На смену яркому «палеолитическому реализму» приходит гораздо более схематичный графичный стиль. Образ человека или животного все более становится знаком или символом, кроме того, широко распространяется и усложняется орнамент, которым украшают различные декоративные и бытовые предметы. Грандиозный пафос росписей древнекаменного века постепенно выдыхается. Ведь то был пафос юности, первая попытка освоить изображением окружающий мир, многоликое звериное царство. И в эту попытку, увенчавшуюся столь вдохновляющим успехом, первобытный человек вложил всю непосредственность и всю страстность своего мироощущения. Новые задачи вставали перед человеком по мере того, как он продвигался по пути прогресса.
Первобытнообщинный строй развивался и укреплялся уже с преобладанием патриархата, т. е. отцовского начала, отцовского рода, над матриархатом. Совершенствуясь с каждым тысячелетием и веком, полирование, пиление и сверление повышали качество орудий труда. И главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменялись земледелием и скотоводством. Это очень существенный момент.
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. В эпоху мезолита изображения часто наносятся на поверхность скал. Происходят изменения в тематике: появляются сцены охоты, битв, сбора меда, культовые танцы. Сцены обычно пронизаны движением и состоят из большого количества схематически нарисованных персонажей. Формируется центр изображения, где в центре – человек, а не зверь.
Человеческие фигуры изображены стилизовано – без одежд и без лиц. Лишь иногда, в отдельных случаях, на них что-то, похожее на короткие штаны, которые даже не достигают колен. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. В отличие от мужчин, женщины одеты в длинные юбки, как правило, колоколовидные, груди их обнажены. В тех редких случаях, когда среди образов наскальных росписей появляются дети, они всегда связаны с женскими фигурами.
В пещере Аддаура (10 тысяч лет до н.э.) поцарапанные фигуры людей изображены в различных ракурсах. В композиции задействовано около десяти человек. Возможно, изображён какой-то обряд (жертвоприношения?) с последующим ритуальным танцем. Памятник уникален тем, что здесь мы наблюдаем, во-первых, обращение интереса к человеческому телу, во-вторых, передачу человеческого тела с разных ракурсов, с разных сторон, когда во главу угла будет поставлена способность человеческой фигуры, жеста, положения ног в пространстве передавать определенный нюанс движения, что станет важным, когда человек приобретет статус главного героя в мезолитическом искусстве, для того, чтобы текст стал повествовательным, стал сюжетным.
Комментарии 1