Группа еврейских детей с учителями, Едвабне, 1938
Нападение Германии на СССР не сулило еврейскому населению города ничего хорошего. 23 июня 1941 года немцы вошли в город, а уже 25 июня начались погромы.
Свидетельские показания Шмуля Васерштайна:
«Двое из этих бандитов, Боровский Вацек со своим братом Метеком, врываясь в еврейские квартиры вместе с другими бандитами, играли на гармони и кларнете, чтобы заглушить крики еврейских женщин и детей. Я собственными глазами видел, как нижеперечисленные убийцы убили Хайку Васерштайн, 53 лет, Якуба Каца, 73 лет, и Кравецкого Элиаша.
Якуба Каца они забили кирпичами, а Кравецкого закололи ножами, потом выкололи ему глаза и отрезали язык. Он терпел нечеловеческие муки в течение 12 часов, пока не испустил дух.
В тот же самый день я наблюдал страшную картину: Кубжанская Хая, 28 лет, и Бинштайн Бася, 26 лет, обе с младенцами на руках, видя, что творится, пошли к пруду, предпочитая утопиться вместе с детьми, нежели попасть в руки бандитов. Они бросили детей в воду и собственными руками утопили, потом туда прыгнула Баська Бинштайн, которая сразу пошла на дно, в то время как Хая Кубжанская мучилась несколько часов.
Собравшиеся погромщики устроили из этого посмешище: они советовали ей лечь лицом на воду, тогда ей скорее удастся утопиться, а она, видя, что дети уже утонули, энергичнее бросилась в воду и там нашла свою смерть».
Основные действия трагедии развернулись 10 июля 1941 года. В город начали стягиваться силы польских боевиков националистического толка, которые ранее уже принимали участие в еврейских погромах. Поляки из Едвабне также приложили руку к этой кровавой акции.
Координатором резни выступил бургомистр города Мариан Кароляк, который приказал согнать всех евреев на площадь перед городской ратушей. После того как выходы из города были заблокированы, польские националисты пошли по еврейским домам, сгоняя несчастных на главную городскую площадь. Тех, кто осмеливался сопротивляться, избивали палками, изрубали топорами или закалывали вилами. Многие дома подвергались разграблению.
Сохранились свидетельства, согласно которым польские молодчики отрубили еврейской девушке голову, а потом начали играть ей в футбол.
Убийства производились с невероятной жесткостью, как будто в городе внезапно оказались толпы маньяков. На деле же поляки убивали своих соседей - еврейских земляков.
Из книги Гросса Яна Томаша «Соседи. История уничтожения еврейского местечка»:
«Наряду с частными инициативами отдельных злодеев были преследования более систематические, охватывающие целые группы жертв. Прежде чем убить, евреев унижали.
Из актов дела Болеслава Рамотовского и его товарищей, хранящегося в архиве Главной комиссии: "Я видел, как Собута и Василевский отобрали человек пятнадцать евреев и издевательским образом заставляли их делать гимнастические упражнения.
Их группами выводили на кладбище, где уже убивали всех подряд".
Оттуда же: "Отобрали самых сильных мужчин, загнали на кладбище и приказали им выкопать ров; после того, как они его выкопали, взяли их и поубивали. Били кто чем: кто железкой, кто ножом, кто палкой".
Из свидетельских показаний, составленных Еврейской исторической комиссией в Белостоке в 1945 году: "Шелява Станислав убивал железным крюком, ножом в животы. Свидетель прятался в кустах. Слышал, как они кричат. Там, в одном месте, было убито 28 мужчин, причем самых сильных. Шелява схватил одного еврея. Язык ему отрезали. Потом долгая тишина"».
Комментарии 14