Гениальная поэтесса родилась в 1974 году в Ялте. Рассказывают, что девочка еще в два года поставила свою бабушку в тупик вопросом: есть ли душа. Ника болела бронхиальной астмой в тяжелой форме, боялась уснуть из-за приступов удушья. Ночью она сидела в постели, обложенная подушками, хрипло дышала и лепетала что-то на своем языке. А потом эти слова начали складываться в стихи. Ника звала взрослых и требовала: «Пишите!». Голос, который диктовал ей строчки, девочка называла Звуком. Казалось, что ей и правда кто-то стихи диктует — она читала с жаром, пылкими эмоциями. Позже в интервью Ника признавалась: «Стихи приходят внезапно. Когда сильно больно или страшно. Это похоже на роды. Поэтому мои стихи несут в себе боль».
Мама девочки демонстрировала ее поэтический талант гостям дедушки Ники — крымского писателя Анатолия Никаноркина. В его ялтинском доме часто гостили московские поэты и писатели. Когда Нике было семь лет, ее стихи удалось передать Юлиану Семенову. Он прочитал и воскликнул: «Гениально!». По просьбе Семенова к Турбиным приехали журналисты. А 6 марта 1983 года в печати впервые появились стихи Ники.
Девятилетняя школьница познакомилась с Евгением Евтушенко, который поспособствовал стихотворной «карьере» девочки. Он помогал организовать ее поездки по стране, выступления на поэтических вечерах. Ее называли «поэтическим Моцартом». В 1984 году, благодаря Евтушенко, вышел сборник стихов Ники «Черновик», а фирма «Мелодия» выпустила пластинку с ее стихами. Советский детский фонд выделил Нике именную стипендию; ее работы перевели на двенадцать языков.
Ника собирала аншлаги в городах Союза, Италии, США. В Венеции на фестивале «Земля и поэты» Турбиной вручили престижную премию в области искусства — «Золотого льва». 12-летняя девочка стала второй, после Анны Ахматовой, русской поэтессой, удостоенной этой награды.
В конце 80-х Ника пережила первый творческий кризис. В стране в разгаре была перестройка, мама девочки во второй раз вышла замуж. Ника искала себя: в 1989 году она сыграла роль трудной девочки, больной туберкулезом, в фильме «Это было у моря», согласилась на откровенную фотосессию в «Плейбое». В середине 90-х «прогремела» скандальным интервью, в котором заявила, что Евтушенко ее предал, а позже взяла обидные слова назад, объяснив их юношеским максимализмом.
«Если человек не полный идиот, у него бывает изредка депрессия. Иногда просто хочется уйти, закрыть за собой дверь и послать всех к черту», — говорила Турбина. Она боролась с одиночеством по-своему: убегала из дома, пила снотворное, резала вены. Чтобы самоутвердиться, в 16 лет вступила в гражданский брак с 76-летним профессором из Швейцарии, итальянцем по происхождению. Отношения продлились недолго — Ника вернулась в Москву, где уже почти никто не помнил про «поэтического Моцарта». Она встретила свою первую любовь и, окрыленная, поступила во ВГИК, училась у дочери Александра Галича Алены, которая стала ее подругой. Несмотря на отчаянные попытки вытащить Турбину, ее отчислили за неуспеваемость с первого курса.
После разрыва с любимым человеком, Ника сильно пила, нашла нового мужчину, бизнесмена, но отношения с ним продлились недолго — он поместил ее в психиатрическую клинику, из которой ей помогла выбраться Алена Галич. 15 мая 1997 года Ника спрыгнула с балкона. У нее оказались сломанными оба предплечья, раздроблены тазовые кости, сильно поврежден позвонок. «Сначала даже жалела, что осталась жива: столько боли перенесла, столько разочарования в людях… А потом стала себя ценить, поняла, что я еще что-то могу», — призналась девушка.
Ника перенесла двенадцать операций, ей поставили аппарат Илизарова и заново научили ходить. Она вновь стала популярной — после трагического случая журналисты вспомнили о поэтессе. Но ей нужен был человек, за которым она была бы как за каменной стеной… Увы, такого не нашлось. 11 мая 2002 года Ника вновь выбросилась с балкона пятого этажа. Она погибла в 27 лет.
Восемь дней тело Ники пролежало в морге института Склифосовского, никем не опознанное. Ранее поэтесса просила ее кремировать — друзья попрощались с ней прямо в больнице, думая, что кремация пройдет именно там. Но крематория там не было — в последний путь Турбину проводили рабочие, злые за то, что им не доплатили за дополнительные работы.
Позже Алена Галич добилась, чтобы Нику отпели в храме и похоронили на Ваганьковском кладбище, напротив могилы Игоря Талькова. То, чего Ника всегда боялась, и от чего бежала — одиночество — преследовало ее и после смерти.
