Ногайская юрта – большая (терме) и малая, переносная (отав) – представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы. Юрта типа терме была разборной, а типа отав – неразборной. Терме относилась к юртам западно-тюркского подтипа, и названиями составляющих деталей и их формами была аналогична казахской, кыргызской и другим юртам.
***
Остов юрты (турлак) образовывали деревянные складные решётки, называемые у разных групп ногайцев по-разному (эргенек, кереге, канат), изготовленные из ореховых жердей (турлук). Они придавали юрте в плане круглую форму и скреплялись сверху деревянными купольными жердями (увык), сходившимися наверху в центре к деревянному ободку (тундык). Сверху ободка крепилось решётчатое навершие (шагарак), служившее дымоходом и окном. Дверь (капы), состоявшая из одной или двух деревянных открывавшихся наружу створок, крепилась на коробке (энеге). Порог у двери назывался босага. Зимой дверь утеплялась специальным куском войлока (эсик). Планки юрты, образуя решётки, скреплялись сыромятными ремешками.
Снаружи каркас юрты обтягивали войлоком, а внутренняя часть утеплялась зимой циновкой (шипта), зажиточные ногайцы утепляли жилище коврами. В ненастную погоду дымовое отверстие закрывалось специальным куском войлока (серпик, оърке). Пол устилали войлоком, коврами. В центре юрты находился очаг (тандыр) для обогрева в холодное время и приготовления пищи. Здесь непременно стоял важный атрибут кочевой жизни – железный треножник (ошакъ). Богачи накрывали юрту в несколько слоёв белым войлоком, бедняки – серым. Очевидец свидетельствует: «У богачей кибитки обтягиваются белой щегольскою полстью, с красными лентами и тесьмами, а у бедняков – серой».
Юрты устанавливали рядами. Каждый ряд образовывали юрты выходцев из одной большой семьи. Так создавался небольшой квартал родственного поселения. В центре его стояла юрта старшего из родственников, главы всего квартала. Ориентация входа в юрту в абсолютном большинстве была на юг, реже – на восток. Видимо, иногда ориентация зависела от климатических условий местности (направления ветра). Об особенностях ориентации юрты можно судить и по следующим сопоставительным данным.
***
О древней традиции кочевников в XIII веке:
«Помещают постель господина на северную сторону. Место женщины всегда с восточной стороны, т.е. налево от хозяина дома, когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, т.е. направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне».
Шесть столетий спустя, в XIX веке, Г. Ананьев отметил, что у ногайцев «почётным местом в кибитке считается северная сторона, приходящаяся прямо против дверей, и это место более других обставлено подушками. Хозяйка или старшая жена сидит в кибитке по правую сторону её (т.е. слева от мужа), где котлы, съестные припасы и все добро, а остальные жёны большей частью ей прислуживают».
Очень сходно и размещение членов семьи, гостей, а также предметов внутреннего убранства и утвари. По правую сторону (онъ колда) от главы семьи рассаживалась мужская половина, по левую сторону (сол колда) от почётного места садились жёны по старшинству, ближе к двери – невестки. То есть было разделение юрты на мужскую и женскую части.
Интерес в сопоставительном плане представляет внутреннее убранство юрты, название мест и их распределение. Здесь выявляется почти полное совпадение у ногайцев, кыргызов, казахов, каракалпаков. Как наиболее отличительный знак выступает наличие в юрте места, где разводят огонь, почётного места – тоър (тёр). Видимо, от слова «тоър» (тёр) и происходят другие термины: «тоърелик» (тёрелик), «тоъре» (тёре) – судья, судейство, ибо «тоър» – это место главы семьи, и его слово в любых обстоятельствах воспринималось беспрекословно.
Ногайские: жердь – уык, верхний круг – тундык, дверь – эсик, порог – босага; кыргызские: жердь – уук, верхний круг – тюндюк, дверь – эсик, порог – босого.
Названия различных частей юрты, некоторые приёмы, связанные с отдельными её деталями, учёные связывают с антропоморфным их характером. И в этой связи они сходны с ногайскими. Например, представления кочевников среднеазиатско-казахстанского региона (казахов, кыргызов, каракалпаков и др.), связанные с юртой, носят антропоморфный характер. Так, каркас юрты в целом называется уйдинъ суйеги, т.е. «скелет», «костяк юрты»; задняя его часть – аркасы, т.е. «спина»; боковые решётки – жан-дас, т.е. «таз, тазовые кости». Антропоморфные черты прослеживаются и в названиях отдельных деталей остова юрты: центр юрты называется киндик («пуповина»); место сгиба купольных реек – уык-уыктын иыгы («плечо»); основание – упка-карын («брюхо»); гнёзда купольного круга, в которые вставляются купольные рейки, – коз («глаза») и т.д. Все эти названия имеются и у ногайцев.
