Счастье – понятие уж очень неконкретное. Для одного счастье – это новый автомобиль, для другого – открытие новой галактики, для третьего – приезд тёщи, а для четвертого – обычная краюха хлеба. И тем не менее, рейтинг "счастливых стран" в ООН есть.
Вероника Тушнова когда-то давно спрашивала: "Сто часов счастья… Разве этого - мало?"
А если отойти от тонкой задушевной лирики – и обратиться к цифрам, фактам, рейтингам. Получается, что Россия сейчас занимает 49-е место из 155 в списке самых счастливых стран.
Оказывается, что и такой рейтинг тоже есть – это доклад World Happiness Report, подготовленный компанией Sustainable Development Solutions Network - по заказу ООН. Так что всё поставлено на поток, высчитано, словно какой-то показатель эффективности производства посуды для битья и палочек для черчения по воде.
Тогда уж позвольте, после лирики Тушновой, обратиться с прагматичным вопросом Никола де Шамфора: "Сколько нужно глупцов, чтобы составить публику?".
Но вернемся к рейтингу. Сравнительно невысокое место России - вполне объяснимо – все знают о наших извечных бедах. А каждый россиянин ещё может добавить по своей беде, хотя и считает себя счастливым.
В итоге - 49-е место.
Впрочем, тут многое зависит не от респондентов, а от тех, кто составляет рейтинги и проводит опросы.
Самыми счастливыми, как выясняется, оказались Норвегия, Дания, Исландия. После этой троицы идут Швейцария, Финляндия, Нидерланды, Канада, Новая Зеландия, Австралия и Швеция.
Замыкают рейтинг, вполне заслуженно, Бурунди, Сирия и Центральноафриканская республика, где, как известно, в силу местной "милой" традиции, до недавнего времени поедом ели своих собратьев.
Авторы доклада говорят, что самыми счастливыми странами считаются те, в которых достигнут баланс между материальным благосостоянием и социальным капиталом.
А они уверены, что все считают высоким уровень благосостояния, скажем, - владение пентхаусом в центре Нью-Йорка?
Может, это - и высокий уровень, но не для всех. Ведь есть ещё и другие мнения, помимо группы отдельно взятых людей, гордо именующих себя авторами World Happiness Report.
Но всё-таки поговорим о странах-лидерах. Всё бы - ничего, порадоваться только можно. Но какое-то облачко-мысль пробегает.
Посмотрите: или - скандинавы, которые лидируют по суицидам, или - страны на отшибе от мировых событий.
Не повесился сегодня – уже счастье
А новозеландцу - какое дело до Алеппо с Мосулом, до сирийских беженцев? У него коровы производят самое экологическое масло, и фильмы про властелинов колец снимают.
То, что голландцы – одни из самых счастливых, это каждому наркоману понятно.
Канадцы - тоже далеко (но только - пока) от излюбленных маршрутов террористов.
А какое дело виннипегцу /жителю города в Канаде/ до того, что в Сирии головы отрезают без анестезии?
А вот одолеют "Джетс", скажем, "Монреаль" – счастья пинтами не измерить!
А самая большая трагедия, видимо, случилась в 2008 году, когда российская дружина на столетний юбилей хоккея с шайбой (который в Канаде называют канадским) обыграла в Канаде в финале чемпионата мира хозяев. Сколько это стоило канадцам в пинтах несчастья, горя – и не посчитать!
Швейцарцам тоже счастья много приваливает. Все миграционные кризисы, Brexit'ы, сирийские войны, скандалы с прослушкой – всё как-то мимо них, счастливых, проходит. Тихая гавань с надежными банковскими сейфами (говорят, что американцы разрушили всю систему банковских тайн). В это верят только счастливые, наивные люди. В этих сейфах до сих пор, если верить некоторым исследователям, хранятся золотишко и бесценные произведения искусства, пропавшие во время войн последних двух столетий, в том числе - и награбленные нацистами.
И все-таки счастье – понятие широкое, неконкретное, универсальное. Один - несчастен, сидя на сундуках с золотом, другой – счастлив и с дырявыми карманами (это я - не про протёртые до дыр ультрамодные джинсы).
Для одного счастье – это новый автомобиль, для другого – открытие новой галактики, для третьего – приезд тёщи, а для четвертого – обыкновенная краюха хлеба.
Можно ли, например, назвать счастливым бедняка, который нашёл в придорожной пыли деньги, которые такой же бедняк копил всю жизнь, чтобы заплатить за учебу единственного сына?
Могут возразить, что он-де не знал, чьи деньги.
Вот и получается, что, как один из вариантов, счастье, – это неведение.
Или даже – невидение.
Автор - Владимир Бычков, радио Sputnik. 20.03.2017
https://ria.ru/accents/20170320/1490437787.html
Нет комментариев