Петр Павленский – художник, не умеющий ни рисовать, ни петь, ни танцевать, ни ваять скульптуры, ни строить дома. Зато он в совершенстве овладел искусством обращения с различными коле-режущими, царапающими предметами при помощи которых провел несколько одиночных скандальных акций с названиями, полными драматизма: «Шов; «Туша», Фиксация», «Отделение». Все они, по словам оппозиционера, служат одной цели – дробиться свободы слова в России.
В настоящий момент Павленский находится под следствием. Однако доктора временно запретили проводить следственные мероприятия в отношении явно шизофреничного «клиента» правоохранителей.
В СИЗО, а теперь и в заведение, проводящее в Мосвке стационарную психиатрическую экспертизу, Павленский попал из-за своего последнего «перворманса», который называется «Угроза». Суть акции заключалась в том, что Павленский облил бензином и поджег дверь ФСБ на Лубянке. Это должно было аллегорией утверждения, что 140 миллионам россиян угрожает преемница КГБ – ФСБ.
Интересно, что эта акция разительно отличается от предыдущих. Главным образом отсутствием личной вовлеченности – предыдущие протесты сопровождались членовредительством собственному телу Павленского. Второй момент – до этого ни разу «художник» не писал манифестов. К акции «Угроза» он подготовил подробное объяснение того, что хотел сказать, а именно, обвинить ФСБ, а значит и государство в целом, в репрессиях по отношению к россиянам. Это наводит на мысль о том, что художнику на этот раз подсказали художественную идею.
Зашейте себе рот
Размах творческой мысли, креативность, а также безжалостное отношение к собственному организму даже где-то внушает уважение. И невольно возникает мысль: вот какая жертвенность ради искусства! В 2013 году в Санкт-Петербурге к дверям Законодательного собрания помощники реформатора современного искусства принесли его, обнаженного, завернутого в колючую проволоку и оставили так лежать до того момента, как этой «Тушей» не заинтересовались правоохранители. Через год прогуливающиеся жители Москвы и гости столицы нашей Родины увидели опять же — нагого Павленского, сидящего на Красной площади с прибитой к брусчатке мошонкой. Этот перформанс «Фиксация» — метафора политической индифферентности и фатализма российского общества. Во как!
Экзорцизм для «пятой колонны»
Осенью 2014 года Павленский, вновь без одежды, потрясая деликатным местом, забрался на крышу Московской психиатрической больницы имени Сербского и отрезал себе мочку уха. Эта акция, если вспомнить объяснения доморощенного Ван Гога, имела целью сообщить гражданам о том, что он против использования психиатрии в репрессивных целях.
Экзорцизм для «пятой колонны»
Ну а впервые о Петре Павленском услышали в связи с задержанием Pussy Riot, о котором сказано выше. В 2012 году он, протестуя против тюремного заключения скандальных девиц, провел одиночный пикет в Санкт-Петербурге у Казанского собора. Вообще, в целях собственной безопасности, штопку лучше бы оставить Павленскому: а то вдруг идея возникнет по примеру Pussy Riot в рот себе что-нибудь запихнуть.
С другой стороны, пример с феминисток Pussy Riot берет его гражданская жена, или, как она себя сама называет, «соратница» Оксана Шалыгина. Вообще из своей личной жизни поборники анархического взгляда на свободу секрета не делают. И, надо сказать, их совместное проживание – само по себе является еще одним перформансом.
Оксана Шалыгина
Соратница Павленского сама охарактеризовала их совместную жизнь как протест против традиционной модели семьи и семейных ценностей. Женой, хоть гражданской, хоть официальной, она себя отказывается называть, выбирая для определения своего отношения к супругу слово «соратница». В одном из интервью «Радио Свобода» Шалыгина рассказала, что в квартире, где они проживают, нет мебели, а вот другие партнеры – как мужчины, так и женщины – постоянно в наличие. Это объясняется тем, что Шалыгина и Павленский провозглашают свободные сексуальные отношения, хотя соратница художника и родила ему двух дочерей, Алису и Лилю.
К слову, Шалыгина – не только соратница своего супруга, но и последовательница. Но если Павленский отрезал себе ухо во имя свободы, то его подруга лишила себя двух фаланг на двух мизинцах за то, что нарушила данное супругу слово рассказывать о своих партнерах. Наказав себя таким образом, она, по ее словам, восстановила «связь между действием и словом». Вообще, читая эти строки, невольно рождается мысль о том, что Шалыгину тоже не мешало бы отправить вслед за мужем к докторам.
Шалыгина не так плодовита, как ее муж, и тем не менее, по крайней мере, одну акцию отметить можно. Речь идет о книге, которую оппозиционерка «родила» в прямом смысле слова на презентации выставки Зураба Церетели в в Петербурге в мае 2014 года.
Тогда сам Павленский описал случившееся так: «Новая книга была представлена миру единственно соответствующим ситуации способом, а именно – извлечена из влагалища и втиснута в дряблые руки дочери главного приспособленца и самого продажного художника страны Зураба Церетели».
Речь шла о книге радикальных акционистов Александра Бренера и Барбары Шурц «Бомбастика».
В США давно бы пристрелили…
Интересно, что Павловский, комментируя свой поджог двери ФСБ на Лубянке, признается, что понимает мягкость отношения российских властей к себе.
«В России хорошо. Если бы я совершил акцию в США, там бы в меня, наверное, сначала выстрелили, а потом спрашивали…»
Девицы из Pussy Riot, к слову, тоже считают Россию приемлемой для жизни и уезжать отсюда они не собираются. Об этом они заявили корреспондентам, бравшим интервью сразу после их выхода из заключения.
И правильно. Оставайтесь в России! А то с такими скучными либералами, как Касьянов с его пятичасовыми прятками, лужицами под дверью в кладовке и тортами в лицо, тоскливо в либеральной оппозиции.
Ольга Мозес
http://politpuzzle.ru/24804-ekzortsizm-dlya-pyatoj-kolonny/
Комментарии 7