Если кто помнит, когда-то у нас в прокате шел "Монпарнас, 19 (1958 г.) про того же художника в исполнении Жерара Филиппа. Но даже в те невинные времена фильм был признан неудачным, так как абсолютно не отклонялся от старых песен типа "жил-был художник один, много он бед перенес". Нищий-голодный, кашлял-кашлял, как умер – разбогател. Снаружи биография Модильяни вроде ложится на такие песни, но кино – это не отдел кадров. И на сей раз с участием Энди Гарсиа режиссер это доказал. Вместо "юноши бледного с взором горящим" на экране большой и сильный мужик, любящий женщин, выпить и покурить гашиш. Гарсиа играет абсолютно нормального мужика с хорошим чувством юмора, в поехавшей крыше его никак не заподозришь. А это уже заставляет совершенно иначе отнестись к биографической "бездомности", к "безденежью", к "очень много женщин", "очень много выпивки", "очень много гашиша". И на эгоизм не сошлешься – как мог, он заботился о своей женщине. Но настоящий художник – тот, кто делает лишь то, что хочется, а народ это не понимает. Народ понимает всех остальных, чуть меньше художников, чуть больше жуликов, даже если у них фамилия Пикассо. Но в чем-то им надо пойти и сдаться – за деньги и за пиар. Модильяни не сдался до самого конца, и Мик Дэвис снял именно это.
Бескомпромиссность дозволена хорошей осведомленностью. Все показанные факты соответствуют действительности, единственное, что время несколько уплотнено. Не так быстро все происходило, как выглядит. Но по большей части, если Мик Дэвис чего-то не знает, он это и не показывает. История любви Моди и Жанны Эбютерн в фильме почти антипсихологична, она просто дана: так было. Но, может, в отличие от свободы любовь как раз лучше видно, если в нее не лезть. К тому же актриса Эльза Зильберштайн не только портретно похожа на свою героиню, она, видимо – сама такая. Во всяком случае, ее игра вызывает уверенность, что актриса-то все понимает про Жанну, ничего ей не надо объяснять Любовь – третий повод посмотреть фильм. А четвертый, конечно – конкурс. Как за одну ночь все самые знаменитые художники Парижа написали по картине, а утром выставили в "Ротонде" на предмет, кто же лучше – это очень здорово снято. Даже если не отличаешь Репина от Рафаэля, все равно дух захватывает. Кто-то из критиков сказал: "Эти семь минут стоили всего фильма".
Комментарии 2