафиксирована у мужчин западных кожуунов Тувы.
Есть сведения, что другие тувинцы, подобно монголам, следовали привычке подвешивать огниво с правой стороны. Мы думаем, что ни в первом, ни во втором случае нет ошибки. Здесь всё зависит от ощущения удобства, желания. Нож в ножнах иногда затыкали за пояс, вкладывали в голенище сапога. Нож в ножнах вытаскивался из-за пояса и оставлялся подвешенным при посещении чужой юрты. Этот обычай, препятствовавший хозяину холодного оружия быстро воспользоваться ножом как оружием, демонстрировал мирный характер визита.
***
Костюм пожилых и старых людей
Женщины старшего возраста не могли уже позволить себе наряжаться, как прежде. Роскошные серьги, перстни, браслеты, гребни они заменяли на более простые. А накосные подвески не надевали вовсе. В возрасте 50-55 лет было принято раздавать свои украшения дочерям и молодым родственницам. В то время привычной вещью пожилой женщины могла стать длинная курительная трубка, которую она хранила с кисетом за пазухой. В отношении же женщин, которые до старости дожили без детей и мужа, т.е. не реализовали себя как женщину-мать, существовали суровые традиции: старые девы (дулгуяк кадай) раньше носили мужскую одежду или же одну косу (кежеге), как мужчины.
Костюм пожилого мужчины почти не менялся. Если он ещё оставался на государственной службе, то одежда его регламентировалась особым документом. Мужчины конца пятого возраста (от 46 до 60 лет) и шестого возрастов (от 61 до 81 года), как и женщины, переходили на более скромную одежду, передавая по наследству потомкам тяжёлые меховые шубы, серебряные изделия и т.д.
***
В то же время бытовала традиция благотворительной передачи ещё добротной одежды от молодых к пожилым людям. Пояс продолжал оставаться необходимым для любого халата латаного или добротного. Мы говорили о бытовавшем в старину суеверном символизме пояса, заставлявшем урянхайцев беречь свои пояса. Вот почему нельзя ни дарить, ни продавать пояс. После смерти человека достигшего старости, его одежду оставляли неподалёку от погребения. Только пояс возвращался сыновьям, так как считалось, что при жизни человека он был вместилищем его души.
Традиционный тувинский костюм – прекрасный памятник самобытной культуры маленького народа. Неиссякаемая любовь и интерес к народной одежде – свидетельство нерастраченного живого национального духа. Он поможет тувинцам возродить наиболее важную часть культуры – духовную, которая неизбежно выражается через материальный мир, обретя достойную форму.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев