Ворон – птица чрезвычайно гибкая по части чего-нибудь съесть. Он, конечно, не пролетит мимо завалившегося в промоину сохатого, но точно так же украдет из чужого гнезда яйцо, поймает зазевавшегося хлопунца, а на проталине набьет желудок прошлогодней брусникой. Ворон – гораздо более активный хищник, нежели принято о нем думать. Он ловит мышей и птенцов, вскрывает раковины на морском берегу, а при случае, как говорят некоторые исследователи, может одолеть и новорожденного олененка.
По крайней мере, чукотские и корякские пастухи, которые в общем-то, относятся к воронам с чрезвычайным уважением, во время отела оленей стараются всеми путями отогнать их от стада. Зимой ворон постоянно сопровождает пасущуюся массу оленей – ведь они своими копытами разрушают снег, а в снегу – норы мелких зверьков – леммингов и полевок. Беспомощная мелкота начинает суетиться на поверхности и тут-то черная птица не зевает.
В других регионах ворон своим крепким клювом долбит арбузы и дыни, ломает косточки абрикосов, в пустынях ловит змей не хуже "настоящих" хищников – тех, у которых и нос крючком, и когти по вершку. Эта неразборчивость в пище, вероятно, немало поспособствовала развитию очень сложного поведения. Эту сложность поведения, которую часто называют "умом" наблюдают все люди, которые хоть ненадолго столкнулись с этой птицей.
"Ум" ворона
Существующая странная наука этология не дает ответа на вопрос, обладают ли животные и птицы "умом" в человеческом понимании этого слова. Однако, в ситуации, когда мы изучаем живую тварь не в клетке, и не в лаборатории, а живем с ней, можно сказать, бок о бок, мы употребляем это выражение, и как кажется, употребляем его с полным правом.
Комментарии 3