Американского аса удалось сбить зенитно-ракетному дивизиону под командованием майора Воронова. Ракета, выпущенная из ЗРК СА-75 «Двина», взорвалась позади самолета, от чего хвостовая часть сразу отвалилась. Фрэнсис Пауэрс же успел выбраться из кабины и спрыгнул вниз с парашютом. К слову, он должен был покончить с собой, но не сделал этого.
– У него был полый серебряный доллар, в котором спрятали булавку с ядом, — рассказывает Юрий Кнутов. — Также в кабине было очень тесно — катапультироваться было невозможно. Он понял, что погибнет от катапульты, поэтому не воспользовался ею. Дождался, пока самолет развалится, и на 10 тыс. километрах от земли раскрыл парашют.
Чего боялся Хрущев
После поражения агент ЦРУ приземлился на поле в районе свердловского села Косулино. Местные жители задержали и передали Пауэрса в руки оперативников КГБ. А в это время Никите Хрущеву уже докладывали о сбитом противнике. Хрущев был на первомайском параде и очень нервничал. Очевидцы вспоминают, что когда ему сообщили эту новость, он сдернул шляпу и радостно взмахнул ею над головой.
– Ведь в чем вся соль — наши боялись, что американец атомную бомбу на борту везет, — поясняет военный историк Юрий Кнутов. — Потому что думали, что он хочет ее на Красную площадь сбросить. Вот из-за этого был приказ любым путем сбить его. Это был колоссальный удар по репутации США. Пауэрс нам выдал, к тому же, очень ценную информацию. Мы определили технологии, которые американцы используют, но не рассказал о системе связи. Например, летит он, тумблер включил и выключил, количество щелчков это — и есть связь. Это мы узнали лишь в наши дни.
В Москве Фрэнсис Пауэрс предстал перед военным судом по обвинению в шпионаже. Он признал свою вину.
«До суда в советской прессе много писали, что Пауэрс не только шпион, который проник вглубь территории Советского Союза, но что он еще, к тому же, и предатель собственной страны, который выдал столько секретных сведений. Но к концу процесса отношение к нему сильно изменилось — люди, которые собирались перед зданием суда, говорили, что Пауэрс — неплохой парень, и что его просто использовали», — писал корреспондент BBC в Москве Иэн Макдугалл.
Летчика осудили на 10 лет — первые три года он должен был провести во Владимирской центральной тюрьме, следующие семь — в лагере. Но уже в 1962 году Фрэнсиса Пауэрса обменяли на знаменитого советского разведчика Рудольфа Абеля. Обмен шпионами двух государств состоялся на мосту Глинике в Германии.
Комментарии 7