• При дисфункции проприоцептивной системы процесс обработки информации, получаемый от мышц, кожи и суставов, не эффективен.
• Проприоцептивная дисфункция сопровождается проблемами с тактильной и вестибулярной системами.
• Присутствуют трудности с праксисом.
• Не характерны нарушения только в проприоцептивной системе, чаще всего есть трудности и в других системах.
Признаки поиска сенсорных переживаний
• Ребёнок стремится к возможности попрыгать, столкнуться с чем-то, свалиться/навалиться на предметы
• Стучит ногами по полу или по стулу, когда сидит, топает ногами во время ходьбы
• Кусает/сосёт пальцы и/или часто хрустит суставами пальцев
• Любит плотно завёртываться во много одеял или в тяжёлое одеяло, особенно при отходе ко сну • Предпочитает одежду (а также ремни, капюшоны и шнурки) как можно более тесную
• Любит ощущение хлюпанья, расплющивания и стремится к нему
• Любит грубоватые объятия
• Чрезмерно стучит игрушками и другими объектами
• Любит кучу-малу, борьбу
• Часто намеренно падает на пол
• Готов часами прыгать на батуте
• Скрипит зубами в дневное время
• Любит пихать, тащить, волочить объекты
• Любит прыгать с мебели и с других высоких объектов
• Часто ударяет, толкает других детей, наваливается на них
• Жуёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.
Признаки сложностей с регуляцией движения
• Не может оценить, насколько согнуть и растянуть мышцы при выполнении какого-то действия (например, как вдеть руку в рукав или залезть куда-то)
• Сложности с регулировкой давления при письме/рисовании: может написать так, что почти ничего не видно или, наоборот, тут же сломать грифель карандаша
• Письменная работа очень неаккуратная, а при стирании написанного часто рвёт бумагу
• Постоянно ломает игрушки и другие объекты
• Не может правильно определить вес объекта, может слишком надавить на стакан с соком или жаловаться, что объект слишком тяжёлый, не приложив достаточной силы
• Может не понимать, что такое "тяжёлый" и "лёгкий", не может сравнить объекты по весу • Кажется, что во всех действиях применяет слишком большую силу: сжимает предметы слишком сильно, хлопает дверьми, ставит объекты с силой и грохотом, топает при ходьбе
ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
СОН
• Делайте ребёнку массаж или сжатие суставов перед сном.
• Используйте тяжёлые одеяла.
• Закутывайте ребёнка в одеяло («сосиска в булочке»).
• Растягивайте ребёнка за ноги и руки в положении лёжа, делайте это медленно и ритмично.
ОДЕВАНИЕ
• Глубокое надавливание и сжатие суставов перед одеванием уменьшает сенсорную чувствительность.
• Можно прыгать, висеть или отжиматься перед одеванием. Это помогает улучшить осознание тела.
УМЫВАНИЕ
• Нанося шампунь, прикасайтесь к голове ребёнка с нажатием.
• Введите в привычку по дороге в ванну ходить на руках (поддерживайте ребёнка под коленками).
• Во время купания позвольте ребёнку рисовать пеной на стене.
• Сильно укутывайте ребёнка в полотенце и крепко обнимайте во время вытирания.
ЧИСТКА ЗУБОВ
• Перед тем, как чистить зубы, надавливайте щёткой на зубы и дёсны. Это уменьшит чувствительность.
• Используйте электрическую зубную щётку.
• Нажимайте на голову, шею и плечи ребёнка во время подготовки к чистке зубов.
РАСЧЕСЫВАНИЕ И СТРИЖКА ВОЛОС
• Используйте постоянное и предсказуемое нажатие
• Надавливайте на корни волос перед расчёсыванием
• Наденьте на ребёнка компрессионный жилет перед стрижкой
• Дайте подержать и пообнимать мягкую игрушку или подушку
• Дайте ребёнку жевачку для рук или резиновые игрушки, которые можно сжимать или растягивать.
• Ребёнок во время стрижки может сидеть на вестибулярной подушке.
ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ШКОЛЫ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
• Используйте стул с подушкой, стул Stokke или мяч.
• Жилет с утяжелением, вес на лодыжки или запястья поможет ребёнку организовать своё тело.
• Дайте ребёнку утяжелённые приборы.
• Надавливайте на плечи ребёнка для создания напряжения мышц.
• До приёма пищи подготовьте ребёнка сжатием или растягиванием суставов, массажем, прыжками...
• Надавите на дёсны, щёки и губы ребёнка, используя вибрирующую зубную щётку.
ИГРА
• Надевайте на ребёнка утяжелённый жилет.
• Используйте утяжелители для ног и рук.
• В общественных местах наденьте на ребёнка рюкзак.
• Давайте ребёнку возможность прыгать, ползать, носить предметы, тянуть.
• В помещении во время спокойной игры можно сидеть на пуфе или мяче.
• Используйте утяжелённые насадки на карандаш.
• Надевайте на ребёнка утяжелённый жилет.
• Используйте утяжелители для ног и рук.
• Давайте ребёнку тяжёлый рюкзак.
• Пусть у ребёнка будет возможность прыгать, ползать, носить предметы во время перерывов или для помощи учителю/воспитателю.
• Если ребёнку тяжело сидеть, ищите альтернативы: позвольте ему сидеть на пуфе или мяче.
• Пусть перемены будут максимально активными
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев