Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1668 гг. Музей истории искусств, Вена
Все звуки и краски мира художник переводит на особый язык искусства. Его восприятие окружающего мира гораздо богаче нашего, вот почему нередко он выступает первооткрывателем Вселенной. То, что ускользает от нашего слуха и зрения, он способен услышать и увидеть. Он не пройдёт мимо мельчайших
подробностей и деталей, сумеет определить отличительные свойства предметов и явлений. Это талант особый, который присущ только настоящим художникам. Именно о них писал А. К. Толстой:
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нём есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивлённый.
В художественном произведении всё находится во власти его творца. Мы, зрители, слушатели или читатели, ничего не можем изменить в созданном им мире, не можем вмешаться в действие, предотвратить какие-то поступки героев. Любая случайность заранее определена автором.
Б. Л. Пастернак однажды заметил: "И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд". Эту особенность художественного творчества отметил и русский критик Н.А. Добролюбов: "В нем, как в магическом кристалле, отражаются и по воле его останавливаются, застывают и отливаются в твердые, неподвижные формы - все явления жизни, во всякую данную минуту". Он может, кажется, остановить саму жизнь, навсегда укрепить, поставить перед нами самый неуловимый миг ее, чтобы мы вечно на него смотрели поучаясь или наслаждаясь".
Жизнь художника обычно протекает в двух сферах - бытовой и художественной. Эти два жизненных аспекта могут сливаться в одно целое, могут частично совпадать или вообще не соприкасаться. При создании произведения искусства находит отражение не бытовая, а художественная сторона жизни. Автор и его герой - не одно и то же лицо. Об этом всегда нужно помнить, анализируя художественное произведение.
Комментарии 2