ЧАСТЬ 1.
Угол избы в народных представлениях нередко служит метонимическим эквивалентом жилища: "Сведем домок в один уголок" (Даль 1957: 591). Если изба может быть "свернута" до размеров угла, то в других случаях, наоборот, угол расширяется до масштабов дома и далее: "Свой уголок - свое угодье" (Там же). Об отождествлении угла с жилищем свидетельствуют и фразеологизмы "иметь свой угол", "срубить себе
угол", "скитаться по чужим углам". Более того, понятие "угол" имеет расширительное значение, приравниваясь к концепту родной земли. Вспомним пушкинские строки: "Вновь я посетил тот уголок земли...". Как видим, здесь само мироздание приравнивается к жилищу: у него имеется родной для человека "уголок". Четырехугольный сруб,
являющийся основой всех построек, связан в углах врубками. Четырьмя углами отделяется от внешнего мира пространство, отводимое под жилище. Ими обозначаются главные точки, где сходятся стены дома. Предполагается, что сруб, образованный венцами бревен и тем самым уподобленный кругу, должен быть непрерывным. Именно поэтому углы, называемые в диалектах "сутками", "суточками", "сутычками" и явля-ющиеся местом стыковки бревен, согласно народным представлениям, находятся под особой защитой мифических существ.
Уже в середине XIX в. Д.О. Шеппинг заметил, что "углы как самые крайние конечности дома" подлежат особому покровительству домового (Шеппинг 1862: 52). По сути, аналогичного мнения придерживался и
А.Н. Афанасьев, утверждавший, что углы, определяющие границы дома, "состоят под охраною родовых пенатов" (Афанасьев 1994: 111), обеспечивая замкнутость находящегося под их покровительством жилого пространства. Об общеславянском характере отношения "к четырем углам дома как к сакральному месту, чаще всего как к месту пребывания домашнего духа - домового либо душ предков" пишет уже в наше время акад. Н.И. Толстой (Толстой 2003: 280). Более расширительное значение в
семантике данных локусов выявляет В.Н. Топоров. По мнению ученого, в этих точках нередко локализуются "малые", или периферийные, мировые деревья, божества, в которых, в частности, персонифицируются страны света, разного рода эмблемы, подчас восходящие к основным космическим элементам или стихиям (Топоров 1980: 630).
Соблюдая ритуал почитания четырех углов, хозяева при входе в новый дом, по заведенному здесь обычаю, "в кажном углу кланялись, спрашивались" (АКНЦ 109: № 73. Беломорский р-н, 1977), лишь изредка исключая северный угол в силу его отрицательных ценностных характеристик (Там же 192: № 148. Кондопожский р-н, 1989).
Каждый из углов крестьянской избы символизирует функциональное назначение связанных с ними частей жилища, развивавшихся впоследствии в самостоятельные помещения, выделившиеся из единого жилого пространства. В народной терминологии
сохранились первичные наименования отдельных углов избы соответственно их назначению в крестьянском быту. Так, против устья печи, обращенного к передней, лицевой, или фасадной, стене помещался бабий кут, служивший местом приготовления пищи; по диагонали от устья печи - красный угол со столом и иконами; у задней стены, у входной двери, располагался хозяйственный кут, или коник (конник, койник); за
печью (в том случае, если за ней оставалось свободное пространство), согласно некоторым севернорусским локальным традициям, зафиксированным в деревнях, раскинувшихся на берегах рек Онеги, Пинеги, Мезени, - жернов-угол, используемый как место ручного помола зерна (Маковецкий 1962: 80, 97, 103). В других локальных традициях наименования углов у задней стены могли варьироваться.
Общеизвестно, что первым и наиболее значимым в мифоритуальном и этикетном плане считался красный, или большой, старший, верхний, передний, святой, божий, угол. В древнерусском языке слово "красный" имело множество значений: красивый, прекрасный; очень хороший, превосходный; дарующий радость, благодатный; главный, передний; наиболее ценный и др. (СРЯ 1981: 19-20). Красным главный угол на-
зывается в том же значении, что и красное солнышко, красное окно, красное крыльцо: "Принимают, за обе руки берут да в красный угол сажают" (Даль 1991: 468). В народной поэзии этот угол чаще называется большим, передним, почетным (почестным, почёстным, почестливым): "Да как проходи ты, проходи, / Милой, во большой угол..." (АКНЦ 53: № 73. Беломорский р-н, 1963).
Характерно, что в некоторых местных традициях Карелии он так и называется "первый угол" и даже "самый главный особ угол" (Там же 201: № 141, 275. Пудожский р-н, 1993). В общерусской традиции зафиксированы и другие названия этого локуса: кут, тябла, зябло, часовни, божницы, киоты (Цеханская 1997: 75).
Сведения о наличии красного угла в древнерусской традиции исследователи относят ко времени не позже XIII в. Однако красный угол как место локализации домашних божеств мог сакрализоваться задолго до принятия христианства.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1