Тяжелое сердце — так, наверное, должно было быть. Но в груди у Евы не было ничего. Только пустота, холодная и липкая, как смола. Она ехала в отдел, и каждый поворот машины отдавался в висках глухим стуком — будто кто-то методично заколачивал гроб.
Кабинет встретил ее сизым маревом табачного дыма. Стол, заваленный архивами, напоминал скорее братскую могилу — папки, пожелтевшие от времени, шелестели страницами, словно шёпотом мертвецов.
— Это что еще такое? — голос Евы прозвучал резко, но внутри она уже знала ответ.
— Ищем похожие случаи.
— И как успехи?
— Два случая за пять лет в нашем регионе. Голос коллеги дрогнул. — Поиск по стране не начинали… Боюсь даже думать об этом.
Ева опустилась в кресло. Пластик хрустнул, будто кости. Кофе в кружке был черным, как деготь, но она сделала глоток — пусть горит. Пусть хоть что-то напоминает, что она еще жива.
— Рассказывайте, что накопали.
Дым заклубился гуще. Кто-то нервно щелкнул зажигалкой.
— Пять лет назад… в центральном районе нашли труп невесты.
— Как поэтично! — фыркнул Миша, но под взглядом Евы его ухмылка застыла, как маска.
— Рано утром… сотрудники трамвайного депо шли на работу через подземный переход. Голос рассказчика понизился до шепота. — И нашли её. Сидящей у стены. В белом платье. В фате. В туфлях…
Тишина.
— Как кукла? — Ева почувствовала, как по спине ползет холод.
— Да. Будто её… посадили.
Она закрыла глаза. Представила: бледное лицо, полуоткрытые губы, пустые глаза, устремленные в никуда. А вокруг — тишина подземелья, капающая вода, шаги, затихающие в темноте…
— Какой секрет был у нее?
— Не понял?
— Эльза оказалась эксортницей.
— Что?!
— Ах да, забыла рассказать. Ева усмехнулась, но в глазах не было веселья. — В её дневнике… много интересного. Фамилий нет. Зато есть ссылка на сайт, где она себя продавала. И весьма успешно.
— Зачем? — мужчины переглянулись. — Мать вроде не ограничивала её в средствах.
— Видимо, из любви к искусству. - голос Евы прозвучал ледяно.
Тишина снова сгустилась.
— Так вот… Эльза — проститутка. Только элитная. Она медленно провела пальцем по краю кружки. — Мальков — садист и педофил. Бил жену. Насиловал дочек…
Пауза.
— Вот и напрашивается вопрос…
Она подняла глаза. В них отражался тусклый свет лампы — два желтых пятна, как у ночного хищника.
— …какой секрет у невесты?
**
Два дня спустя
Она стояла на пороге, вцепившись пальцами в косяк, будто боялась, что земля уйдет из-под ног. Дверь амбара была распахнута настежь, и внутри — как на блюде: пусто, тихо, неестественно чисто.
«Как же так?» — мелькнуло в голове.
Район всегда считался тихим, почти идиллическим: сталинки с резными балконами, дворы, где еще вчера дети гоняли мяч дотемна. Сам амбар давно перестал быть складом — его переделали под студию: днем здесь учили детей лепить из глины и тянуться в позе лотоса, по вечерам собирались компании с гитарами и настолками. Место было живым.
А теперь…
Вокруг сновали полицейские, кто-то рыдал в кустах — не выдержал вида.
В центре, на грубо сколоченном деревянном кресле, сидела женщина. Рыжие волосы, будто медная корона, ниспадали на плечи. Голова склонилась к полу, словно она разглядывала узоры на досках. У ее ног — обезглавленное тело мужчины: рельефный пресс, накачанные плечи — явно спортсмен.
«Где-то я это уже видел…»
Голова лежала на подносе среди чашек для кистей — аккуратно, почти торжественно.
— Саломея с головой Иоанна Предтечи. Рубенс, — бросила Ева, не отрывая взгляда от «композиции».
