Комментарий на Евангелие от МАТФЕЯ (26 глава)
Продолжаем 📖 Матфея 26 глава — одна из самых длинных и драматичных в Евангелии. Здесь начинается страстной путь Иисуса — последние часы перед крестом. Глава делится на несколько ярко выраженных сцен:
________________________________________
🔹 Матфея 26:1–5 — Заговор против Иисуса
1 Завершив наставления, Иисус сказал ученикам:
2 «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий будет предан на распятие».
3 Тем временем первосвященники, книжники и старейшины народа собрались во дворе у первосвященника Каиафы.
4 Они обсуждали, как бы с помощью хитрости схватить Иисуса и убить Его.
5 «Но только не во время праздника, — говорили они, — чтобы не вспыхнул народный бунт».
💬 Комментарий:
• Иисус знает о предстоящих страданиях и прямо говорит об этом — Он не жертва обстоятельств, а сознательно идёт на крест.
• Религиозные вожди боятся народа — политическая игра и манипуляция важнее истины.
• Ирония: они не хотят убивать в праздник, но именно тогда и произойдёт распятие — Божий план выше человеческих интриг.
________________________________________
🔹 Матфея 26:6–13 — Помазание в Вифании
6 Когда Иисус был в Вифании, в доме Симона, которого Он исцелил от проказы,
7 И возлежал за столом, к Нему подошла женщина с алебастровым сосудом, наполненным драгоценным ароматическим маслом, и вылила его Ему на голову.
8 Ученики, увидев это, возмутились и заявили: «К чему такая расточительность?»
9 Это масло можно было бы продать за большие деньги и раздать нищим».
10 Но Иисус, заметив их недовольство, сказал: «Зачем вы упрекаете эту женщину? Она сделала для Меня доброе дело.
11 Бедные всегда будут с вами, а Я — не всегда.
12 Она приготовила Меня к погребению.
13 Истинно говорю вам: где бы ни проповедовали Евангелие, везде вспомнят и о том, что сделала эта женщина».
💬 Комментарий:
• Женщина (по другим Евангелиям — это Мария, сестра Лазаря) проявляет безусловную любовь и поклонение.
• Ученики, включая Иуду (ср. Ин. 12:4–6), не понимают: любовь к Христу — выше экономической рациональности.
• Иисус принимает это как акт помазания на смерть — она первой поняла то, чего не поняли даже ученики.
________________________________________
🔹 Матфея 26:14–16 — Предательство Иуды
14 Тогда Иуда Искариот, один из двенадцати, пошёл к первосвященникам
15 И сказал: «Что вы дадите мне, если я предам вам Иисуса?» Они предложили ему тридцать серебряных монет.
16 С того времени он искал удобного случая предать Его.
💬 Комментарий:
• Цена предательства — 30 серебряников — была ценой раба (см. Исх. 21:32). Подчёркивает, как низко оценили Христа.
• Иуда ищет возможность в удобный момент — скрытно, без шума, чтобы не вызывать возмущения народа.
________________________________________
🔹 Матфея 26:17–30 — Пасха и установление Вечери Господней
17 В первый день праздника Пресного Хлеба ученики подошли к Иисусу и спросили: «Где нам приготовить для Тебя пасхальную еду?»
20 Когда настал вечер, Иисус возлёг за столом с двенадцатью учениками.
21 И когда они ели, Он сказал: «Истинно говорю вам: один из вас предаст Меня».
23 «Кто только что окунул со Мной руку в блюдо — тот предаст Меня».
25 Тогда и Иуда, который собирался предать Его, спросил: «Неужели это я, Учитель?» — Иисус ответил: «Ты сам сказал это».
26 Во время еды Иисус взял хлеб, благословил его, разломил и, раздавая ученикам, сказал: «Возьмите, ешьте — это тело Моё».
27 Затем взял чашу, произнёс благодарственную молитву и подал им, сказав: «Пейте из неё все,
28 Это — кровь Моя нового завета, проливаемая за многих для прощения грехов».
💬 Комментарий:
• Это установление Святой Вечери — центрального христианского обряда, в котором Христос даёт Себя.
• Иуда участвует в Пасхе, хотя уже замыслил предательство.
• Вино и хлеб — не просто символы, а обещание и присутствие Иисуса, подтверждение Нового Завета (Иер. 31:31–34).
________________________________________
Продолжаем 📖 Матфея 26:31–56 — один из самых драматических и насыщенных богословски отрывков всего Евангелия. Здесь Иисус вступает в Гефсиманское страдание, ученики — в кризисе веры, а предательство и арест становятся началом страстей Христовых.
________________________________________
🔹 Матфея 26:31–35 — Предсказание отречения Петра
31 По дороге Иисус сказал им: «В эту ночь все вы оставите Меня, как написано: “Поражу пастуха, и овцы стада разбегутся” (Зах. 13:7).
32 Но после того, как Я воскресну, направлюсь в Галилею раньше вас, и там мы встретимся».
33 Пётр же сказал Ему: «Даже если все оставят Тебя — я никогда не оставлю!»
34 Иисус ответил: «Истинно говорю тебе: в эту же ночь, прежде чем пропоёт петух, ты трижды отречёшься от Меня».
35 Но Пётр продолжал настаивать: «Даже если мне придётся умереть с Тобой, я ни за что не отрекусь от Тебя!» Подобное говорили и остальные ученики.
💬 Комментарий:
• Иисус цитирует пророчество Захарии, показывая, что страдания предсказаны, и ученики временно рассеются, но Он воскреснет и соберёт их.
• Пётр искренен, но самоуверен. Его будущий провал — пример человеческой слабости, но также будущего восстановления по благодати.
• Эта сцена — прелюдия к покаянию и прощению. Никто не выдерживает испытания без силы Божьей.
________________________________________
🔹 Матфея 26:36–46 — Молитва Иисуса в Гефсиманском саду
36 Когда они пришли в Гефсиманский сад, Иисус сказал ученикам: «Останьтесь здесь, пока Я пойду и помолюсь».
37 Взяв с Собой Петра и двух сыновей Зеведея, Он начал скорбеть и тревожиться.
38 Тогда Он сказал им: «Душа Моя объята смертельной печалью. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной».
39 И, отойдя немного, Он пал лицом на землю и молился: «Отец Мой! Если возможно, пусть эта чаша минует Меня. Впрочем, пусть будет не как Я хочу, но как Ты».
40 Вернувшись к ученикам, Иисус застал их спящими. И сказал Он тогда Петру: «Неужели вы не смогли бодрствовать со Мной хотя бы один час?
41 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не поддаться искушению. Дух бодр, но плоть слаба».
42 Второй и третий раз Иисус повторяет ту же молитву, но возвращаясь, находит их спящими.
46 «Вставайте, пойдём! Вот, приблизился предающий Меня».
💬 Комментарий:
• Гефсимания (буквально: «масличный пресс») — место внутреннего давления, символ страдания души Иисуса.
• Чаша — метафора Божьего гнева или страданий (см. Ис. 51:17; Иер. 25:15). Иисус, как Человек, страшится страданий, но как Сын — повинуется Отцу.
• Ученики спят — образ человеческой несостоятельности и неготовности. Вызов к бодрствованию — призыв для Церкви всех времён.
• Здесь решается борьба — воля Христа подчиняется Отцу, и Он выходит из сада готовым принять крест.
________________________________________
🔹 Матфея 26:47–56 — Арест Иисуса
47 Едва Он закончил говорить, как появился Иуда, один из двенадцати, с большим отрядом вооружённых мечами и дубинками людей, посланных первосвященниками и старейшинами.
48 Предатель заранее условился с ними о знаке, сказав: «Кого я поцелую — Тот и есть; берите Его под стражу».
49 Подойдя к Иисусу, Иуда сказал: «Радуйся, Учитель!» — и поцеловал Его.
50 Но Иисус спросил: «Друг, для чего ты пришёл?» Тогда подошли другие, схватили Иисуса и взяли Его под стражу.
51 Один из бывших с Иисусом (Иоанн называет его Петром), выхватив меч, ударил раба первосвященника и отсёк ему ухо.
52 Но Иисус сказал ему: «Вложи меч в ножны, так как все, взявшие меч, от меча и погибнут.
53 Или ты думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего? Он немедленно пошлёт Мне более двенадцати легионов ангелов.
54 Но как тогда сбудутся Писания, предсказывающие, что так должно быть?»
56 Тогда все ученики, оставив Его, разбежались.
💬 Комментарий:
• Поцелуй — символ дружбы, стал орудием предательства. Глубоко иронично: Иуда обнимает Того, Кого предаёт.
• Иисус называет Иуду «друг» — не иронично, а с болью. Он до конца открыт к примирению.
• Пётр, выхвативший меч, — символ человеческой самозащиты, против воли Божьей.
• «Двенадцать легионов ангелов» (~72 000) — силы небесные готовы вмешаться, но Иисус сознательно идёт на страдание.
• Ученики бегут — как и предсказано. Одинокий Мессия вступает на путь искупления вместо всех.
________________________________________
🔍 Вопросы для размышления:
1. Почему ученики не могли бодрствовать с Иисусом в момент величайшей нужды? Узнаём ли мы в них себя?
2. Как мы реагируем на страдания — пытаемся «выхватить меч» или покорно принимаешь волю Отца?
3. Что значит для нас молитва Христа: «Не как Я хочу, но как Ты»?
________________________________________
Продолжаем 📖 Матфея 26:57–75 — одна из самых напряжённых и трагических сцен: незаконный суд над Иисусом и отречение Петра. Здесь открывается контраст между стойкостью Христа и слабостью человеческой природы, между ложью и истиной, между религиозным лицемерием и истинным свидетельством.
________________________________________
🔹 Матфея 26:57–68 — Суд у первосвященника
57 А взявшие Иисуса под стражу, отвели Его к первосвященнику Каиафе, где уже собрались книжники и старейшины.
58 Пётр же следовал за ними на некотором расстоянии до двора первосвященника и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы наблюдать за развитием событий.
59 Первосвященники и весь Синедрион искали ложное свидетельство против Иисуса, чтобы предать Его смерти.
60 Но, не смотря на то, что приходило много лжесвидетелей, им не удавалось найти убедительных доказательств. Наконец выступили ещё двое
61 И заявили: «Он утверждал: “Я могу разрушить храм Божий и за три дня отстроить его”».
62 Тогда первосвященник встал и спросил Иисуса: «Почему Ты молчишь? Что скажешь на эти обвинения?»
63 Но Иисус молчал. Тогда первосвященник сказал Ему: «Заклинаю Тебя живым Богом — скажи нам: Ты действительно Христос, Сын Бога?»
64 Иисус ответил ему: «Ты сам это сказал. Но, говорю вам: с этого момента знайте — вы увидите Сына Человеческого, сидящего по правую руку Силы и грядущего на облаках небесных».
65 Тогда первосвященник разодрал свою верхнюю одежду и воскликнул: «Он богохульствует! На что ещё нужны нам свидетели? Вы сами только что слышали эти слова!
66 Что скажете? Какое ваше решение?» — «Смерть Ему! Он виновен и должен умереть!» — закричали они.
67 Тогда они стали плевать Ему в лицо и бить кулаками; некоторые наносили пощёчины
68 И, издеваясь, говорили: «Эй Ты, Христос! Если Ты пророк — скажи, кто ударил Тебя?»
💬 Комментарий:
• Суд ночью — незаконен по еврейскому закону. Искали не истину, а повод для смерти.
• Обвинение: Иисус якобы говорил о разрушении храма — но искажённая версия слов (ср. Ин. 2:19). Настоящее «преступление» — признание Себя Сыном Божьим и Мессией.
• Фраза: «Ты сказал» — еврейский оборот, подтверждающий, но вежливо перекладывающий ответственность на спрашивающего.
• Слова Иисуса о Себе — отсылка к Даниилу 7:13 и Пс. 109:1 — это прямое исповедание Божественной власти.
• Раздирание одежды первосвященником было запрещено (Лев. 21:10), но он драматизирует ситуацию, считая слова Христа богохульством.
• Унижения Иисуса — исполнение пророчеств (Ис. 50:6; 53:3–5). Они издеваются над Тотальным Мессией, не осознавая, Кто перед ними.
________________________________________
🔹 Матфея 26:69–75 — Отречение Петра
69 Пётр тем временем сидел во дворе. К нему подошла служанка и сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином!»
70 Но он отрёкся на глазах у всех, сказав: «Не понимаю, о чём ты говоришь».
71 Когда он направился к воротам, другая служанка увидела его и сказала окружающим: «И этот был с Иисусом Назореем!»
72 Он снова отрёкся, поклявшись: «Я не знаю этого Человека!»
73 Немного погодя подошли стоявшие там и сказали: «Ты точно один из них, ведь твой галилейский акцент выдаёт тебя».
74 Тогда он стал клясться и божиться: «Не знаю я этого Человека!» И в тот же момент пропел петух.
75 Тогда Пётр вспомнил, что Иисус сказал ему: «Прежде, чем пропоёт петух, ты трижды отречёшься от Меня». И, выйдя за ворота, он горько заплакал.
💬 Комментарий:
• Пётр — горячий ученик, который клялся умереть с Иисусом. Но страх, одиночество, давление окружающих ломают его.
• Отречение происходит по нарастающей: сначала простое отрицание, потом с клятвой, затем с проклятием. Так выглядит сползание в грех.
• Петух — знак милости. Напоминает ученику не о позоре, а о пророческом слове Спасителя.
• Слёзы Петра — начало его покаяния и будущего восстановления. Контраст с Иудой (Матф. 27) подчёркивает: грех — не конец, если есть раскаяние.
________________________________________
🔍 Вопросы для размышления:
1. Почему Иисус молчал на суде? Как это соотносится с Его истиной?
2. Чем отличается Пётр от Иуды, если оба предали?
3. Бывало ли, что мы отказывались от веры под давлением? Что помогло вернуться?
________________________________________
Пастор Александр Серков

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев