1941 год. Село Вишневое
Ульяна смотрела в окно, наблюдая за тем, как её двоюродные братишки бегали друг за другом, играя в догонялки. Она глядела на них, но думала о своём, о девичьем...
- Улька, чего вид мечтательный? - услышала она голос тётки Агафьи. - О свадьбе с Митькой думаешь?
Ульяна резко развернулась и посмотрела на тётю.
- Не думаю я о ней вовсе. Ну сколько уж твердить вам, тётя, что не собираюсь я пока замуж. Не хочу, рано еще!
- Чего рано? Чего рано-то? - недовольно пробурчала Агафья. - Ульянка, тебе уже восемнадцать. Пора замуж. Митька головастый парень, рукастый. Тракторист на единственном нашем тракторе! У него будущее хорошее, да и красавец, что надо. Вон сколько девчат за ним охотятся, а он тебя в жены взять хочет. Разве он тебе не нравится?
- Нравится он мне, тётя, но вот пугает меня, что слишком много девчат вокруг него вьются. Ветренный он какой-то. И вообще, я не знаю еще, нужен мне такой муж или нет.
- Не пойму я тебя, Ульяна, - покачала головой Агафья. - Вроде же и люб он тебе, а ты отталкиваешь его двумя руками. Вот меня никто не спрашивал хочу ли я выйти замуж за Митрофана. Батька велел, и я пошла, перечить не смела.
- И хорошо же вышло, - услышали они мужской голос. - Правда, Агафья?
Вошедший в комнату глава семьи подошел и приобнял жену.
- Хорошо, правда, - улыбнулась Агафья и повернулась к племяннице. - Троих сыновей родили, тебя вот с пяти лет воспитывали. И ссоримся мы больше в шутку.
- Так что, Ульяна, слушай взрослых и не перечь, - мягко произнес Митрофан. - Взрослые всегда знают, как лучше для детей. Коли бы ты от Митьки нос воротила, я бы понял. Но смотришь ты на него с обожанием, а вот замуж отчего-то идти отказываешься.
- Я не доверяю ему! - сердито ответила девушка. - Вы же посмотрите на него - ежели где девчачий смех громкий разносится, так Митьку можно в той стороне искать.
- Говорил я с ним, - улыбнулся ласково Митрофан. - Заверил, что нагуляется до свадьбы, а после ни на какую другую не посмотрит.
- Черного кобеля не отмоешь до бела, - нахмурилась Ульяна. - Пока я сама не увижу, что он готов быть мне верным - никакой свадьбы не будет.
- А если я прикажу? - голос дяди был ласковым, но уже с угрозой в голосе.
- Ты, дядя, конечно, можешь приказать. Только вот мы сейчас не на собрании в сельском совете, где ты председательствуешь. Это работать я могу пойти туда, куда прикажете, вернее, куда Савельич пошлет. А вот жить по приказу не стану, уж тем более, выходить замуж.
- Будешь, еще как будешь, - тут он немного повысил голос. - Когда матушка твоя лежала вот тут, на кровати, где теперь ты спишь, я лично обещал ей перед тем, как она испустила дух, что устрою твою судьбу наилучшим образом. Что замуж выдам тебя за хорошего парня, что следить буду за тобой. И приказ мой ты обсуждать не будешь. А чтобы тебе было легче смириться, то послезавтра, после выходного дня, я сам лично распишу вас.
- А если я не приду? - усмехнулась она.
- А я за тебя подпись поставлю. А в субботу свадебку сыграем, ради такого я и поросенка под нож пущу.
- Я знаю, чего вы торопитесь, - глаза Ульяны наполнились слезами. - Гришка женится на Насте, в дом молодую жену приведет, а я вроде как и лишней теперь в вашей семье буду.
- Глупая, никогда ты лишней не будешь, - покачала головой Агафья. - Только вот еще одна хозяйка на кухне - это к ссорам. Тем более, вы с Настькой как повздорили осенью из-за пустяка, так и не примирились.
- Нет, нет, я поняла. Я и правда лишняя! - Ульяна заплакала и выскочила из комнаты, а потом и из дома.
- Вот что ты наделал? Зачем ты ей о росписи сказал? Я её тут уговаривала, а ты прямо с плеча рубишь, - укорила мужа Агафья.
- Хватит уже девчонке сопли подтирать! - рассердился Митрофан. - С пяти лет пылинки с неё сдували, как же - сиротой осталась! Девочка единственная в семье. И ты, и я, и Гришка баловали её. Знаю, чего замуж она не торопится - учиться хочет!
- Так что плохого в учёбе? - Агафья посмотрела на мужа и знала, что он ответит.
- Сотню раз уж говорил. Не пущу в город, и точка! Ишь! Забыла, как Зинка Телегина ребенка в подоле принесла из этого города? Или как Мишка Подкопаев в этом самом городе в тюрьму угодил?
- Ну чего ты о плохом? - улыбнулась Агафья. - Ведь вот Нина Иванова на агронома выучилась, Пётр, брат её, на механика.
- Ага, выучились. Только Нинка лицом не вышла, а у нас Ульянка краса, каких поискать. Кому нужна та Нинка? А вот ежели за Улей начнут парни ухлёстывать, да испортят нам девчонку? Я же о ней пекусь.
- Так и я о ней пекусь, - согласилась Агафья. - Но чего уму-то пропадать? В школе она хорошо училась, учителя её довольны были. Оценки хорошие.
- Уж лучше бы не строили у нас школу, - недовольно пробурчал Митрофан. - Добиралась бы, как раньше, до Андреевки, так глядишь, писать-читать бы научилась и дома бы осела. А то гляди, ни дня занятия не пропускала.
Агафья улыбнулась, глядя на ворчащего мужа. Это верно, раньше до Андреевки добирались дети. Ульяну поздно отправили учиться, в восемь лет. И ходила девочка туда с другими деревенскими, когда погода позволяла. А в осеннюю и весеннюю распутицу, да в зимние метели дома сидела. Не учёба, а черти что было. Но едва она окончила первый класс, как школа в Андреевке погорела. Дети в тот год не пошли на учёбу, а по Вишневому новость прокатилась, будто эхом - школу у них будут строить, от колхоза! Вот тогда люди и порадовались, а Митрофан и Агафья решили, что не отправят Ульяну в школу в Андреевке, когда её достроят. Пусть в новую ходит.
Она и пошла, но уже через год, когда новая школа открыла свои двери для учеников. То есть, в свои десять лет. И не во второй класс её взяли, а заново в первый, потому что уж забыла девочка, чему её в Андреевке учили, да и пропусков много было.
Вот в новой школе девочка ни дня не пропустила, расстраивалась, если вдруг по болезни приходилось дома оставаться, но брат Гриша приносил ей домашнее задание, и она старательно их выполняла.
Окончив школу, она решила поехать в город на учебу, но Митрофан не позволил. Говорил, что соблазнов много, что с её красотой она вмиг будет окружена городскими парнишками, которые одурачат голову деревенской девчонке.
- Разве нет у меня своего ума? - возмущалась Ульяна.
- Ум есть, но и у меня опыт жизненный имеется. Помню я, когда сам в город вырвался учиться, что там творил. А как вернулся, так батька тут же велел жениться.
Митрофан был непреклонен. Он хотел выдать Ульяну замуж, а за кого, кроме Митьки можно её отдать? Самая подходящая кандидатура. Вот сыграют они свадьбу, а там и внуки пойдут, тогда Митрофан успокоится и будет исполнено его обещание, данное матери Ульяны перед смертью.
****
Через два дня Ульяна даже носа не показала из дома. Она знала, что Митька, подленькая его душонка, так хотел её взять замуж, что пойдет на поводу у её дяди. Так и было.
Она услышала стук в окно и, выглянув, увидела довольное лицо Мити.
- Иди сюда, Ульяшка! Иди ко мне, супруга моя.
- Чего ты мелешь? Какая супруга? Согласия я не давала, - нахмурилась Ульяна, при этом она еще до конца не осознала, что чувствует.
В эту секунду ей хотелось и впрямь броситься к нему в объятия, и покорно и с радостью принять то, что за неё всё решили и сегодня она стала его женой. Сердце при виде Мити замирало, душа ликовала. Но внутренне Ульяна воспротивилась - она не хотела жить по приказу, даже если с тем, кто люб. Это сейчас по приказу дяди она вышла замуж за Митю, а дальше что? Дальше ей муж командовать будет, потому что поймет, что так можно? А своего мнения она иметь не будет?
- Чего лоб хмуришь? Глянь, самая что ни на есть жена ты мне, - он показал ей лист бумаги. - А дядька твой и документ новый сделал, теперь ты Воробьева Ульяна Андреевна.
- Дай поглядеть, - она протянула руку.
- А ты выйди, - нахально произнес он.
Но едва она вышла на крыльцо, Митька тут же оказался рядом с ней и сгреб в свои объятия.
- Ты чего себе позволяешь? - она скинула его руки со своей талии.
- Я муж твой теперь, Уля. И имею право тебя поцеловать.
- Может еще первую брачную ночь захочешь? - она оттолкнула его от себя.
- Так в субботу это будет, дядя Митрофан уже с моим отцом всё обсуждают, а матушка моя платье своё в порядок приводит. Красивое оно такое, в нём она венчалась. Аж шелковое! Тебе непременно будет по лицу и фигуре.
- Значит, без меня всё решаете... Документ дай! - потребовала она.
Затем, взяв документ, она спрятала его под платье на груди.
- Верни обратно, - попросил Митька.
- А ты попробуй, забери! Попробуй, и без рук останешься! - пригрозила она. - Пусть пока у меня побудет. А сейчас ступай отсюда!
Ульяна зашла в дом, хлопнув дверью, а Митька довольно улыбнулся - с ней не соскучишься!
****
Вся родня к свадьбе готовилась, а Ульяна чувствовала себя бесправной. Она теперь жена... Воробьева Ульяна... Любая девчонка об этом бы мечтала, но только не она. Ну почему они не отпустили её в город? Она так мечтала учиться! Ну почему Митя не мог подождать? Любит ли он её так, как говорил, или то пустые слова?
И чем больше был вокруг неё переполох, тем сильнее злилась Ульяна.
А вечером третьего дня Агафья вернулась домой с поля и увидела на столе записку, прикреплённую на столе кусочком хозяйственного мыла, чтобы лист не улетел от сквозняка.
Взял его в руки, Агафья стала читать и лицо её бледнело.
"Мои любимые дядя и тётя. Наверняка, прочитав эту записку, вы скажете, что я неблагодарная, не помнящая доброту и любовь девчонка. Но это не так! Я люблю вас очень, ведь вы стали моими настоящими родителями, таковыми я вас считала и буду считать. Роднее вас у меня больше нет людей. Но и жить по приказу я не хочу! Я уехала на учебу в город. Там я и останусь, пока не получу профессию. А после вернусь, если меня примете обратно. Как без меня роспись сделали, так без меня и развод можете оформить. С любовью к вам, Ульяна."
- Я её верну! - кричал Митрофан. - Никогда не порол, а тут розги об неё сломаю!
- Найти её сперва надо, - Агафья вздохнула, глядя на сердитого мужа. - А знаешь, вы с Митькой сами виноваты.
Но Митрофан не хотел этого признавать. С Митькой они ездили в город, обошли училища, но нигде не нашли Ульяну. Она собиралась стать швеёй, но там, где обучают девушек этой профессии, её не было. Как не было и в кулинарном, не было и в педагогическом. Она будто сквозь землю провалилась. И искали бы её Митя с Митрофаном дальше, да вот только началась Великая Отечественная война, которая враз изменила жизни всех людей страны, в том числе и жителей Вишневого.
продолжение следует
#Хельга источник
Комментарии 1