Поверья говорят разное. То болотник заманивает огоньками путника, то призрак (так считали в Германии: там люди, при жизни похитившие соседские земли, вынуждены после смерти искать твердую почву на болоте), то это покойник несет свою свечу (так считалось из-за характерного расположения блуждающих огоньков — на высоте человеческой руки).
Встреча с ним — предвестник скорой гибели, дурной знак. В Финляндии огоньки называли “льеккьо”, и считали душами детей, которых похоронили в лесу, на севере Европы полагали, что это духи древних воителей, чья задача — сторожить спрятанные в окрестностях клады. Англичане верили, что блуждающий огонь обладает собственным разумом, и завлекает человека в болото или иное опасное место.Не столь важно, болотник заманил путника в топь, огонек, или сам по неосторожности провалился — ему суждено сохраниться в трясине на многие века.
За последние несколько сотен лет было найдено множество мумифицированных, прекрасно сохранившихся тел (самой знаменитой болотной мумией является “Человек из Толлунда”).
Большая их часть найдена на торфяных болотах Ирландии, Дании, Нидерландов, Британии и Германии, и датируется исследователями I-IV веками до нашей эры.
Сохранность тел обеспечивает сам состав болота: на 90% это вода с высоким содержанием торфяных кислот, из-за которых рост бактерий сильно замедлен.
Поэтому тело и не разрушается. Вкупе с минимумом кислорода и низкой температурой воды получается эффект дубления. Добавьте сюда консервирующие свойства сфагнума, и вы получите прекрасный природный “мумификатор”.
Ни в народном творчестве, ни в художественных произведениях болото не обделено вниманием. Взять хотя бы бессмертное произведение Булгакова, “Мастер и Маргарита”. Там знакомство читателя и нечистой силы происходит на Патриарших прудах, и я не думаю, что писатель случайно выбрал это место.
И сами пруды, и Козье болото, находившееся на их месте несколько столетий назад, всегда были окутаны дурной славой.
Или — «Если рассудок или жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот», — предупреждал один из персонажей «Собаки Баскервилей» Конан-Дойла.
Топи отмечали и художники. В.В.Верещагин, уроженец Череповца, так писал о местной трясине:Все живое и неживое, сопутствующее человеку, под стать чуду дивному, и с этаким положением я сталкивался в дальних странах, а вот то, что пребывало неподалеку от нашей череповецкой усадьбы, порождая ощущение тревоги, недоумения и страха, вряд ли кто где и когда увидит.
Это так называемое у нас Живое болото. Вокруг него березы, заплетенные, закрученные по две-три, трава цветом и рисунком под стать малахиту, грибы со шляпками размером в тележное колесо, валуны, расписанные природою, как пасхальные яйца. Испарения самого болота столь ядовиты, что побуждают долго находящегося там совершать поступки, наносящие вред здоровью, иногда и отнимающие жизнь.
Отмечу, что художник был закоренелым материалистом, не склонным приписывать болоту сверхъестественные свойства. Но и без него свидетельств предостаточно, и если уж где-то и есть аномальные зоны, так это на болотах.
Отмечают болото и его обитателей и в фольклоре:Было бы болото, а черти будут.
В болоте тихо, да жить там лихо.Ввели в грех, как бес — в болото.В доме ворочает, как лукавый в болоте.
Бессчетное количество примет, по которым высчитывали погоду и грядущие урожаи, тоже хранятся в народных закромах:Если степные луни устраивают свои гнезда на сырой окраине болота — будет засуха.
Если кулик летит с болота на поле и неустанно кричит — к скорому дождю.
Мне кажется, что болота не менее загадочны, чем туман.
Полностью не изученные, таящие в себе множество сюрпризов глубины притягивают внимание одних, и вызывают чувство страха у других. Думаю, они еще удивят как исследователей, так и искателей аномальных приключений.
#болота
Нет комментариев