Извините за горькую правду…
Нет, вы не подумайте ничего плохого. Мы в нашем сельском детстве были даже где-то счастливы. Просто не всегда это счастье успевали ощутить. Встаёшь в шесть утра и бежишь кормить скотину. А скотины этой в то время хватало – натуральным хозяйством жили. Коровы, поросята, лошади, овцы. И ты с вечера варишь «выварку», разрубая тоненькими детскими ручками свеклу и стараясь не отрубить себе немногочисленные натруженные пальцы. Потом сваренную свеклу толчёшь деревянным дрыном, засыпая туда комбикорм. А с утра это месиво надо навалить в ведро, развести водой и нести свиньям.
У свиней тебя поджидает другая опасность – когда тебе десять-двенадцать лет, то эти твари раза в два больше тебя. И если собьют, то добра не жди! Потому ты идёшь, максимально вдавливая ноги в пол. Вы видели, как жрут свиньи? Взахлёб, чавкая и утробно похрюкивая. И если попалась свинье курица, то сжирается вместе с перьями секунд за десять-двадцать. Предвосхищая ваш вопрос – сразу отвечу: так как пишу эти строки, то сколько времени ушло бы на 12-летнего меня – сказать не могу…
Многие думают, что деревенские дети очень жестокие – рубят курей, режут овец, свиней и кроликов! А на самом деле – это внутренняя детская травма! Мы, может, так свой страх спрятать пытались, который рождался у нас в свинарнике, когда центнеровые чудовища пытались сбить тебя с ног и оглушительно визжали и ревели! Опять же – на забитое животное уже готовить не надо. И работы становится чуть поменьше.
Кстати, после свиней кормить овец и курей – одно удовольствие. И если в свинарник ты заходишь, трясясь от страха, то в курятнике и овчарне чувствуешь себя хозяином положения. Потому на городских, боящихся там всяких гусей и петухов деревенские смотрят с плохо скрываемым презрением! Если ты минимум в два раза крупнее животного или птицы, то бояться должны тебя! Бежит на тебя гусь? Беги ему навстречу! Пни так, чтобы отлетел! Покажи, кто в селе хозяин!
Впрочем, домашняя скотина – лишь часть нашего счастливого детства. Когда к нам в село провели газ, мне было уже много лет, в старших классах учился. А до этого ещё приходилось рубить дрова, а также колоть и сеять уголь. И вы не ослышались! Уголь «семечку» сеют. Антрацит – колют. И ты выходишь из сарая как негр в южных штатах Америки – чёрный и такой же бесправный. Единственное – кандалы на нас никто не надевал. И то, подозреваю, потому, что ребёнку было бы тяжело в них передвигаться и он бы делал в разы меньше от своих возможностей! Кстати, когда провели нам газ, дети нашего села возликовали – это же больше времени станет! Меньше работы делать! Но не тут-то было. Родители, поняв, что освобождается время, а готовить «выварки» намного легче… тут же увеличили количество скотины…
А весной начинались огороды. Сажали тогда много. Гектарами. Картошку, подсолнечник, свеклу скотине. Всё это рассчитывалось на скотину, но кое-что из этого оставалось и нам. И это хоть как-то мирило нас с огородными работами. И эти работы не то что в городе – посадить цветочки или огурчики на двух сотках. Мы выходили на огород в шесть утра, а возвращались в конце мая, в перерывах успевая ходить на уроки в школу.
А потом начиналось сено. И тут я развею ещё одну вашу иллюзию. Если кто смотрел романтические фильмы и кувыркающихся на сеновале влюблённых – вы ничего не знаете о селе! Сено – это сенная пыль, а также ости – мелкие занозы от которых чешется и колется всё тело. И если влюблённые полезли на сено – то просто кто-то таким образом решил отомстить за что-то страшное! А это сено надо было вначале сушить, а потом возить. И если сушить – достаточно легко, всего-то несколько часов под палящим солнцем в чудной компании оводов и прочей нечисти, то вот возить сено – совсем другое дело! Ты брал вилы, накалывал сноп и, изгибаясь детским, не сформированным ещё позвоночником, закидывал его на телегу, едущую между рядами. Но главная опасность исходила не от тяжести, а от вил взрослых. Ибо если ты не успевал, либо не дочищал сено – по твоему позвоночнику плашмя могли пройтись уже вилы старших товарищей, что прибавляло мотивации, но не добавляло крепости спине…
Впрочем, даже сено и огороды – ерунда по сравнению с… пастушеством! В наше время пасли коров по очереди, и это был настоящий увлекательный квест. Тебя выдёргивали из постели в пять утра и давали в руки кнут или палку. И заставляли на весь день уходить из дома в окружении тридцати-пятидесяти рогатых чудовищ, каждое из которых впятеро больше тебя. Сейчас вот шагомеры придумали и люди радуются, когда восемь тысяч шагов находят. А мы в детстве только до поля десять тысяч шагов коров гнали. Потом день бегали за этими рогатыми тварями, потому как они норовили: утонуть, провалиться в болото, нажраться эспарцета и сдохнуть, убежать от оводов и слепней, уйти домой и просто попытаться ткнуть тебя рогом. Потому, когда ты возвращался вечером с этим стадом домой, а твои ноги ныли, спина горела огнём, а сгоревшая на солнце кожа опадала романтично клочьями, ты хотел только одного – взять в руки дробовик и расстрелять всех вокруг.
Кстати, а знаете, каково грузить навоз? Это то, что вываливают из себя все те толпы скотины, которые населяют твой двор. Начнём с запаха. Любой деревенский, даже не глядя, по запаху сразу скажет, чей навоз. Самый вонючий – куриный. Свиной – на втором месте. Овечий более-менее по запаху, но он состоит из шариков, и грести их – как вилами снег перекидывать! Правда, он относительно лёгкий по сравнению с лошадиным и коровьим. Тот спрессовывается, и чтобы его кинуть на телегу – вначале нужно победить и оторвать от цельного пласта. А тут ещё такое дело – скотина имеет привычку не только жрать, но и опорожняться ежедневно. Оттого и работы в этом плане всегда хватает. И ты, задыхаясь, выворачивая свои детские жилы и суставы, вновь думаешь о том, чтобы как можно скорее тебе приказали резать и рубить…
Кстати, в нашем селе не было слова «гулять» или «играть». Когда к тебе приходил твой друг-односельчанин, то грубо говорил: «пойдем бегать!». Именно БЕГАТЬ!!!! Так мы это называли. Потому что погулять полноценно со скотиной, огородами, сеном и пастушеством времени просто не было. И мы бежали до ближайшего оврага или пустыря, чтобы там палками разбить банки, играя в «пекаря». Мы всё делали бегом! Даже играли. И через двадцать минут металлические банки из-под масляной краски просто рвались мелкими осколками железа, а толстые суковатые палки измочаливались. Мы «бегали» на пруд, на ходу стаскивая с себя одежду, в том числе и трусы, чтобы родители не увидели, что мы купались! Профессиональные футболисты, увидев, как мы бегаем за мячом, сдохли бы от зависти! Если бы Усэйн Болт побежал с деревенскими пацанами на пруд, то заплакал бы и выбросил свои награды. И от бессилия и огорчения ушёл бы если не из жизни, то из спорта точно!
Вы знаете, какая самая большая мечта была у нас в детстве? Попасть в пионерский лагерь! Хотя бы на двадцать один день отдохнуть от скотины, дров, угля, сена и огородов. Но наши родители считали, что пионерские лагеря воспитывают лентяев! И оттуда возвращаются испорченные дети, навроде городских.
Кстати, про городских. Теперь представьте, что ты, сварив выварку и покормив всю прорву скотины берёшь тяпку и идёшь на огород. Там срубаешь бурьян, иногда поливаешь что-то. Потом – обед. Ты опять кормишь скотину и быстро ешь сам. Потому что после обеда тебе нужно покрасить/побелить/зарубить/ощипать или что-то ещё, очень нужное и важное. И тут на пороге твоего дома возникает городской хлыщ, приятно одетый в шорты и жующий какую-нибудь вкусность. Он лениво позёвывает и говорит томно:
- Айда гулять! На пруду искупаемся, вода тёплая! А то я только проснулся…
И ты невольно опускаешь взгляд на свои детские руки, крепко сжимающие острые надёжные вилы. И вспоминаешь непроизвольно, как полчаса назад отрубил петуху голову, а потом, залив тушу кипятком, выщипывал перья, обжигая в кипятке свои руки. И вдруг понимаешь, что петушиная расцветка очень похожа на шорты городского денди, жующего мармеладку и томно подкатывающего глазки. И ты гонишь от себя воспоминания о топоре, а сам говоришь хрипловато в сторону:
- Не, не могу, надо навоз перекидать на огород!
И мы понимали, конечно, что вины городских в этом нет. Но помнили, что петухи, свиньи и овцы тоже законов не нарушали…
Алексей Стопичев
#авторскиерассказы
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 17