***
Вторым типом переносного жилища ногайцев была юрта отав, в отличие от терме, это была неразборная юрта, перевозимая на двухколёсной арбе. Её убранство в деталях напоминало устройство юрты терме. Видимо, на её основе произошло развитие юрты типа терме. Отав, можно полагать, – более древний тип жилища ногайцев, чьи предки перевозили его в неразобранном виде. Уже в XVI веке А. Дженкинсон замечал, что ногайцы помещают свои дома, похожие на палатки, на повозки и перевозят с места на место. Традиция использования у ногайцев маленьких юрт, в частности типа отав, как отдельное жилище для молодоженов уходит корнями в древность.
Во второй половине XIX века юрта отав у ногайцев использовалась только как свадебная юрта молодожёнов. Она на куполе украшалась специально изготовленным войлоком с различной орнаментикой, напоминая флаг над юртой. Такая юрта ставилась рядом с терме. Вплоть до начала XX века в степной засушливой зоне юрта типа терме служила жилищем. Население одновременно пользовалось постоянным жилищем типа уъй, а также как летним помещением – юртой. Первые оседлые жилища появлялись на местах зимних поселений. Есть мнение, что «одним из начальных типов оседлого жилища была землянка (ерме къазы), к сооружению которой ногайцы прибегали в период перехода к оседлости». У ногайцев землянки были, но вряд ли они использовались как постоянное жилище. Скорее, землянки использовались как подсобное помещение.
Во время перехода к оседлости, наверное, легче было построить наземное жилище, напоминающее по форме юрту. В середине XVI века М. Броневский писал, что жилища у причерноморских ногайцев «сделаны из тонких дерев, обмазаны тиной, грязью или навозом и покрыты камышом». В XX веке А.А. Шенников на основе исследования обширных документов и источников пришёл к выводу, что у причерноморских ногайцев дом «явно не имел ничего общего ни с петербургскими «высочайше апробированными» образцами, ни с домами немцев-колонистов, ни с избами русских крестьян. Очевидно, ногайцы создали свой тип дома самостоятельно». Такой тип дома имел кухню – сени (аятюй) и спальни (ичюй). У кубанских и других групп ногайцев отмеченные термины известны издавна, бытуют они и в настоящее время.
***
Как мы уже видели, в XVIII-XIX веках были часты миграции ногайцев из одного района в другой. Поэтому строительные приёмы, возникшие в одном районе, становились известны и в других. Дома были многокамерными. По мере женитьбы сыновей к дому пристраивали новые комнаты. Многокамерные дома из саманного кирпича обнаружены и в городе Маджары на Северном Кавказе, который был резиденцией хана Джанибека. Двери и окна домов выходили на юг. Крыша была двускатной, пол – земляной. В прихожей обычно хранили кухонную утварь. Здесь же был очаг, над которым устанавливался дымарь. Дымарь – это сплетённый из тонких прутьев круглый, суживающийся кверху дымоход. По центру этого дымохода на поперечном пруте (в конце XIX века он был железный) вешали цепь с крюком (таган) для подвешивания котла. В начале XX века начали строить печи.
В конце XIX века у богатых кубанских ногайцев появились дома, крытые жестью. Подобные дома строили с открытой верандой, выходящей во двор. Появились и ставни (капак). Ногайцы Нижнего Поволжья строили деревянные избы с несколькими комнатами, наподобие домов своих соседей – русских и татар. Переход к оседлости сопровождался отводом земли для населения и началом строительства домов. Источники сообщают, что «около 1785 года, кундровцев поставили в зависимость от уездного начальства города Красного Яра, обязали платить земскую повинность, отвели им землю за Волгой для кочёвок как зимой, так и летом... надоумили положить начало двум нынешним селениям, Сеитовка и Хожетаевка».
У степных ногайцев в период перехода к оседлости сохранилась юрта, используемая как кунацкая (гостевая). Топили по большей части кизяком (тезек) – прессованным навозом. Для освещения служил жировой светильник. Ногайцы, жившие на берегу моря, заправляли светильники тюленьим жиром. С конца XIX века начали использовать керосиновую лампу (нап шырак, май шырак). Во дворе (азбар, каралды) за домом стояли помещения для овец (котан), крупного рогатого скота (аран). За ними располагалось помещение для ягнят (тоълле). Тоълле представляло собой землянку, утеплённую камышом и соломой. Лошади зимой находились в куърен – на открытой площадке, огороженной со всех сторон землёй. Для птиц имелись отдельные помещения из хвороста, обмазанные глиной. Весь двор у степных ногайцев, не имевших лера, обносили валом.
***
«До 1940-х годов дома имели в основном две комнаты, посередине разделённые прихожей. В 1950-х годах начали строить квадратные дома с тремя комнатами и застеклённой верандой. В последнее время часто строят полутора- и двухэтажные дома, в которых внизу располагаются гараж, кухня, ванная, подсобная комната. Дом ставится в глубине двора на высоком (80-100 см), а в степной зоне более низком фундаменте. В засушливой зоне традиционно для использования летом строят глинобитные жилища с двускатной глиняной крышей, лежанкой в комнате (тактамет). В современном ногайском жилище многие детали домов сохранили те названия, которыми обозначались детали юрты. Например, эсик, капыз – дверь, белдеу – обведённый отдельным раствором фундамент дома, босага – порог, энеге – дверная и оконная коробка, капак – ставни, ожак – печная труба и т.д.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев