Игнорируем, рассказываем о последствиях, принуждаем... Согласитесь, не очень продуктивные методы, которые, к тому же, тянут за собой нежелательные дополнительные эффекты.
Есть необычный инструмент из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) под условным названием «Задача и есть решение».
Для лучшего понимания поясним сразу на примерах.
Пример из жизни одной мамы.
Утро. Просыпается ребенок и начинает капризничать. У нас всегда на ночь открыты окна. От этого утром довольно холодно в комнатах и главное ? холодный пол. Поэтому утром я всегда надеваю ему носочки.
Этим утром ребенок проснулся не в настроении: «Не хочу я надевать носки, не буду!» Начинает капризничать.
Я могу пуститься в долгие разговоры, что не очень продуктивно. Могу начать ругаться. Могу еще миллион вариантов придумать. Но один из вариантов, который действительно эффективен, это поставить задачу перед самим ребенком.
Внимание! Задачу нужно поставить правильно. Поэтому сначала мы обращаемся к цели:
что на самом деле важно в сложившейся ситуации?
почему/для чего нам нужно, чтобы ребенок что-то сделал?
Получаем: мне же не нужно, чтобы сын надел носки. Мне нужно, чтобы ему не было холодно. И я говорю: «Хорошо. Не хочешь носки, не надо. Придумай тогда, как сделать так, чтобы твоим ножкам не было холодно».
Всё!
Капризы исчезают моментально, потому что одновременное решение задачи (мышление) и причитания не совместимы.
Еще один эффект: у ребенка как будто глаза открываются: «Что-то необычное происходит!» Интерес лучшая мотивация.
Пример.
Как сделать, чтобы дети убирали игрушки за собой?
Превратить ситуацию в открытую задачу и переадресовать детям. В качестве одного из вариантов: «А придумайте, как убрать игрушки с пола без рук».
И дети с таким удовольствием это делают! Никаких конфликтов. Бывает, конфликт уже разгорается, и тут мама вспоминает, что можно поставить задачу. И все переходит на другой уровень.
В итоге, дети и мышление размяли, и удовольствие получили, и комната убрана. И при этом мама не становится аниматором для собственных детей.
Рассмотрим другую ситуацию: от положительного в целом действия ребенка есть дополнительный нежелательный эффект, и Вы хотите от этого минуса избавиться.
Что делать?
Не пресекайте действие целиком ? снова превратите «просто ситуацию» в задачу.
Пример.
Я разгружаю стиральную машину. Рядом крутится сын, которому нет еще и трех лет. Он мне помогает: подъезжает его грузовик, туда валится куча чистого белья, которое тут же оказывается на полу. Все это тащится к сушилке за грузовиком, где я это развешиваю.
Меня не устраивает такая ситуация. Я могу отказаться от помощи сына. И часто родители делают именно так. Нас не устраивает какая-то деталь, а действие ребенка в результате пресекается целиком. Потом мы переживаем, что, повзрослев, ребенок не желает нам помогать, потому что когда он хотел, мы обрывали его помощь была «не такой».
Как иначе можно поступить?
Лучше ситуацию снова превратить в задачу. Я говорю: «Степа, конечно, ты мне здорово помогаешь. Но видишь, у нас чистое белье падает на пол, который все же не настолько чистый, как это постиранное белье. Давай придумаем, как сделать, чтобы белье по пути не пачкалось».
И мы придумываем к этому грузовику прицеп из чистого пакета. Все довольны! Ребенок рад — у него новая интересная игра. И мама довольна. А все почему? Потому что придумали и решили задачу.
Конечно, это НЕ универсальный инструмент на все ситуации с ребенком. Но он работает!
Итак, вкратце по шагам:
Определяем истинную цель: почему нам важно, чтобы ребенок что-то сделал (ОЧЕНЬ часто на этом этапе задача вообще отпадает сама собой).
Превращаем ситуацию в открытую задачу (задачу, у которой может быть множество вариантов решений) и переадресовываем ее самому ребенку. Если ребенку пока тяжело самому справляться с поиском решения или с самим решением, помогаем ему.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев