На излете XIX века Николай Константинович Рерих совершил путешествие по северной части легендарного пути «из варяг в греки». По итогам этого вояжа в Новгород родился одноименный очерк, а затем появились живописные и графические работы.
«Заморские гости» – одно из самых известных произведений Рериха. Его сюжет – плывущий по волнам караван варяжских ладей – стал визитной карточкой раннего периода творчества художника. Николай Константинович написал целую серию работ «Начало Руси. Славяне» с общим подзаголовком «Народная живопись», куда вошли и «Заморские гости».
Экспонат Вятского художественного музея создан в 1902 году. Он стал одним из авторских повторений написанного годом ранее полотна из собрания Третьяковской галереи. Пастельная версия имеет незначительные отличия в композиции и проработке деталей. Но именно они придают ей самобытность и позволяют считать самостоятельным произведением.
На картине практически нет прямых линий. Плавные изгибы крыльев чаек рифмуются с усами пенистых волн, надутыми парусами, рябью воды и покатыми холмами с городищем. Динамику работе придает смещенная влево диагональная композиция и низкая точка зрения, почти на уровне воды. За рамками картины легко угадывается ее продолжение.
Рерих почти не смешивал оттенки и использовал в работе чистые цвета, которые растушевывал и ограничивал черным контуром. Этот прием помог придать изображению глубину и добиться декоративного эффекта, характерного для древнерусской живописи.
Приглушенные краски, сатиновый рельеф пастели и обобщенные силуэты создают впечатление зарисовочности. Причудливые отражения кораблей с драконьими головами и разноцветными щитами, пестрота парусов на фоне синевы воды и изумрудных берегов оживляют картину. Кажется, что она движется навстречу зрителю и слышится плеск волн.
В «Заморских гостях» воплотился характерный рериховский стиль, в котором было выполнено большинство работ его славянского цикла.
12+
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2