Глава 6
Разговоры о счастье
В воскресенье с утра пошел дождь. Алешка услышал стук капель по крыше и очень расстроился. Даже сон прошел, хотя можно было спать, сколько хочешь. От тяжелой работы в субботу болели спина, руки и ноги. Авенир сидел перед открытым лазом и смотрел на поток, льющейся с неба воды.
- Это хорошо, что дождь идет.
- Да чего ж тут хорошего? Мы бы столько сегодня металла могли накопать!
- Дождь дает время подумать.
- О чем?
- Правильно ли мы поступаем.
- А чего тут думать? Конечно, правильно! Мы же никому плохо не делаем!
- Я должен сделать тебя счастливым. Иначе я никогда не вернусь к себе домой. Сколько надо тебе металлолома, чтобы стать счастливым?
- Чем больше, тем лучше. Я бы отцу лошадь купил, себе – кроссовки, одежду, мотоцикл, ел бы что хотел.
- Значит, железки тебе нужны, чтобы обменять их на деньги, а деньги для того, чтобы купить на них все, что захочешь. И тогда ты будешь счастливым?
- Да, наверно.
- Тогда лучше сразу взять деньги, где их много!
- Денег много в банках. Ты что, банк решил ограбить? Тебя за это посадят!
- Нет, не посадят! Ты только скажи, будешь ли ты счастливым, если у тебя будет столько денег, сколько захочешь?
Алеша ответил не задумываясь:
- Нет! Чужое брать нельзя! Я не хочу иметь друга-вора! Мы с отцом никогда ничего не воровали, даже когда у нас нечего было есть! Вот в долг брали.
- Тогда давай все, что ты хочешь, возьмем в долг. Ты будешь счастлив, а я вернусь домой!
- Брать в долг можно только то, что сможешь отдать. А по-другому нечестно! Да и вообще, я не уверен, что счастье зависит только от денег.
Алеша вспомнил, что год назад ранней весной они с отцом чуть ли не стали счастливыми. Тогда бы их мечты могли сбыться.
В их село приехали закупать земельные паи. Продажу оформляли в сельсовете и сразу отдавали деньги по пятнадцать тысяч за пай. Для жителей села это были большие деньги. Желающих продать, набралось немало. Очередь занимали до рассвета. Деньги привозили частями три дня подряд. Отец успел продать свой пай, а мать опоздала. Приехала позже. Расплакалась. Сказала, что они залезли в кредит. Попросила деньги в долг. Обещала вернуть, когда продаст свой пай. Отец ей поверил. Позже мать оформила продажу своего пая в районном центре, но долг так и не отдала. На тысячу, которую оставил отец себе и сыну, купили одежду, обувь, конфет и колбасы. Мать не осуждали. В городе жить тоже нелегко. Татьяна после этого случая приехала к ним летом, на недельку забрала сына к себе в город, каждый день покупала сладости - хотела загладить свою вину, пообещала, что приедет к нему на день рождения и подарит мобильный телефон. Город Алеше не понравился. Ему было скучно. Но поездка в город оказалась сейчас кстати. Иначе, как бы он мог объяснить свое знакомство с Авениром.
Алеша заметил, что Авенир загрустил, и постарался его успокоить:
- Не расстраивайся. Я постараюсь стать счастливым быстро. Ты мне поможешь немного с металлом, чтобы нам с отцом легче жить стало, и вернешься домой. Я, может быть, уже стал счастливым. Отец перестал пить, веранду строим, металла за один день накопали столько, сколько я раньше за неделю не мог накопать. А как ты домой будешь возвращаться?
- Не все так просто. Смотри! В моем «ПП» есть программа, которая оценивает мои действия и выставляет баллы по предмету «Человечность».
- Странный предмет? А что вы на нем изучаете?
- Взаимоотношения между людьми. Каждый день я пишу отчет о проделанной работе. За это мне начисляются баллы.
Алеша прочитал отчет Авенира:
1. Установил контакт с объектом. Объект зовут Алешей………….. 1 балл
2. Помог Алеше выполнить контрольную работу………………………. -1 балл
3. Помог Алеше ответить на вопросы по физике…………………...... -1 балл
4. Обеспечил спальными принадлежностями и едой …………… -2 балла
5. Вместе с другом ловил рыбу…………………………………………………. 0 баллов
6. Провел беседу о пользе учения…………………………………………… 1 балл
7. Вместе делали утром зарядку ……………………………………………….. 1 балл
8. Помог строить веранду…………………………………………………………. 2 балла
9. Собирали брошенный металл…………………………………………….. 2 балла
…………………………………………………………………………………………. Итого: 3 балла
- Тебе и отрицательные баллы ставят? – удивился он. – А если соврать и написать чего-нибудь, чтобы баллов было больше.
- Нельзя! «ПП» снабжен детектором лжи. Если я совру, то баллов будет меньше.
- С чего начнем делать меня счастливым?
- Я могу научить тебя учиться. Ты будешь получать хорошие оценки и станешь счастливее.
- Хорошо. Только давай сначала сделаем счастливее мой желудок: есть очень хочется.
- А какие продукты имеются?
- Там молоко прокисшее осталось, мука есть. Может, блинов напечем?
- Ты умеешь их делать?
- Конечно! В этом ничего сложного нет. Молоко мешаешь с мукой, добавляешь соду, соль и сахар и выпекаешь на сковородке, помазанной маслом. Можно было бы еще яйцо добавить, но у нас его нет.
- Как ты вкусно рассказываешь. Пошли быстрей!
Глава 7
Мечты сбываются
Отца дома не было. Блины мальчики выпекали на электрической плите и сразу съедали по одному по очереди. Это был не быстрый процесс. За это время Алеша показал Авениру свои учебники и тетради, рассказал, какие предметы будут в понедельник.
- Вот если бы я не все задания в контрольной по алгебре написал, тогда бы учительница мне поверила. Поставила бы тройку, и все. А теперь спрашивать будет, проверять, что я знаю.
- Значит, с математики и начнем. Посмотри, в тетради у тебя решено много примеров таких же, как и в контрольной работе.
- Это я с доски списывал.
- А надо было самому решать!
- Самое простое в этой работе – это действия со степенями. Когда умножаешь, то показатели складываешь, когда делишь, то вычитаешь.
- Откуда ты все это знаешь? Ты же не здесь учился! Математика – везде практически одинаковая. Вот литература, история у нас с вами - разная. В естественных науках, таких как физика, биология - тоже много общего.
- А как ты наш язык быстро выучил, и читать научился?
- Самое главное во всем принцип построения понять. И предки у нас с тобой были одинаковые. Это уж потом мы по разным ветвям развития пошли. Вы развивались медленнее, мы – быстрее. В будущем и у вас, возможно, языки сольются в один общий язык, понятный для всех. Уже сейчас в вашем языке используются слова из других языков. А еще можно понимать друг друга бес слов, по выражению глаз, по жестам. В моем измерении многие обладают телепатией. Тогда можно совсем не разговаривать.
- Вы такие с рождения?
- Нет! Эту способность надо развивать в себе.
К этому времени мальчики допекли блины. Сами наелись и Егору Васильевичу оставили.
Авенир объяснил решение подобных заданий по математике. У Алеши появилось странное ощущение того, что все это ему уже знакомо. Когда дело дошло до задачи, он сказал:
- Я задачи не понимаю и никогда не научусь их решать! Да еще с помощью системы уравнений.
- А ты пробовал их понять? Давай решим такую задачу: «На дворе гуляли котята и утята. Всего пять голов и четырнадцать лап. Сколько было котят и сколько было утят?»
- Эта задача для первого класса. Было два котенка и три утенка.
- Ответ правильный. А как ты это решил?
- Просто подобрал числа.
- А чем сложнее задача о двухместных и четырехместных палатках, которая была на контрольной работе?
- Я ее не понял. Там числа были больше.
- Вот система и помогает решать такого вида задачи.
Авенир показал, как надо составлять систему к этим задачам и как ее решать. Алеша был удивлен тем, что все оказалось не так уж и сложно.
- Смотри, дождь закончился! Пошли на улицу. Сил больше нет заниматься!
- Пожалуй, действительно хватит! А как остальные предметы?
- Перед уроками на переменах повторю. Куда же девался отец? Неужели опять где-нибудь выпивает?
Хлопнула калитка. Алешка посмотрел в окно и оторопел: отец закатил на двор мотоцикл «Восход».
- Принимай сынок подарок на день рождения. Извини, что вовремя не поздравил.
Алешка не верил своим глазам. Радость переполняла его. Мотоцикл был старый, но на вид вполне приличный, все детали были при нем.
- Где ты его взял? А он ездить будет? - засыпал сын отца вопросами.
- Прежний хозяин сказал, что после небольшого ремонта должен завестись.
- А чем ты за него платить будешь?
- Уже все заплачено. В соседней деревне фермер живет, свиней и телят выращивает. Я сегодня у него поросят кастрировал. У него и земля, и трактор, и машина. В общем, не из бедных. А мотоцикл ему не нужен. Он мне его за работу отдал. Я ведь ему уже не раз помогал. И еще помогу, если надо будет. Михайлович меня по трассе немного подвез, а потом я этот мотоцикл километра три под дождем тащил.
Только сейчас Алеша заметил, что отец был весь мокрый и грязный.
- Переодевайся, пап. Мы тебя сейчас блинами накормим. Егор Васильевич переоделся и пошел есть блины, а мальчики вымыли мотоцикл, протерли его тряпками, чтобы поменьше ржавел, и поставили под навес, предварительно подложив под него доску.
Алешка уселся на сиденье мотоцикла, подержал руль, нажал на газ, представляя, как лихо он прокатится по селу. Мотоциклы в их селе были у многих, продавались, как правило, без документов, и ездили на них без всяких прав. На трассу старались не выезжать, хватало лесных дорог и тропинок.
Во двор заглянули соседи: дядя Вова и дед Саша.
- С новой техникой тебя, Егор.
- Обмыть бы надо, а то ездить не будет.
Алеша хорошо понимал, в каком значении сказано слово «обмыть», Но назло дяде Володе сказал:
- Нечего его обмывать. Мы его уже вымыли.
Отец захотел смягчить ответ сына:
- Это я не себе, а Алешке на день рождения подарил.
- Где ж ты эту технику раздобыл?
Отец рассказал еще раз историю приобретения мотоцикла.
На двор заглянула баба Аня:
- Ах, вот вы где! Наверное, уже на бутылку соображаете.
- Сейчас, Вовка, твоей жене расскажу. Она тебя сразу напоит и накормит!
- Да нет у нас ничего! Мы зашли только мотоцикл посмотреть и Алешку с днем рождения поздравить.
- День рождения у меня уже прошел, - пробубнил мальчик.
- Ох, Егор, лучше б ты сыну обувку купил. Смотри, кеды совсем развалились.
- Обязательно куплю, как только деньги появятся.
Владимир подошел к мотоциклу, поглядел на него и заявил:
- Сомневаюсь я, что этот агрегат когда-нибудь заведется. Моя бабушка моложе, чем он. И кто из вас в технике разбирается?
За воротами послышался шум приближающегося автомобиля. Это была грузовая газель, на которой приехали закупщики металла. Алешка бросился складывать железки в старые мешки, чтоб удобнее было перекладывать и взвешивать. Владимир, усмехаясь, посоветовал:
- Алешка, ты свой мотоцикл вместо металла сдай. Тогда от него больше пользы будет, кроссовки себе купишь.
Егор Васильевич, отводя глаза в сторону, сказал:
- Посмотрим. Если не отремонтируем, так сдадим.
Радость в Алешкиных глазах погасла.
И вдруг Авенир, молчавший до этого момента, заявил:
- Вы лучше свой сдайте на металл. Наш мотоцикл лучше вашего ездить будет! Я это обещаю!
Все разом повернули головы в сторону Авенира. Подросток стоял, высоко подняв голову, и смотрел соседу в глаза. Владимир был очень удивлен его дерзостью, не выдержав взгляда, повернул голову в сторону:
- Хвастун ты, каких свет не видывал!
На двор зашли двое мужчин. Один из них спросил:
- Вы металл сдавать будете?
Алешка выкрикнул:
- Да! Вот он в мешках.
- Ну, тогда подносите к машине.
Отец помог сыну погрузить мешки в тележку и довезти ее до машины. Сделали два рейса.
- Посмотрим, что вы насобирали. Не жесть?
- Нет! У нас тяжелый металл.
Мужчины заглянули в каждый мешок.
- Тогда по два с половиной рубля возьмем. Скинем на грязь три процента.
Дед Саша сказал:
- Чего скидывать. И так в два раза дешевле закупаете, чем в приемном пункте.
- Так мы на бензин тратимся, да еще амортизация машины.
- Ставьте на весы по одному мешку.
После небольших подсчетов один из мужчин протянул Егору Васильевичу двести пятьдесят рублей.
- Да это не мне, а сыну отдайте. Это он целую неделю собирал.
И тут вмешался Авенир:
- Вы неправильно взвесили и подсчитали. Общая сумма, если правильно округлить, равна двести восемьдесят рублей.
- Откуда ты такой шустрый взялся! Перевешивать будем? – спросил один из мужчин.
- Да. Я уверен в правильности моего решения.
- Дай ты им еще тридцать рублей, и поехали. Будем тут по десять раз перевешивать! - заявил другой.
Закупщик протянул Алеше недостающие деньги.
Машина уехала. Все разошлись.
Алешка занервничал:
- Вот это да! Целых тридцать рублей не додали. Это же больше десяти килограммов металла. На эти деньги можно конфет или печенья купить.
- Это пример того, что математику лучше надо учить! – заметил Авенир.
- А вдруг они к нам больше не приедут?
- Не переживай, сынок. Приедут. Пока у них выгода есть, будут ездить. А ты, Авенир, хорошо считаешь. Наверное, на одни пятерки учишься?
Авенир чуть не проговорился, что учиться по сто бальной системе, но вовремя одумался и кратко ответил:
- Почти.
Алешка спохватился:
- Надо быстрее в магазин бежать! Сегодня воскресенье. Он раньше закрывается.
Авениру никогда в жизни не приходилось бегать за едой. В его измерении все доставлялось по первому требованию в любое время суток. Сейчас им овладел азарт, во что бы то ни стало купить и съесть что-нибудь вкусненькое. Мальчики прибежали вовремя. Один из двух магазинов еще работал. Перед тем, как купить, Авенир проводил над товаром рукой и определял его полезность. Продавщица тетя Валя пренебрежительно смотрела на детей.
- Что ты тут машешь руками, как ветряная мельница. Покупайте быстрей, да я домой пойду!
Авенир невозмутимо продолжал не спеша выбирать продукты. Как и договорились заранее, он выбрал колбасу, печенье и конфеты в таком объеме, чтобы стоимость покупки не превысила семидесяти рублей. Тетя Валя также невозмутимо насчитала им почти восемьдесят рублей. Дала сдачу и потребовала немедленно освободить помещение. Как только вышли на крыльцо, Авенир сказал:
- По-моему нас опять обманули. У вас что, все так зарабатывают?
- Нет. Только у кого совести мало.
- Они плохо воспитаны. У нас бы их посадили в отдельный бокс на перевоспитание.
- А если бы не получилось их перевоспитать?
- Тогда бы вставили в мозг чип, который изменил их сознание.
По дороге домой мальчики проходили мимо школы. Жуя конфеты и печенье, Алеша рассказал другу, что у них в школе есть три компьютера и интернет, но в компьютерный класс они ходят редко. Информатику изучают только ученики старших классов.
- В шестом классе у нас был факультатив по информатике. Нам рассказывали про компьютер, только я уже почти все забыл. И играл на компьютере меньше всех: до меня очередь не доходила. Хорошо Рунину Вовке: у него дома компьютер есть. Играй, сколько хочешь! Интернетом вообще пользоваться не умею.
- Игры – это не основное предназначение компьютера. Я показу тебе другие его возможности и научу пользоваться интернетом.
- Как ты научишь? У меня же нет компьютера!
- Чтобы зайти в интернет не обязательно иметь компьютер. Это можно сделать и с мобильного телефона и с моего «ПП». Для этого даже проводов не надо. Такая связь называется беспроводной. Возможно, скоро и у тебя появится компьютер в кармане.
Алешка верил и не верил в то, что говорил Авенир.
- А ты, правда, отремонтируешь мой мотоцикл?
- Я очень постараюсь это сделать, чтобы ваш сосед не зазнавался. Изучу устройство и принцип работы мотоцикла. Все это можно взять в интернете. И заставлю его ездить!
- А мне расскажешь?
- И расскажу и покажу.
- Здорово. Только дел у нас много появилось! Как все успеть?
- Успеть можно много, если время использовать рационально.
Мальчики вернулись домой. На плитке булькала картошка с морковкой и луком и кусочками сала. Если бы потомилась подольше, то стала бы коричневатой. Но все хотели есть. Порезали хлеб и колбасу, выложили на стол оставшееся печенье и конфеты. И стали не то обедать, не то ужинать.
Потом встал вопрос, чем лучше занять вечер. Решили начать со строительства веранды. Вырыли ямки, заполнили их битым кирпичом от старого фундамента. Теперь их надо было залить цементом. Цемент взяли в долг у деда Саши. Он был запасливый человек, поэтому приобретал все впрок. Привезли песка, навели раствор и залили им ямки. Целого кирпича для нового фундамента было мало, поэтому решили отправиться за ним на разрушенную ферму.
Кирпичи приходилось откапывать из-под строительного мусора, большие куски разбивать на отдельные кирпичи и очищать их от старого раствора. Одну тележку уже наполнили, и Егор Васильевич покатил ее домой.
Авенир сказал:
- В моем измерении уже никто не выполняет такую неквалифицированную работу. Все процессы автоматизированы.
- У нас тоже не все этим занимаются. Можно было бы купить новый кирпич, но он очень дорогой. Если ты устал и не хочешь чистить кирпичи, то прогуляйся.
Авенир отошел в сторону, достал свой «ПП» и начал исследовать окружающие окрестности на присутствие металла. Стрелка указала направление в сторону оврага, куда раньше бульдозерами счищали весь ненужный хлам и навоз. Навоз давно уже перегнил и был похож на землю. Авенир подозвал Алешу к себе.
- Здесь находится большое количество металла.
- Надо отца спросить, откуда он здесь может быть.
Отец приехал не скоро. За это время мальчики успели отрыть тяжеленую трубу, длинную цепь, два трека от гусениц трактора и кучу толстых металлических пластин. Глаза Алешки радостно блестели от такого богатства. Егор Васильевич был удивлен не столько количеством найденных железок, сколько тем, как быстро дети их нашли.
- Многие знают, что сюда вместе с навозом железки сбрасывали. Только овраг большой, все не перекопаешь. И толща навоза большая. Сверху весь металл давно собрали.
- Завтра мы еще сюда придем. Пап, ты про это место никому не рассказывай.
- Что ж я, совсем не понимаю!
- Как мне в школу идти не хочется!
- Ничего, скоро уже освободитесь. Каникулы начнутся.
С кирпичей переключились на поиски металлолома. Алеша и Авенир делали вид, что железки находят случайно. Выкапывали, пока не стемнело. Перевозили по дороге, которая проходила позади огородов. За один раз весь собранный лом на тележку не уместился. Пришлось возвращаться еще раз.
На дворе обмылись дождевой водой из бочки, вытрясли одежду, потом немного перекусили.
- Вы, может быть, в доме спать будете? - спросил Егор Васильевич уставших мальчиков.
- Нет, мы уже на чердаке привыкли, - ответил Алеша и отдал ему часть денег, вырученных за металл.
Глава 8
«Железная лихорадка»
Этим утром Алешка вполне мог бы проспать школу, если бы его не разбудил отец. Егор Васильевич уже сходил к соседям, купил молока, яиц, одолжил батон белого хлеба, приготовил омлет с гренками. Авенир поднялся вместе с другом. Сегодня он даже не сделал зарядку, а сразу пошел умываться. Позавтракав на бегу, Алешка собрал рюкзак и стал одеваться в школу. Его школьная одежда была в ужасном состоянии. На кедах появилась дыра.
- О, ужас! Как я в школу пойду? Меня же все засмеют!
Авенир, доедая свою порцию омлета, нравоучительно заметил:
- Тебе надо лучше относиться к своим вещам. Но я тебя выручу. Возьми мою одежду, а я одену твою. Быстрее всего нам опять предстоит грязная работа. И кроссовки мои тоже возьми. Я похожу в шлепках и в носках.
- Ой, спасибо! Я очень аккуратненько поношу!
Алешка переоделся и побежал в школу, наказав отцу на поиски металлолома взять с собой Авенира, объяснив тем, что новичкам везет.
По дороге к ферме Егор Васильевич одолжил лошадь с телегой у Гурьяна, так в селе все называли отца Гуреевой Наташи, которая училась с Алешей в одном классе.
Когда добрались до оврага, Алешкин отец стал копать землю, где придется, поэтому ничего не находил. Авенир копал там, где указывала стрелка на «ПП», но делал это очень медленно. Обоим такая работа не нравилась. Авенир начал хитрить. Он ковырял небольшую дырку в земле, как только лопата начинала скрежетать о железо, звал на помощь дядю Егора. Тот быстро откапывал металл, а у Авенира к этому времени была готова другая находка.
- У тебя прямо чутье на металл!
- Это мне просто везет.
Как правило, в одной вырытой яме была не одна, а сразу несколько железок.
Тем временем у Алеши началась алгебра. На перемене перед уроком он полистал свои тетради и кое-что вспомнил. Вера Сергеевна строго поглядела на него и произнесла:
- Мышкин, ты хорошо сегодня выглядишь. Как говорится, встречают по одежке, а провожают по уму. Выходи к доске. Сейчас мы твой ум проверять будем.
Алеша затаил дыхание в ожидании вопроса.
- Начнем с того, что проще. Повторим действия со степенями.
У Алексея промелькнула мысль: «Ну, совсем как Авенир говорит».
- При умножении степеней показатели…
- Складываются, - выдохнул он из себя.
- А при делении…
- Вычитаются.
В этот момент Алешка почувствовал облегчение. Появилась уверенность в своих силах. Он немного запутался при построении графика линейной функции, зато быстро справился с задачей и получил твердую четверку. Впервые за много лет он услышал одобрительные возгласы от одноклассников.
Егор Васильевич и Авенир уже наполнили одну телегу металлоломом и отвезли домой. Ничего не утаишь от любопытных глаз односельчан. Когда они приехали во второй раз, то в овраге уже копались два человека, потом подошел третий. Авенир стал обследовать территорию.
- Куда ты все время смотришь? Это у тебя телефон, что ли? - спросил его Егор Васильевич.
- Да. Тут игра есть.
- Шустрый ты. Все успеваешь!
Авенир для отвода глаз копнул землю и сообщил:
- Здесь что-то есть.
Пока наполнялась вторая телега, в овраге копошились уже семь человек. Они с завистью поглядывали на удачливых копателей, задавались вопросом, почему кому-то везет, а кому-то нет. Дело было в том, что железки залегали на достаточно большой глубине. Щуп до них не доходил. Егор Васильевич устал от косых взглядов и решил ехать домой. По дороге им встретился Гурьян.
- Опять с уловом? Чем за лошадь рассчитываться будешь?
- Деньгами.
- Лучше самогоном. Хотя без разницы, можно и деньгами, все равно они на него пойдут.
Алеша только что пришел из школы, переоделся в старую одежду, а одежду Авенира аккуратно повесил на стул. Ему бы очень хотелось побежать к оврагу, но надо было что-то приготовить на обед и постирать свою школьную одежду. По дороге из школы он купил три буханки свежего хлеба, два батона, сдобную булку, леденцов и стирального порошка, вернул долг бабе Ане.
Приехали «счастливые копатели». Стали выгружать металл. Потом отец поехал на ферму за кирпичами, заодно договорился с Устиновым, чтобы отвести металл в пункт приема в райцентр на его легковушке с прицепом.
Алеша к этому времени уже нажарил картошки и закончил стирку. Они с Авениром сидели на пеньках и обедали.
- Спасибо тебе, что объяснил алгебру. Я сегодня четверку получил.
- Я рад за тебя. Сегодня еще какой-нибудь предмет выучим. Заодно при помощи Персонального помощника я объясню некоторые правила работы с компьютером и как заходить в интернет.
- И поиграть дашь?
- Дам. Игры тоже развивают.
- А когда ж мы «Восходом» займемся? Очень хочется на нем проехать. Вот только бензина нет.
- Так с техникой нельзя обращаться. Этот мотоцикл уже давно не использовался. Надо его сначала привести в порядок.
- Можно сейчас разберем его и промоем все детали отработанным маслом. Я к дяде Коле за ним сбегаю.
Минут через десять Алеша уже раскручивал в мотоцикле все, что можно было раскрутить, а Авенир вышел через «ПП» в интернет и рассматривал устройство «Восхода» по схемам, читал рекомендации к правильной его эксплуатации:
- Мотоцикл «Восход» прост в эксплуатации. Правильная настройка системы питания (карбюратора) и зажигания делают мотоцикл очень экономичным. Расход топлива: четыре литра на сто километров. Бензин надо разбавлять маслом в соотношении один к двадцати пяти…
- Хорошая штука интернет, если там о чем хочешь прочитать можно.
Вернулся отец, выгрузил кирпичи и стал замешивать раствор, чтобы строит фундамент.
- Папа, ты бы поел. Мы тебе там картошки на сковородке оставили. Хлеба я тоже купил.
- Спасибо, сынок. Сейчас поем и чай заварю.
Пришла баба Аня, принесла прошлогоднего варенья из смородины. Каждый год их погреб пополнялся новыми припасами. А съесть все за зиму не успевали, поэтому угощали соседей тем, что осталось. Ее муж, Александр Петрович, имел сбережения на сберкнижке и дома. К нему шли со всего села, чтобы взять в займы. Он редко кому отказывал. Но требовал, чтобы деньги возвращали в срок. Не смотря на преклонный возраст и две пенсии, баба Аня и дед Саша засевали двадцать пять соток картофелем, держали поросят, гусей, кур и кроликов. В еде ни в чем себе не отказывали, а новую одежду почти не покупали. Самодельные шкафы, столы, железные кровати плохо сочетались с современным телевизором, холодильником. Но стареющую пару все устраивало. Их сын был далеко за Байкалом. Дед Саша ежемесячно посылал своим внукам деньги, а они присылали поздравительные открытки. На этом связь заканчивалась. Егор Васильевич и Алеша никогда не отказывали им в помощи по хозяйству, а они всегда щедро оплачивали их труд и давали взаймы. Иногда долгими зимними вечерами отец и сын приходили смотреть к ним телевизор, разговаривали про нынешнюю и прошлую жизнь. Так время пролетало незаметно.
Разбирать мотоцикл оказалось легче, чем собрать, но вместе ребята справились и с этой задачей. Все уселись пить чай с вареньем и доедать сдобную булку. Настроение было приподнятое, потому что каждый из них приближался к своей мечте.
После полдника Егор Васильевич стал выкладывать столбики из кирпича, а Авенир терпеливо учить своего друга обращаться с компьютером и выходить в интернет. Алеша внимательно слушал, задавал много вопросов. Наконец-то в его голове прояснились некоторые понятия, без которых нельзя представить себе современную жизнь.
- Все делается для удобства человека. Главное, надо научиться мыслить в нужном направлении.
- А ты отчет за вчерашний день написал?
- Нет. Времени не было.
- Садись и пиши. Я сейчас за физикой схожу. Ты мне ее объяснишь, и еще баллы прибавятся. По физике в школе они проходили последние параграфы о потенциальной и кинетической энергии. Материал был несложный, но после своего провала на уроке Алеша плохо соображал, что говорил учитель при объяснении. Авениру пришлось все объяснять заново. Он заставлял Алешу приводить свои примеры потенциальной и кинетической энергии. А когда речь зашла о переходе одного вида энергии в другой, он предложил смастерить демонстрационную модель, которая была нарисована в учебнике. Алеше не очень хотелось ее делать, но он все же согласился.
Нашли небольшую рейку, отпилили от нее три части нужной длины, сложили буквой «П», сколотили маленькими гвоздиками и закрепили на подставке. Потом из твердой книжной обложки вырезали круг, воткнули в него деревянный стержень и подвесили на веревочках к перекладине. И вот, модель готова. Алеше даже понравилось мастерить, а когда модель начала работать, он пришел в восторг:
- Вот, здорово! Я не думал, что он будет так крутиться.
Мальчик несколько раз приводил модель в действие, Диск начинал опускаться и вращаться в одну сторону, затем, сменив направление вращения, поднимался, а потом все повторялось.
- Завтра отнесешь модель в школу, может быть, тебе это зачтется.
- А вдруг ребята будут надо мной смеяться?
- Тогда не неси. Тебе видней.
Давай еще учебник полистаем. Ты вспомнишь, что за год прошли.
Егор Васильевич уже закончил работу и, сидя на пороге дома, наблюдал за мальчиками.
- Слушай, сынок, Авенира! Учись лучше, чтоб не пришлось всю жизнь тяжести таскать.
У Авенира и Алеши еще оставалось часа два до заката солнца, чтобы порыбачить. В этот раз они выбрали место для рыбалки поближе к дому. Караси клевали часто, но были мелкие. Вернувшись, дети их почистили и пожарили.
Потом, сидя на пеньках, хрустели запеченной рыбной корочкой и смотрели на закат.
В овраге около фермы работа продолжалась до позднего вечера. Одни, разочарованные неудачными поисками, уходили. Другие, надеясь, что им, как и Мышкиным, улыбнется удача, приходили. Самым настойчивым все же удалось выкопать немного ржавеющего металла. На этом «железная лихорадка» в овраге закончилась.
Глава 9
Удачный день
Как только рассвело, у дома Мышкиных загудела легковушка: приехал Устинов. Егор Васильевич и Алеша погрузили металлолом в прицеп. Отец уехал, а Алеша стал собираться в школу: погладил брюки и рубашку, оделся, положил в рюкзак нужные учебники и тетради, зашил небольшую дырку на трико, так как сегодня у него должна быть физкультура. Кроссовки пришлось опять брать у Авенира. Авенир в это время делал зарядку на дворе, вдыхая свежий утренний воздух полной грудью. На завтрак они сжарили себе по яйцу, и попили чая. Алеша пошел в школу, а Авенир - на рыбалку, на то место, где они были накануне.
Модель Алеша все ж таки прихватил с собой. Он положил ее в пакет вместе со спортивными штанами. Физика была второй по расписанию. Учитель, как всегда, урок начал с повторения, стал задавать вопросы. На некоторые из них Алеша знал ответ, но без каменного глаза не решался поднять руку. Учитель это заметил:
- Что же ты, Мышкин, на прошлом уроке у доски слова связать не мог, а сегодня и с места не отвечаешь. Не выучил, наверное?
- Нет, я учил.
- Тогда выходи к доске.
Алеша наклонился и полез в пакет, чтобы достать модель. Пакет зашуршал.
- Что ты, Мышка, в пакете спрятаться хочешь? - засмеялись ребята.
- Не выйдет, вырос уже.
Модель зацепилась за пакет и никак не хотела вылезать.
Учитель сказал сердито:
- Хватит смеяться. Вы мне так урок сорвете! Мышкин, ты выйдешь к доске, или нет?
- Иду я, иду, - торопливо сказал Алеша. Наконец-то ему удалось вынуть модель из пакета.
- Смотрите, - закричал Максим, - в учебнике такое же нарисовано!
- Игорь Владимирович, вы нам по рисунку этот опыт рассказывали, - закричали другие.
- Действительно так, - согласился с ними учитель.
- Алешка! А она у тебя работает? Покажи!
- Работает.
- Сам делал?
- Друг помогал.
Любопытство ребят подбодрило Алексея. Он начал демонстрировать самодельное устройство и попутно рассказывать о превращениях в механической энергии.
Ответ понравился Игорю Владимировичу. Он поставил Алеше пятерку, а модель занес в лабораторию. Второй раз Авенир помог ему завоевать уважение одноклассников.
В перемену Рунин спросил у Алеши:
- Как зовут твоего друга?
- Авенир.
- Странное имя. Слышал, вчера вы металла много нашли.
- Это Авенир с отцом много накопали. Я в это время в школе был.
- А откуда Авенир приехал? – поинтересовалась Кузьмина Настя.
- Из города. Где моя мама живет. Я с ним прошлым летом познакомился.
- А почему на школьную площадку не приходите? Мы там каждый вечер собираемся и играем в волейбол.
- Дела у нас.
- Это, какие такие дела? – спросила Тарасова Алина - самая красивая девочка в классе.
- Я видел. Рыбу они ловят! – сообщил всем Макаров Саша.
Такое внимание одноклассников приятно удивило Алешу. До этого дня всем было глубоко наплевать, где и с кем он проводит свои вечера. Одна только Гуреева Наташа сидела за партой, уткнувшись в учебник, и не проявляла к нему никакого интереса. Зазвенел звонок на урок.
На четвертом уроке была физкультура. Сдавали на оценку прыжки и кросс на пятьсот метров. Первым, как всегда, прыгал Карасев Максим, а последним из мальчиков - Мышкин Алеша. Прыгать в длину у него не получалось. Он то не добегал до дощечки, то переступал ее. Тогда его прыжок не засчитывался. В этот раз Алеша подумал: «Только бы не заступить!» Он разбежался и пролетел от дощечки дальше всех. Ребята от удивления открыли рот:
- Ого!
- Вот это да! – послышались возгласы.
Алешка и сам плохо понимал, что случилось. Ему показалось, что он летел над песком. Потом посмотрел на кроссовки и догадался, что причина в них. Второй раз, чтоб никто ничего не заподозрил, не старался. Но прыгнул все равно далеко. На третий раз специально переступил черту. А бег произвел на него неизгладимое впечатление. Ему так легко бежалось, что он мог сам регулировать свою скорость. Раньше он прибегал почти последним. Поэтому сейчас решил пропустить вперед Карасева Максима и прибежал вторым.
Авенир тем временем наловил рыбы и решил заняться обедом. Ему очень захотелось накормить своего друга и Егора Васильевича чем-нибудь вкусным. Он осмотрел имеющиеся в наличии продукты, прочитал рецепты в интернете, составил меню и начал готовить. Сначала он каждую очищенную рыбешку обваливал в муке, потом в яйце, потом опять в муке и обжарил на сковороде. Следующим блюдом было овощное рагу с салом и фасолью. Здесь все совсем было просто: порезал картошку, капусту, морковку, лук кубиками, положил все это в кастрюлю, добавил фасоль и кусочки сала, залил водой, разжег на улице костер и поставил кастрюлю на огонь.
Самое сложное было приготовить сладкие косички. Тесто прилипало к рукам. Потом он догадался добавить больше муки, и косички сплелись. Пожарить их не составило труда.
Сначала домой прибежал Алеша. Он поделился своей радостью с Авениром:
- Представь! Я сегодня две пятерки получил! Одну - по физике, другую – по физкультуре. Мне твои кроссовки помогли. Я в них самый первый мог бы прибежать. Классные они у тебя! Спасибо тебе! Не забудь об этом в отчет свой написать!
Потом вздохнул и добавил:
- Теперь мне надо больше спортом заниматься. А то ребята засмеют.
- В чем же дело? Давай с завтрашнего утра бегать начнем. У тебя все получится!
Тут подъехал Егор Васильевич. Он сгрузил два мешка цемента, взял в руки пакеты с покупками, канистру с бензином и машинное масло.
- Принимайте подарки! Теперь мы заживем!
Все зашли в дом. Мужчина выложил на стол белую рубашку и кроссовки для Алеши, две пятнистые футболки, двое спортивных штанов, две бейсболки и пакетик с конфетами.
- Будет теперь вам в чем лето бегать.
- Пап, сколько денег тебе дали.
- Больше двух тысяч. Из них пятьсот рублей за машину отдал. Остальные наши.
- Что ж ты себе ничего не купил?
- Я и в этом похожу. Мне красоваться не перед кем.
При этих словах отец отвел свой взгляд в сторону. Алеше стало жалко отца.
- Зря ты так. Сам не купишь, так я тебе куплю.
Егор Васильевич был рад, что у него растет сын, который его понимает. Он улыбнулся и сказал:
- Надо нам что-то к обеду приготовить. У меня с утра крошки во рту не было.
Теперь настала очередь Авенира радовать своих друзей. Он торжественно произнес:
- Представляю вам обед из трех блюд! Блюдо первое: овощное рагу с салом и фасолью.
При этих словах он занес закопченную кастрюлю и поставил на стол на подставку.
- Блюдо второе: рыба в кляре.
- В чем, в чем?
- Так называется рыба, приготовленная в муке с яйцом.
На столе появилось второе блюдо.
- Блюдо третье: косички с сахаром.
Егор Васильевич спросил:
- Где ты всему этому научился?
- В книге прочитал, - схитрил Авенир.
- У нас сегодня вроде как праздник.
- Папа, не говори только, что тебе выпить хочется!
- Это мне с горя пить хотелось, а с радости я без вина, как пьяный хожу.
