Стоя на рынке, Ульяна закрыла глаза, пытаясь внушить себе, что это сон. Но нет, люди вокруг сперва замерли, а потом она услышала чьи-то всхлипы и перешептывания. Сперва это были тихие голоса, но затем они стали нарастать и походили на рой пчел, от звука которого было сложно разобрать какие-то слова.
То, что услышала Ульяна по радио, что гремело на всю рыночную площадь, заставило её понять, насколько хрупок мир.
Она вернулась к себе в каморку в подвале и поставила метлу у стены. Ульяна обвела глазами комнатку, в которой жила одна. Здесь не было уюта, но здесь она чувствовала себя свободной и не жила по приказу тех, кто её окружал.
Она знала, что её будут искать и перероют весь район, поэтому отправилась на другой конец области. Приехав небольшой городок на берегу Волги, девушка решила сперва устроиться на работу, но так, чтобы дали сразу жильё. Увидев дворничиху, Ульяна подошла к ней и спросила, не знает ли женщина местечко, где она могла бы трудиться и которое бы предоставило ей койку.
- Так, милая, ты не местная?
- Не местная. Из другого района, село Вишневое, слыхали о таком?
- Не доводилось, - покачала головой пожилая женщина. - Как звать тебя, девочка?
- Ульяной Зими...- она хотела сказать свою фамилию, к которой привыкла, но тут же поправила себя, вспомнив, что теперь в документе другая. - Воробьева я.
Женщина подозрительно на неё посмотрела, но тут же представилась в ответ:
- Татьяной меня звать, но все кличут Семёновной. Я тоже из деревни, много лет назад сюда приехала, да так и осталась. Теперь у меня и семья здесь, да подрабатываю, покуда внук не родился. А как родится, так в няньки пойду.
Ульяна не понимала, к чему ей знать подробности жизни Татьяны Семеновны, но та пояснила:
- Если к труду привычна, так может быть вместо меня будешь дворы подметать? Комната у нас есть. Ну как... Каморка, там раньше дед Ефим жил, да племянники его забрали к себе. А дед Ефим у нас сподручный на хозяйстве был, ежели у кого что сломается.
- А вы как? - Ульяна не поверила своим ушам - неужто вот так сразу она и жилье, и работу нашла?
- Так о чем я тебе толкую? Внук или внучка, уж не знаю кто будет, скоро родится. Внук, конечно, лучше, уж три внучки у меня есть. Так что? Или еще поищешь какое местечко? Фабрика вот есть, но там могут не сразу жилье дать.
- Я с радостью! - кивнула Ульяна. - Я же хочу учиться пойти, а пока лето отработаю.
- Вот и славно. Работу дворника с учебой легче совмещать, чем с трудом фабричным, где смены от звонка до звонка.
- Это верно, - согласилась девушка.
***
Вот так она оказалась в каморке в одном из подвалов. Здесь была одна кровать, небольшая тумбочка и стул с маленьким столом. Этого Ульяне хватило за глаза. Она планировала пойти учиться, и не на швею, как хотела ранее, а на медсестру. Здесь как раз было медучилище. А там может и получше устроиться можно будет, всё-таки при училище есть общежитие для иногородних.
Через неделю после своего приезда она подала документы. Пусть еще был июнь, но уже многие будущие студенты определились с выбором специальности и двери училища были открыты. Там же, при подаче документов, она познакомилась с девушкой Ольгой. При разговоре выяснилось, что Оленька проживает в одном из дворов, которые убирает Ульяна.
Так они и подружились. Оля стала приходить к ней в каморку, что не могло не радовать Ульяну, которая по вечерам задыхалась от одиночества.
- Слышала уже? - мрачно спросила Оля. - Германия напала на нашу страну.
- Слышала... Оль, что теперь будет?
- Не знаю, - покачала головой подруга. - Но папа мой и брат старший в военный комиссариат пошли. Мать рыдает, но разве же их тронут женские слёзы? Сказали, что не будут за женской юбкой прятаться.
Сердце у Ульяны сжалось, когда она подумала о дяде и о брате Грише, который должен скоро жениться. А еще она подумала о Мите... О своем муже.. Настолько непривычно было думать, что она замужем, ведь фактически она таковой не являлась. Но, представив себе Митьку с оружием в руках, Ульяна почувствовала, как у неё защипало в носу. Она так не хотела жить по чьему-то приказу, и даже не думала, что однажды её своеволие может обернуться тем, что может не доведется увидеть своих близких.
- Мне надо в деревню к себе поехать. Я вернуться хочу! - заявила она на следующий день начальству.
- Чего это, Воробьева? По мужу соскучилась? - Сергей Алексеевич насмешливо посмотрел на неё.
Он знал, что Ульяна замужем, но она наплела ему, что гулял от неё муж и обижал, поэтому она сбежала и решила начать новую жизнь в городе. К колхозу не приписана, не числится там, поэтому никто ей не указ.
- А вдруг его на фронт призовут? Не по-людски как-то вот так... Попрощаться надо бы. Да и брат у меня там двоюродный, дядя, за них сердце моё болит.
Сергей Алексеевич печально посмотрел на неё, затем кивнул и произнес:
- Хорошо, только мне нужно найти человека на твоё место. Ты ступай, убирай двор, а я пока подумаю, где мне найти нового дворника.
На улице прошел дождь и небо хмурилось, будто оплакивало тех, кто сейчас шел на защиту Родины. Ульяна подметала улицу, несмотря на лужи, она думала о том, что скажет дяде и тёте, когда приедет. Страшно очень было, но она не могла вот так скрываться в столь тяжелое время. Пусть они её будут ругать, пусть, но она обязательно обнимет Митьку и Гришу на прощание. В том, что они пойдут служить - она не сомневалась, не те они ребята, чтобы дома отсиживаться и со страхом ждать своей очереди.
И только через восемь дней она отправилась домой.
****
Ульяна до своей районной станции добралась на поезде и увидела на соседнем пути эшелон, вдоль которого было очень много людей. Поезд издавал один гудок за другим, оповещая о том, что скоро тронется в путь. Мужчины и молодые парни с мрачным видом заходили в вагон. Кто-то наспех курил, кто-то пытался оторвать от себя плачущих жен и матерей. Вот поезд тронулся и Ульяна провожала своими глазами состав. Вдруг она увидела в одном из вагонов Митю и Гришу. Они стояли в проходе, будто прощаясь навсегда со своими родными местами.
- Гриша, Митя! - кричала она. Ульяна бежала по перрону, но поезд двигался быстрее. Её крики были не слышны в толпе. Бег становился всё медленнее, Ульяна понимала, что она не догонит поезд и остановить его не сможет. И не сможет уже вообще ничего вернуть...
Тут она споткнулась и упала, разодрав колено. Она не чувствовала боли, только жгучие слёзы текли из её глаз, а из губ вырвался крик отчаяния.
- Девушка, с вами всё в порядке? - женщина с заплаканными глазами подошла к ней и присела на корточках.
- Я не успела... - шептала Ульяна. - Не успела... Какой же я глупой была! А теперь я с ними даже не попрощалась.
- С кем?
- С братом и мужем! - Ульяна встала и, покачиваясь, пошла к дороге, которая вела через лес и поле в её село.
продолжение следует
#Хельга источник
Комментарии 2