Джордж Вашингтон
Повар был уверен, что Вашингтон умрёт в страшных муках. Однако командующий остался невероятно доволен и послал поблагодарить кулинара. Бедняга не сомневался, что пришли его повесить. А был он страшно толст и знал, что никакая виселица его не выдержит, поэтому бросился на огромный нож для разделки мяса.
Зато Вашингтон остался жив, невредим и доволен, власть англичан со свистом свергли, но помидоров в Штатах всё равно продолжали опасаться. Окончательно их реабилитировал только другой президент – президент Общества садоводов Роберт Гиббон Джонсон, который, по преданию, в середине 1820-х годов съел несколько десятков томатов на глазах изумлённой толпы и не только остался жив и здоров, но и был совершенно счастлив.
С тех пор в Америке едят сырые, жареные, вяленые помидоры и делают разнообразные томатные соусы в товарных количествах. Представить себе заокеанскую кухню без кетчупа, например, попросту невозможно.
Не менее славная судьба ждала томаты и в Европе. В 1811 году в Ботаническом словаре можно было прочесть: «…Хотя томат и считается ядовитым растением, но в Италии его едят с перцем, чесноком и маслом, а в Португалии и Богемии делают из него соусы, отличающиеся крайне приятным, кисловатым вкусом».
Ещё через два десятилетия никто уже не считал томат ядовитым растением, помидоры выращивались и поедались в огромных количествах, а их главной обителью стал юг Италии, прежде всего Сицилия. Помидоры употребляли сырыми, делали салаты, готовили соусы, полагали незаменимым ингредиентом пиццы и пасты.
Мода на них пошла по всей Европе, и очень скоро подавляющее большинство народу и помнить не помнило, что когда-то томаты слыли экзотикой, лакомством греховодников и грешниц, а томатный сок вообще считался оборотной кровью, которой приписывались самые разные колдовские ужасы.
Матушка одобряет
Как ни странно, в России с помидорами не было такой духовной смуты, как на Западе. И никаких бунтов – чай не картофель.
Дело, вероятно, в том, что поначалу никто не пытался внедрить томат массово, а когда его принялись выращивать и продавать – все были уже привычны, понимали, что это вкусная диковина.
Впервые помидоры доставили ко столу Екатерины Великой летом 1780 года. Матушка-императрица любила всё новенькое и рискованное. Она как раз относилась к тому европейскому типу жадных до новых веяний людей, которые умели по-крупному рискнуть – например, попробовать что-нибудь приятное и неизведанное.
Помидоры Екатерине понравились.
Комментарии 3