Говоря об истории рельефа Раннего царства и о сложении канонов, необходимо упомянуть и о тех изображениях, которые оставались вне канонических рамок. Уже на плите Нармера мы отмечали различие в трактовке фигур царя и его приближенных по сравнению с двумя пленниками, держащими головы фантастических зверей (лицевая сторона плиты). Фигуры пленных и дальше, до конца Раннего царства, продолжали изображать совершенно свободно, в самых различных положениях, как об этом можно судить по рельефам на базе известняковой статуи фараона Хасехема из Нехена, где фигуры поражают необыкновенной живостью, свободой рисунка, выразительностью поз. Ни одна из них не повторяет другую, ни в одной мы не чувствуем той скованности, которая отмечает изображения царей, вельмож, богов. Вряд ли можно найти более разительное и наглядное доказательство того, насколько давящим бременем легли каноны на творчество египетских мастеров Раннего царства.
Изображения на плоскости не столько смотрелись, сколько читались. Эти изображения, так же как и письмена, при первых династиях составляли неразрывное единство. Постепенно за созданием этих изображений тоже закрепились определенные правила. Так, художник изображал предмет на плоскости не таким, каким он мог видеть в том или ином случайном положении, под тем или иным случайным углом зрения. Ему необходимо было изобразить предмет так, чтобы все его характерные признаки были видны одновременно. Т. е. предметы изображались так, как если бы на них смотрели одновременно сбоку и прямо. Этим объясняется странное на наш взгляд построение человеческого изображения: голова, локти и низ тела повернуты вбок, плечи же и глаз нарисованы прямо. В изображениях животных, для которых обыкновенно более существенным является вид сбоку, египетская передача менее отлична от нашей.
Комментарии 2