Миша моргнул:
— Ну, мы пока не знаем, какой у них грех…
— Женщину опознали. Голову — нет, — буркнул Василий, протирая платком шею.
Ева резко развернулась:
— Я в отдел. Докладывайте, как закончите.
***
В машине она сжала руль так, что костяшки побелели.
«Почему я не заметила раньше?»
На предыдущих убийствах бросалась в глаза театральность, но до картин не додумалась. А ведь она знала искусство — окончила худшколу, пропадала в Эрмитаже…
Дома схватила альбомы, рванула обратно.
Василий застал ее за столом, заваленным фотографиями и репродукциями.
— Валяй, — хрипло сказал он, принимая кофе.
— Все убийства — постановки. Мотив — наказание за грехи.
Она ткнула пальцем в распечатку:
— Эльза Серова— «Репетиция» Дега. В XIX веке балерин считали проститутками. Французская опера их покупала.
— Мальков — «Оскопление Урана» Вазари. Кронос прервал род отца. И возможно, «Бичевание Христа» Пьеро делла Франческо.
Василий присвистнул:
— А невеста?
— Пока не нашла. Но будет, догадываюсь какая картина.
**
— Она — дочь олигарха. Истеричка, оскорбляла прислугу. Он — семинарист. Сирота, спортсмен, — зачитал Василий.
— Анжелика Волкова и Макар Стрельцов. Как они пересеклись?
— Никак. Парень тут не бывал — качался в зале через улицу.
Ева закрыла глаза:
— Значит, маньяк свел их.
— Эстет-психопат с альбомом по искусству, — хмыкнул Василий.
— Осталось понять, кто он…
Ева развернула перед собой фотографии с мест преступлений, сравнивая их с репродукциями. В голове крутилась одна мысль:
«Он не просто убивает. Он ставит спектакль. И мы — его зрители.»
Василий склонился над столом, вглядываясь в изображения.
— Значит, наш маньяк не только разбирается в искусстве, но и подбирает жертв под сюжеты картин?
— Да, — Ева провела пальцем по распечатке. — Он не случайный убийца. Он методичен. Каждая деталь — часть его… перформанса.
— Но зачем?
— Чтобы его заметили.
В кабинете повисло молчание.
Фото Макара Стрельцова лежало отдельно. Молодой, с ясным взглядом, коротко стриженный. Ни намёка на грех.
— Почему именно он? — пробормотал Василий.
Ева перевернула листок с биографией.
— Сирота. Воспитывался в приюте. Семинария. Спорт. Ни связей, ни врагов.
— Может, дело не в нём?
— Тогда в чём?
Василий почесал затылок.
— В ней. Анжелика Волкова — дочь местного олигарха. Скандальная, высокомерная…
— Но какая связь с Иоанном Предтечей?
— Может, он видел в ней Саломею?
Ева задумалась.
— Возможно… Но тогда почему его голова?
Вдруг её взгляд упал на фото подноса.
— Стоп.
Она придвинула снимок ближе.
— Что?
— Здесь что-то написано.
На краю подноса, едва заметно, было выцарапано:
«Истина в крови».
— Чёрт…
Василий выругался.
— Это же фраза из…
— Караваджо, — закончила Ева. — «Уверение Фомы».
Она резко встала.
— Он оставляет подсказки.
— Или насмехается.
— Нет. Он ждёт, что мы поймём.
Ева схватила альбом, листая страницы.
— Если он воспроизводит известные сюжеты, то следующее убийство будет…
Она остановилась на репродукции.
«Юдифь и Олоферн».
— Обезглавливание.
— Опять?
— Нет. Там женщина убивает мужчину.
Василий побледнел.
— То есть теперь он ищет пару: жестокую женщину и…
— Сильного мужчину. Возможно, военного.
Ева схватила телефон.
— Надо проверить всех, кто связан с Анжеликой Волковой. Бывших, друзей, коллег…
— И где он может ударить в следующий раз?
— Где есть театральность.
Нет комментариев