Еду разложили по тарелкам и принялись уплетать за обе щеки. Отец с сыном хвалил новоиспеченного повара.
После обеда примерили новые вещи, повесили их на стулья, убрали со стола и вымыли посуду.
- Пойдемте, поможете мне обвязку к веранде сделать.
Закипела дружная работа. Из кучи строительных материалов принесли все имеющиеся там бревна, смерили их, распределили, какое и где будет лежать. Потом стали делать запилы для стыков и долбить дырки, чтобы поставит вертикальные бревна. Егору Васильевичу эта работа была хорошо знакома. А подросткам было интересно, как прямо у них на глазах вырастает новая веранда.
- Обшивку завтра сделаем. Отдыхайте! – сказал Егор. Я пойду к деду схожу. Он просил меня оставшуюся картошку из погреба вынуть.
- А мы мотоцикл попробуем завести.
- Алеша, ты еще уроки не выучил?
- На завтра ничего не задали. У нас Последний звонок будет.
- Значит, начались каникулы?
- Нет. Занятия закончились только у тех, кто экзамены будет сдавать. Это девятые и одиннадцатые классы. А мы будем учиться до конца мая.
Мальчики выкатили из-под навеса мотоцикл, залили в бак бензин, смешанный с маслом, и попробовали завести. С первого раза ничего не получилось. Авенир еще раз заглянул в карбюратор, проверил свечу. Потом они по очереди стали толкать друг друга на мотоцикле. «Восход» зарычал неожиданно и громко. Алешка, который в этот момент сидел на нем, закричал так, что на улицу выбежали соседи. Дядя Володя тоже выглянул, но тут же закрыл калитку. Мотоцикл промчался несколько метров вперед и заглох. Это было только начало. Второй заезд был более удачным. Алеша остановил мотоцикл сам. Потом на мотоцикл сел Авенир. Он быстро научился управлять «Восходом». Мальчики катались бы еще долго, но соседи сделали им замечание, и они поставили мотоцикл на место. Впечатлений было много.
- Не обманул меня Михайлович, что мотоцикл на ходу! – сказал Егор Васильевич, - Я вам на чердак еще одну подушка забросил. Баба Аня дала. Надо будет им еще крышу серебрянкой покрасить, чтоб не протекала.
- А нашу крышу, когда покрасим? - спросил Алеша.
- Нашей крыше никакая краска не поможет. Ее шифером перекрывать надо!
После этого Авенир показал другу новую игру на «ПП». Алеша ей увлекся, а Авенир сидел рядом, изредка давал советы и размышлял.
Поначалу его очень раздражало Алешкино незнание самых элементарных вещей. Только желание заработать больше баллов и быстрее вернуться домой заставило Авенира с ним возиться. Но прочувствовав на собственной шкуре все обстоятельства его жизни, ему и самому захотелось сделать друга счастливым. В его измерении все было иначе: не было голодных и раздетых. У всех были самые современные устройства, обеспечивающие безопасную и полноценную жизнь. Надо было только постоянно совершенствоваться и неуклонно пополнять свою голову знаниями, чтобы потом служить на благо обществу. Авенир вспомнил тест по предмету «Человечность», с которым он не справился, потому что не смог ответить на основные вопросы: зачем нужны друзья, и чем друг может поделиться с другом. Его воспитывали няни-роботы, обучение проходил через компьютер. Компьютер – это его мир, его интересы, его жизнь, если не считать занятия спортом, которые были обязательны для всех. Авенира все устраивало в жизни. Не устроило количество баллов по предмету «Человечность». По всем другим предметам у него было около ста баллов. Тогда он решил участвовать в эксперименте по перемещению в другое измерение.
Глава 10
Майка
Рано утром Алеша и Авенир одели одинаковые футболки и спортивные штаны, которые им привез Егор Васильевич, и побежали босиком по утренней росе. Штаны они подвернули до колен, чтобы не намокли. Роса была очень холодная. Свежий воздух наполнял легкие мальчиков, и казалось, что ноги сами собой отрываются от земли. Сделав круг почти через все село, они вернулись домой.
- Понравилось бегать? – спросил Авенир.
- Да! – ответил Алеша, - Завтра опять побежим!
На последний звонок Алеша надел белую рубашку, наглаженные брюки и новые кроссовки. Он уже не чувствовал себя никому не нужным мальчиком, которого все хотят унизить или обидеть. Сейчас у него было почти все, о чем он мечтал. Но так уж устроен человек, что нет конца его желаниям. И Алеша не был исключением. Самое главное, что он понял за последние дни, что надо верить в себя, уметь ждать, и тогда все получиться.
Пока Алеша был в школе, отец и Авенир строили веранду. Они установили стропила и сделали из шалевки опалубку под шифер. Алеша был удивлен такой быстроте, потому что отсутствовал меньше трех часов. Мальчик переоделся и подключился к работе.
Во время обеденного перерыва Авенир помог ему подобрать материал для доклада по географии. Вечером все это надо было написать на бумаге, нарисовать схемы и иллюстрации. Все новые темы по предметам были пройдены, контрольные написаны, поэтому вместо письменных заданий и параграфов учителя задавали творческие задания.
Потом они проехались по селу на мотоцикле до магазина за продуктами, чем немало удивили одноклассников. Алешкин авторитет рос на глазах.
К вечеру заборка стен была закончена, рамы вставлены, крыша веранды покрыта шифером. Все трое уселись на пеньках и стали любоваться своей работой.
- Осталось совсем немного: потолок подшить, сделать полы, поклинцевать изнутри и помазать.
- А что значит «поклинцевать»? – спросил Авенир.
- Сразу видно, что ты городской житель. Клинцовка – это тонкий орешник. Его прибивают к стене вместо реек, чтобы глина держалась.
- Пап, а снаружи чем обобьем?
- Можно, как и дом, железом обить, которое с веранды сняли, а потом покрасить.
- Тогда и дом надо покрасить.
- Краски купим и покрасим. Деньги пока есть.
Авенир слушал и удивлялся: до чего же изобретательны эти бедные люди. Они стараются сделать красоту из того, что в его измерении уже давно пустили бы на переработку.
За воротами послышался скрип телеги и голос пьяного Гурьяна:
- А ну, стоять!
Гурьян соскочил с лошади и зашел к соседям во двор. Лошадь звали Майка. Она была не привязана, поэтому тронулась с места вместе с телегой и стала обрывать молодые лопухи вдоль заборов. Пока Гурьян пил и разговаривал с Владимиром, лошадь ушла достаточно далеко.
Характер у Гуреева Андрея был вздорный. От него страдали две его дочери: Наташа и четырехлетняя Оля, жена Ирина и Майка. Ирина была сиротой. Ее воспитывала баба Катя. Когда-то жили они на хуторе. Местные девчата Андрея знали хорошо и вниманием не баловали, хотя на вид он был привлекательным. Вот парень и нашел себе скромную невесту на хуторе. Радость молодой жены была недолгой. Сначала Андрей бил ее, потому что ревновал, а потом бил, когда настроение было плохое. Ирина ему ни в чем не перечила. Деваться было некуда: баба Катя умерла, с хутора все уехали, дома забросили. Муж хотел сыновей, а родились дочки, такие же покорные, как их мать. Наташа изо всех сил старалась угодить строгому отцу: хорошо училась, помогала по хозяйству, приглядывала за младшей сестрой. Жила их семья за счет большого хозяйства и того, что заработает Андрей с помощью Майки. Андрея такая жизнь не устраивала. Ему надоел деревенский быт, хотелось гулять. Весной вместо того, чтобы пахать односельчанам огороды, он запивал, давая Майку всем напрокат. Люди чужую лошадь не очень-то жалели. Майке приходилось нелегко.
Гурьян, шатаясь, вышел за ворота и, не найдя лошади, начал материться. Отсутствие Майки очень разозлило его. Он прошел по селу, увидел Майку и схватил кнут. Майка, почувствовав неладное, дернулась с места. Это еще больше разозлило хозяина. Он залез в телегу, схватил вожжи и ударил лошадь по спине. Лошадь побежала. Гурьян тут же заорал:
- Пру-у-у… Стоять!!!
Но, как только лошадь остановилась, Гурьян опять ударил ее кнутом и скомандовал «Но!» Майка понеслась, а хозяин уже снова натягивал вожжи. Лошадь встала на дыбы.
- Я научу тебя хозяина слушать!
Так он ездил туда-сюда по улице не раз, то разгоняя лошадь, то резко останавливая, добиваясь беспрекословного подчинения. Майка испуганно таращила глаза, не понимая, что ей надо делать. Вся улица наблюдала за жестокостью озверевшего человека.
Егор Васильевич не выдержал. Он подбежал к Гурьяну и попытался образумить разъяренного мужчину, но тот не останавливался. Тогда Егор вырвал у него кнут и свалил с ног.
- Да успокойся ты! Сам разобьешься и лошадь покалечишь!
- Я эту заразу завтра же на мясо сдам!
- Да за что же? Она тебя и твою семью кормит!
- Все хозяйство, к черту, продам! Легковушку куплю и буду ездить! Надоело в навозе копаться!
- Не сдавай ее на мясо! Мне лучше продай!
- Тебе? Где ты деньги возьмешь?
- А это мое дело! Проспись, завтра поговорим!
Гурьян успокоился, развернул лошадь и поехал домой.
На этом представление закончилось. Люди одобрительно поглядели в сторону Егора и разошлись.
Алешка тоже подбежал к отцу со словами:
- А ты, пап, молодец! А, правда, ты у Гурьяна лошадь купить хочешь?
- Сейчас к деду Саше схожу и обсудим.
Дед Саша и бабушка Аня сидели на лавочке возле дома. Егор подсел к ним и начал разговор.
- Лошадь у Гурьяна хочу купить, а денег нет. Не поможете с деньгами?
Дед Саша хитро улыбнулся и сказал:
- Недели бы две назад не дал. А теперь дам - вижу, что хозяином становишься. Только покупать при мне будешь.
Когда отец пришел домой, Алешка поинтересовался:
- Что решили?
- Дед Саша дает денег в долг. Если Гурьян не передумает, то купим у него Майку!
Авенир внимательно слушал беседу отца и сына. Раньше он только наблюдал за их чувствами, а теперь радовался вместе с ними. Потом Авенир напомнил Алеше о докладе. Они зашли в дом и Алеша под диктовку Авенира начал его писать.
- Авенир, в твоем измерении ученики тоже пишут доклады?
- Конечно же, нет! Мы готовим презентации и снимаем фильмы на заданную тему. Но писать тоже полезно! Это повышает грамотность и развивает мозг.
Перед сном Мальчики уселись на чердаке в проеме лаза. Под их ногами была недавно построенная крыша веранды. Они смотрели, как на темнеющем небе появлялись новые звездочки и разговаривали о том, что им было интересно.
- А где находится твое другое измерение?
- Оно рядом с тобой, только ты его не видишь.
- Я не понимаю, как это может быть!
- Ты видишь пространство вокруг тебя трехмерным, а оно многомерно.
- Что значит трехмерное пространство?
- Это пространство, в котором три измерения: длина, ширина и высота.
- А как оно может быть многомерным?
- Это понять сложнее. Представь себе поезд длиной с экватор, шириной с меридиан, а высотой с бесконечность. Этот поезд состоит из вагонов, каждый вагон – это измерение. Поезд постоянно движется вместе с Землей. Ты находишься в одном вагоне и не видишь, что происходит в другом. Даже стен у этого вагона не видишь.
- Что- то я плохо представляю себе, как это может быть.
- В этом ничего странного нет. Просто люди в вашем измерении находятся на более низкой ступени развития, чем мы.
- Ты хочешь сказать, что все люди в нашем измерении глупее, чем в вашем параллельном мире?
- Нет! Так утверждать нельзя! Умные и глупые люди есть во всех измерениях. Дело все в представлениях людей о том, как устроен их мир. Сейчас каждый школьник знает, что Земля круглая, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. А раньше Землю представляли плоской.
- Да! Я помню! Нам рассказывали об этом на уроках природоведения.
- Джордано Бруно сожгли на костре за то, что он утверждал: Земля вертится!
- Вот дураки! В общем, я понял: пройдет время, и в нашем измерении будут знать то, что в вашем уже знают сейчас.
- Верно! А для этого надо учиться, познавать новое, быть полезным обществу.
- Я обязательно буду учиться и постараюсь все понять!
продолжение следует
© Copyright: #ЛанаКуш, 2014
Свидетельство о публикации №214060900807
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2