Ян Вермеер "«Девушка с жемчужной сережкой» , 1665 год
(44,5 × 39 см, Галерея Маурицхёйс, Гаага)
🔵 О ХУДОЖНИКЕ
Ян Вермеер родился 31 октября 1632 года в городе Делфт, Нидерланды. Вырос в семье предпринимателя, который занимался производством шелка для портьер и обивки мебели. О жизни художника сохранилось очень мало сведений.
В 1653 году Вермеер был принят в гильдию Святого Луки, где несколько лет обучался живописи. Затем помимо написания картин помогал своей матери управлять трактиром, доставшимся ей в наследство после смерти мужа.
В 1662-63 и 1670-71 годах Ян Вермеер руководил гильдией Святого Луки и занимал там должность декана, что было очень почетно в то время. К тому же его работы как художника весьма ценились, но в основном картины Вермеер писал только для своих заказчиков-меценатов. Также он был известен и как эксперт по вопросам искусства.
От рождения был протестантом, но принял католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес. В браке родилось 15 детей, что даже для того времени было исключением. Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках.
Ян Вермеер прожил недолгую жизнь и скончался в возрасте 43 лет 15 декабря 1675 года от сердечного приступа в родном Делфте. Его похоронили в фамильном склепе в церкви Старой церкви, место под которой было выкуплено тещей художника Марией Тиннс. Его жена из-за долгов вынуждена была отказаться от наследства и передала его кредиторам.
После смерти художника, его имя было забыто. Но часть уцелевших полотен, собранных в конце 19 века, открыли ценителям живописи мастера небывалого уровня. Его живописная техника уникальна даже для его времени. Композиция его полотен, его владение ненавязчивым колоритом, тончайшее портретирование - аналогов не имеют. Он художник предельно камерный и техничный, сосредоточенный на изображении предметного мира и окружающих людей.
🔵 О КАРТИНЕ
Портрет девушки с жемчужной сережкой изображает молодую особу в сине-желтом тюрбане на голове и большой жемчужной сережке в ухе. Для росписи тюрбана художник использовал один из своих любимых красителей — лазурит, за который в то время пришлось дорого заплатить. Это может свидетельствовать об отличном материальном положении художника, тем более что этот цвет часто встречался на созданных им полотнах.
Четкий или единственный акцент — это серьга с большой жемчужиной, в которой мы можем видеть отражение света. Свет — как и в большинстве работ Вермеера — падает на левую часть картины. Это самый важный фактор, который создает настроение в его работе и формирует формы мягко, почти как Леонардо. Композиция скупая и статичная, цвета гармоничные, но довольно прохладные.
Отличная растушевка лица создана с помощью плоской кисти из барсучьей шерсти. Вся работа представляет собой чудесную игру света и тени. Есть подозрение, что девушка на картине может быть дочерью художника — Марией. В других источниках говорится, что женщина на картине — одна из тайных любовных привязанностей художника.
Что наиболее интригует, так это выражение лица модели. Девушка производит впечатление, что ее поймал зритель, и осознание того, что за ней наблюдают, отражается на ее лице. Широко открытые глаза и слегка приоткрытые губы показывают нам ее удивление или даже страх. Выразительные эмоции контрастируют с тишиной, даже пустотой, окружающей главную героиню.
Свет, падающий с левой стороны картины, мягко освещает ее лицо. Это добавляет немного театральности, но все же очень тонко. Отсутствие ситуационного контекста и черный фон за персонажем дополнительно усиливают ауру таинственности. Очень интригует тип красоты изображенной женщины. Он не отражает классические каноны красоты, что заставляет задуматься, нравится ли нам девушка. Ее лицо, напротив, скрывает множество эмоций, о которых мы не можем догадаться.
🔵 СУДЬБА КАРТИНЫ
Картина была написана в 1665 году, и более двух столетий пролежала в забытьи.
Долгое время полотно находилось в частной коллекции, недоступной для широкой публики. Позже, работа была продана на аукционе в 1881 году за небольшую сумму в 2 гульдена 30 центов. В нынешней экономике он составлял менее 30 долларов. Картину приобрел коллекционер Арнольдус Андриес де Томбе. После его смерти в 1902 году полотно было передано в дар музею Маурицхейс в Гааге, где оригинал находится до сих пор.
После реставрации работы в 1994 году пожелтевший слой лака был удален, благодаря чему подпись мастера стала видна, и картине вернули былое великолепие.
#рисование #школарисования #художник #artwork #myart #artschool #artstudio #вдохновение #творчество
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 14