Эта традиция сохранится и будет долго фиксироваться в архаических обрядах вызывания воды, когда во время засухи обнаженные женщины пашут либо поле, либо реку, вызывая воду или, наоборот, приводя водную стихию в некое гармоническое состояние. Для культур ранних земледельцев эти темы становятся актуальными, ибо труд земледельца носит сезонный характер. Труд земледельца, результат его труда очень зависит от окружающих его климатических условий, и, соответственно, все стихии (солнце, ветер, вода), с точки зрения земледельца, должны находиться в гармоническом соотношении, в том гармоническом соотношении, которое необходимо для каждой отдельной территории, для каждой отдельной культуры, для того чтобы его труд не пропал зря. Таким образом, эти темы и входят в состав повторяемых обязательных мотивов, тем в росписи ранних земледельцев, когда от простой имитации материалов и техник, связанных с изготовлением посуды в быту, переходят к записи модели мира, выстраиванию этой модели мира по тем законам, которые необходимы каждой отдельной культуре.
Семь тысяч лет назад наши предки знали, зачем они пришли в этот мир и куда им идти дальше. Уникальные сведения об этом они оставили на необычных носителях информации, которым, оказалось, не страшны ни время, ни огонь, ни вода. Это керамические сосуды. Замысловатые рисунки на стенках глиняных кувшинов и тарелок, маленькие фигурки человека и животных, макеты домиков, орудия труда и украшения древних земледельцев – это настоящая древняя библиотека, в которой хранятся знания о мире и жизни первых развитых цивилизаций человечества.
Комментарии 2