По теме:
На смену поколению-пепси идет поколение-индиго
Детскому психотерапевту, преподавателю кафедры психологии личности психфака МГУ Альбине Локтионовой не приходилось сталкиваться ни с чем подобным. Худенькая 11-летняя школьница, посмотрев на Альбину уставшим и умудренным знанием жизни взглядом, сказала: «Вы никогда не были в Египте: в ваших предыдущих реинкарнациях нет ничего египетского».
Девочка училась блестяще, но чувствовала себя в классе абсолютно чужой. Все, чем обычно интересуются подростки, — одежда, мобильные телефоны, оценки, сплетни — ее не волновало.
— Н. размышляет над серьезными философскими вопросами, — рассказывает Альбина Локтионова. — Она открыла собственный сайт, посвященный мифологии, религии, творчеству. Ее «мозги» требуют исчерпывающих ответов на любой вопрос.
Понятие «дети индиго» пришло в науку из целительских практик. По мнению экстрасенсов, эти дети обладают провидческими способностями. У них обычно хорошо развита интуиция, они отлично накапливают информацию, умеют ее анализировать и обобщать. Считается, что такие детишки имеют прямой доступ к некоему информационному полю Земли, то есть обладают знаниями, накопленными человечеством за долгие годы своего существования. Нужно только не «забивать» этот канал, не мешать им опекой и недоверием.
Психотерапевт предложила Н. тест на экстра-интроверсию. С обычными детьми — беспроигрышный вариант. «А что тут тестировать? — удивилась странная девчонка. — Я и сама знаю, что интроверт. И вообще тесты показывают одностороннюю картину», — резюмировала она. Впрочем, заинтересовать маленькую заумницу все же удалось. Чем? Теорией индивидуализации по Юнгу.
Психологи знают, что в 10 лет у детей начинается период, когда для развития им необходима «духовная пища». Ребенок пытается понять, как и откуда произошел белый свет, какие взаимосвязи есть во Вселенной. Они с удовольствием читают мифы разных народов и «Гарри Поттера». Вообще-то в этом возрасте все без исключения дети немножечко индиго.
— Учителя все чаще жалуются на то, что школьники не могут ни на чем сконцентрироваться, делают только то, что им интересно, — рассказывает Альбина Локтионова. — И в некоторых странах, как, например в Германии, детей с синдромом такой гиперактивности считают именно индиго. Поэтому к ним нужен особый подход в обучении, отличный от традиционного преподавания.
Наука только нащупывает критерии, по которым можно выявлять индиго. Никаких специальных шкал и линеек нет. Только опыт и интуиция психолога. Ведь индиго не просто способный малыш, который заговорил в восемь месяцев. Это особое сочетание самых сильных сторон обоих полушарий мозга: и правого, которое отвечает за логику, и левого — творческого. Причем такие дети резко отличаются и от вундеркиндов, «специализирующихся» в какой-нибудь одной области.
Впрочем, особенности «умственных процессов» индиго могут сыграть и очень злую шутку. Дело в том, что аккумулируют они в своем сознании не только светлые, конструктивные человеческие ценности.
— Индиго жадно впитывают любую информацию, в том числе негативную, — делится психотерапевт Локтионова. — Переосмыслив ее, они начинают рисовать злых вампиров, дают им имена, увлекаются готической символикой… Обычный ребенок будет подавлять в себе эти видения, а индиго с их страстью все упорядочивать будут со вкусом «копаться» в них. Меня это очень настораживает. У таких детей перевернуто представление о добре и зле.
Что можно посоветовать родителям, которые неожиданно узнали: ребенок во многом гораздо мудрее их самих? Не надо впадать в панику. Обычная тактика «помолчи и послушай» тут не проходит. Надо не отмахиваться от на первый взгляд шизоидных вопросов, а если на это не хватает ума, привлечь специалистов. И если шестилетний индиго интересуется, как в России обстоят дела с нефтью, ответ: «На твой век хватит!» — его не удовлетворит. Ему надо точно знать, сколько осталось, что делается, чтобы сберечь ресурсы, и останется ли будущим поколениям.
компетентно
Нина Сухотина,
ЗАВЕДУЮЩАЯ ДЕТСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ МОСКОВСКОГО НИИ ПСИХИАТРИИ:
— Из Школы сильного мышления Зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения, где учат детей с нестандартным мышлением, мне прислали трактат, в котором автор критикует политику Наполеона. Написал его десятилетний ребенок! Индиго наделены особенными способностями. Правда, иногда это сопровождается и психической патологией. Их посещают галлюцинации и бредоподобные представления. Считается, что лечить их нельзя, поскольку у них особый дар ясновидения.
#ДетиИндиго
Комментарии 1