Автор скандально известного моностиха «О, закрой свои бледные ноги!» Брюсов, признанный глава и идеолог символизма в 1890-е годы, пройдя через улюлюканье критики, разрушил прежнюю поэтическую систему и старое читательское восприятие. Тогда эти стихи воспринимались как абсолютное откровение той малой частью публики, которой понравился Брюсов, и которые символистов приняли. Собственно говоря, задачей символистов, и Брюсова в том числе, было не только отобрать верных, но и отсечь ту публику, которая им не подходила.
Но даже самые умные и тонкие люди эпохи были шокированы этими стихотворениями и этим сборником. Одним из тех, кто был возмущен, был философ и поэт Владимир Соловьев, который написал на символистов и на Брюсова в частности, очень едкую пародию:
На небесах горят паникадила,
А снизу - тьма.
Ходила ты к нему иль не ходила?
Скажи сама!
Но не дразни гиену подозрения,
Мышей тоски!
Не то смотри, как леопарды мщенья
Острят клыки!
И не зови сову благоразумья
Ты в эту ночь!
Ослы терпенья и слоны раздумья
Бежали прочь.
Своей судьбы родила крокодила
Ты здесь сама.
Пусть в небесах горят паникадила,
В могиле - тьма.
Надо сказать, Брюсов был страшно обижен на эту пародию. И такой реакции, хотя он сам ее отчасти провоцировал, не ожидал. В течении некоторого времени Брюсов даже думал распустить символистов, и перестать писать символистские тексты. Но все-таки он переборол себя. В 1896 году он написал еще одну книгу стихов, в которой господствует другой символизм – не тот символизм, иррациональный, который он пытается создавать в сборнике «Русские символисты», а символизм так называемого парнасского типа, то есть французских символистов и предсимволистов как поэт Леконт де Лиль – холодный и более близкий, наверное, более органичный для самого Брюсова.
Тем не менее, над отрицательными отзывами Валерий Брюсов думал немало. И потом написал брошюру «Об искусстве» (1899 г.), в которой подвёл итоги своих воззрений на искусство. Он только что перевёл новую книгу Поля Верхарна, хорошо знает Метерлинка, сонеты Маларме, блистательного Теофиля Готье, он знает современную классическую литературу. С раннего детства ему близки размышления о сути искусства. Много общих настроений сменилось в его душе, а от некоторых ему уже пришлось отказаться. Что ж такое искусство? Прежде всего искусство должно быть свободным выражением души художника. Никто не властен над художником. Мелькают мгновения жизни. Каждое мгновение неповторимо.
«Мгновения отходят в могилу без надежды воскреснуть, – писал В. Брюсов. – Задача искусства – сохранить для времени, воплотить это мгновение, это мимоидущее. Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель раскрыть другим свою душу. Человек умирает, его душа, не подвластная разрушению, ускользает и живет иной жизнью. Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, – душа его, все та же, жива и для земли, для всего человечества.
Кто дерзает быть художником, должен найти себя, стать самим собою… Кто дерзает быть художником, должен быть искренним – всегда без предела. Все настроения равноценны в искусстве, ибо ни одно не повторится; каждое дорого уже потому, что оно единственное. Душа по своей сущности не знает зла. Чем яснее кто поймет свою душу, тем чище и возвышеннее будут его думы и чувства…» (В. Брюсов "Из моей жизни").
Свобода личности и талант – вот главное в искусстве.
Комментарии 3
Дягилев, Маяковский и Стравинский скептически отнеслись к самой идее оперы на сюжет Брюсова.
А по словам Н. Мясковского, Прокофьев именно в этой опере поднимается в свой полный рост.
"Она, быть может, несколько тяжела для восприятия, но тяжела от богатства ― как дерево, отягченное плодами!" (Рихтер).
Уже закончив оперу, композитор узнал о тайнах любовного треугольника — Брюсове (Рупрехт) и влюблённой в Андрея Белого (Генрих) Нине Петровской (Рената), использовавшихся Брюсовым для создания сюжета романа.
Это, а также противоречие христианскому мировоззрению, привело к появлению 2-й редакции оперы.
Но долгие годы театры так и не отваживались на постановку пронизанной оккультизмом и сложным языком оперы.
Прокофьев подумывал сжечь партитуру, а музыкальный материал оперы использовал в Третьей симфонии.
Мировая премьера оперы состоялась после смерти автора в 1955 году в Ве...ЕщёПо роману Валерия Брюсова "Огненный ангел", была написана опера Сергея Прокофьева в 1919—1927 годах.
Дягилев, Маяковский и Стравинский скептически отнеслись к самой идее оперы на сюжет Брюсова.
А по словам Н. Мясковского, Прокофьев именно в этой опере поднимается в свой полный рост.
"Она, быть может, несколько тяжела для восприятия, но тяжела от богатства ― как дерево, отягченное плодами!" (Рихтер).
Уже закончив оперу, композитор узнал о тайнах любовного треугольника — Брюсове (Рупрехт) и влюблённой в Андрея Белого (Генрих) Нине Петровской (Рената), использовавшихся Брюсовым для создания сюжета романа.
Это, а также противоречие христианскому мировоззрению, привело к появлению 2-й редакции оперы.
Но долгие годы театры так и не отваживались на постановку пронизанной оккультизмом и сложным языком оперы.
Прокофьев подумывал сжечь партитуру, а музыкальный материал оперы использовал в Третьей симфонии.
Мировая премьера оперы состоялась после смерти автора в 1955 году в Венеции.
По мнению поклонников С. Прокофьева, "Огненный ангел" - лучшая опера С. Прокофьева. Она сложна, но стоит усилий постижения.
Но психологически, как тип, Прокофьеву близок не Маяковский, а Брюсов. Энергия, глубина, эгоцентризм.
А Маяковскому ближе Шостакович. Но они друг друга не любили.