Для понимания проблемы стоит вернуться на несколько столетий назад. Наурская и Шелковская - очень старые поселения. Они являются символом русского присутствия на Кавказе и, в частности, на левом берегу Терека - исторической границе Чечни, которая, впрочем, давно уже перешла через эту границу. Чеченцы изначально жили на правом берегу реки - в горах, а на левом - в степной зоне - кочевали ногайцы, калмыки и селились казаки (их первые городки фиксируются еще в XV веке, причём даже на правобережье). Первое упоминание о Наурской относится к 1642 году, а о Шелковской - к 1718-му.
Наурская вошла в историю своей героической обороной в 1744 году во время первой Русско-турецкой войны. Станицу тогда окружило 8-тысячное войско турок, кабардинцев и татар (раньше под этим общим именем фигурировали самые разные народы Кавказа). Большинство мужчин-казаков в это время находились в походе. В станице оставалась небольшая легионная команда, старики, женщины и дети. Женщины грели на кострах и лили со стен на штурмующих кипящую смолу и даже, по преданию, горячие щи! Осаждавшие так и не смогли взять Наурскую, потеряв при этом, как пишет историк Василий Потто в книге "Кавказская война", до 800 человек - больше всего кабардинцев.
В числе убитых кабардинцев был и один из известных владельцев, князь Кагока Татарханов, и тело его осталось на поле сражения. Уже одно это обстоятельство показывает, как сильно было смятение татар, считающих священным долгом выносить из боя тела убитых товарищей, а тем более вождей и предводителей,
- сообщает Василий Потто.
В Шелковской станице на берегу Терека жил двоюродный дядя Лермонтова Аким Акимович Хастатов, у которого поэт не раз был в гостях. И чьи рассказы вдохновили его написать роман "Герой нашего времени". А отец Акима Акимовича - Аким Васильевич - был генерал-адъютантом Суворова.
Именно эти левобережные казачьи станицы описывает Лев Толстой в повести "Казаки". Жизнь и нравы их обитателей так запали ему в душу, что стали для писателя идеалом.
Вот где настоящая жизнь!
- говорил Толстой про казачьи станицы времён своей молодости и в конце жизни хотел найти там последний приют, умереть среди свободных, спокойных и гордых людей. Туда - на юг, к казакам, он пытался добраться во время своего последнего, предсмертного ухода из дома. И именно эту "идеальную" русскую жизнь, уничтоженную XX веком, пытаются окончательно стереть из памяти в XXI.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев