К середине 1997-го года практически все граждане страны стали миллионерами. Средняя зарплата в России составляла тогда как раз 1 миллион рублей. В обращение ввели купюру номиналом 500 тысяч. Однако, богатство это было лишь бумажное: цены к тому времени тоже исчислялись десятками и сотнями тысяч рублей.
Женские сапоги, по данным Росстата, стоили полмиллиона! Килограмм вареной колбасы — около 30 тысяч рублей, картошки — 2 тысячи. Подобные цены — результат гиперинфляции начала 90-х, когда только за один 1992 год цены взлетели на 2500%.
К 1997 правительство взяло инфляцию под контроль: рост тогда составил всего 11%. Экономика начала оправляться от рыночного шока, а ВВП впервые показал рост, пусть и всего на 1,4%. Казалось, что самый трудный период позади, и власти провели денежную реформу — деноминацию.
Деноминация — это такое «срезание нулей» на банкнотах: 1000 рублей превратилась в один рубль. Купюры меняли постепенно: в течение 1998 года в ходу были и старые, и новые.
Деноминация понадобилась по двум причинам:
Меньше нулей — проще бухгалтерские расчеты. Как вспоминают специалисты, было практически невозможно оперировать суммами с бесконечными нулями.
Психологический эффект. По высказываниям Сергея Дубинина, главы Центробанка в 1995-98 гг, правительство было намерено показать людям, что победило инфляцию и вселить уверенность, что очередные нули на купюрах больше не появятся. Реформу разрабатывал Центробанк, а коммерческие банки, Сбербанк и бизнес в общем отношения к деноминации не имели.
Сегодня экономисты позитивно оценивают деноминацию и называют ее самой безболезненной денежной реформой в истории России. Правда, в 1998 положительный эффект остался практически незамеченным, потому что экономика страны полным ходом двигалась к кризису. Но это будет другая история.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев