Психолог, доктор наук, профессор А.К. Маркова выделила 13 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Затем 11 класс был дополнительно разделён на две части, поэтому на сегодняшний день мы знаем о 14 типах ССС.

Усложнение заключается в наращивании количества слогов и использовании их различных типов:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (рыба, юла).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, ток).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (клетка, кнопка).
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Искажение слоговой структуры слов детьми до 3 лет может быть вариантом физиологической нормы. К примеру, «малалёт» - самолёт; «бакака» - собака. При нейротипичном развитии в три года дети уже начинают правильно воспроизводить словесные структуры.

Как должна формироваться и развиваться слоговая структура слов у детей?
• 0 - 2 года - повторение простых слогов: «ма-ма», «ба-ба» и пр.;
• 3 - 4 года - воспроизведение слов из одного, двух и трёх слогов («мята», «дом», «машина»);
• 4 - 5 лет - воспроизведение слов с открытыми слогами без стечения согласных букв («долина», «рукавица»), слов из четырёх-пяти слогов и со стечением согласных букв («хвост», «мост», «строитель», «крошка», «тростинка»);
• после 5 лет - повторение предложений со сложными словами (из 3-4 слогов со стечением согласных букв) за взрослыми («строитель работал на строительстве здания», «парикмахер подстригает волосы ножницами», «в водопроводной трубе обнаружена протечка»).
Мы помним про индивидуальные варианты нормы. Кто-то «созревает» раньше, кто-то позже. Но если нарушения ССС не исчезают из речи ребёнка к 4-5 годам, то это свидетельствует о наличии патологического нарушения, требуется помощь специалиста.
Предлагаю свое пособие Вам коллеги в помошь!!!
Прикрепляю фрагменты занятий, как я играю и развиваю детей.
Комментарии 1