«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.
Юрий Пименов (1902–1977) — русский и советский художник, один из самых востребованных и высоко оценённых советской властью живописцев. Он был лауреатом Ленинской премии и двух Сталинских премий, получил звание народного художника СССР. Но при этом он писал картины хоть и полностью соответствующие требованиям советских чиновников от искусства — то есть отображал в положительном ключе советскую действительность, но в своём стиле, который был близок к импрессионизму. Пименов сознательно избегал резких контуров на своих картинах, тщательной реалистичной прорисовки, картины писал лёгкими воздушными мазками, светлыми, яркими красками. Картины Пименова 30 годов — праздничные, глубоко лиричные, вызывающие хорошее настроение, оптимистичные. Пименов искренне восхищался новой жизнью и новыми молодыми советскими людьми, их верой в светлое будущее и бесконечным оптимизмом, который не могли сломить какие-либо жизненные трудности. Молодожёны, идущие по строительным лесам в свою новую квартиру, девушка за рулём автомобиля, спортивные свершения, удивительно лиричные мойщицы окон — вот типичные темы картин Юрия Пименова.
Весеннее окно
Если Аркадия Пластова можно назвать деревенским художником, поскольку тот писал в основном портреты деревенских жителей и жанровые картины из жизни советского села, в том числе и удивительную «Купание коней», то Пименов, как и Константин Юон предпочитал писать виды Москвы и москвичей, городские пейзажи, жанровые картины, иллюстрирующие созидательное начало социализма.
Одна из лучших картин Юрия Пименова — «Новая Москва», настоящий шедевр русского импрессионизма, ведущим представителем которого и являлся Юрий Пименов. Она была создана для выставки «Индустрия социализма» 1937 года, стала одной из самых заметных и известных картин на ней.
Новая Москва
Хотя выставка проводилась с огромным трудом, часть её организаторов репрессировали, некоторых даже расстреляли. Хорошо хоть репрессии всерьёз не коснулись Юрия Пименова, хотя определённая холодность и недоверие со стороны советских властей имели место.
Социалистический реализм был объявлен единственно верным художественным направлением, а Пименова всегда интересовал импрессионизм, а в 1920 годы и немецкий экспрессионизм.
Потому на ранних работах Пименова можно заметить упрощённые черты лица, совмещение нарисованных объектов, искажение форм, неестественные позы и повороты головы, как, например на картине «Две девушки с мячом».
Две девушки с мячом
Была и жутковатая картина «Инвалиды войны» — ну никак она не соответствовала всем требованиям соцреализма, хотя нельзя никак отказать ей в выразительности. Именно умение передать нужную эмоцию, причём наиболее ярко и запоминающееся и отличало ранние работы Пименова, как, впрочем, и многих выдающихся экспрессионистов. И хотя Пименов рисовал советских людей и советскую действительность в положительном ключе чиновники от искусства подобных авангардный подход не оценили и в 1932 году выставили определение полотнам Юрия Пименова — «формализм», и запретили их для экспонирования на выставках.
Инвалиды войны
Пименов тяжело переживал подобное решение. Писать в исключительно реалистичном ключе и штамповать однотипные картины без собственного авторского стиля ему не хотелось, и на помощь пришёл импрессионизм. Тогда на него поглядывали косо, но всё же не настолько, как на авангард.
И Пименов становится истинным импрессионистом и дело даже не в использовании специфических техник написания картин, всё гораздо глубже. Для примера можно вспомнить, что однажды во время Парижской коммуны известного французского импрессиониста Пьера Огюста Ренуара чуть было не расстреляли революционеры. Он, как обычно, писал на набережной Сены, поскольку всегда предпочитал работать на пленере. Вот только революционеры решили, что он шпион и зарисовывает планы баррикад. Лишь чудо спасло Ренуара от несправедливой казни — один из революционеров признал в нём известного художника. Но несмотря на всё это, Ренуар рисовал не баррикады, не казнённых, ничего, что хоть как-то напоминало революцию. Вот картина Ренуара того времени.
Абсолютно идеалистическая, где на первом плане красота, а не правда жизни и её неприглядная сторона. Дамы, цветы, удивительный цвет, радость жизни — это всё про импрессионизм. Хотите правды — тогда нужно смотреть картины наших замечательных передвижников Ильи Репина и Василия Перова.
Потому и Пименов написал Новую Москву в светлых, радостных тонах, словно бы и не было многочисленных репрессий, а обычные советские девушки разъезжают по Москве в кабриолетах. И импрессионизм применительно к задачам показать красоту новой Москвы и радость жизни действует безупречно — отсутствие тщательной прорисовки, широкие лёгкие мазки, светлые тона создают совершенно удивительную атмосферу праздничного города, в котором хочется жить и работать. Напиши Пименов картину в реалистическом ключе, была бы обычная стандартная агитка, без художественной глубины и особого очарования.
Новая Москва Пименова напоминает работы другого французского импрессиониста — Клода Моне, но тоже рисовал толпу лишь несколькими небрежными штрихами, избегая тщательной прорисовки.
Справа: Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873.Слева: Юрий Пименов. Новая Москва
А ещё мы не видим лица главной героини, но предполагаем, что она наверняка симпатичная девушка. Показан момент из жизни, как если бы оказались на месте человека на заднем сиденье открытого автомобиля, которым управляет красивая девушка — возможно, его дочь или жена, и любовались летней Москвой. Понятное дело, наверняка тот был или известным спортсменом, артистом, или, на худой конец, крупным партийным деятелем, но явно человеком не из простых. Впрочем, тут тоже лакировка действительности, показ наиболее привлекательных моментов в жизни.
В картине очень удачно выстроенная композиция. Голова девушки находится на уровне золотого сечения, а это позволяет воспринимать картину с максимальным комфортом. Прохожие размыты — в этом отчасти проявляется эффект скорости, создаётся полное ощущение езды на автомобиле. Картина написана в тёплых бежевых тонах, видны яркие красные пятна автобусов и красного полотнища на здании. Да и толпа прохожих яркая, пёстрая, в картине нет ни капли уныния, лишь радость от езды на хорошем автомобиле по красивому городу. На волосах девушки видны блики от солнца, поскольку дело происходит с ярких солнечный день. И в этом тоже импрессионизм Пименова.
Новая Москва. фрагмент.
Моделью для Пименова была его супруга Наталья. Она была его поддержкой, опорой и музой, помогала в самые тяжёлые минуты, когда на художника начались гонения. Впоследствии образ девушки за рулём Пименов использовал на многих других картинах, например, «На фронтовой дороге».
На фронтовой дороге
Тут картина выполнена в более суровых и мрачных тонах, а рядом сидит командир, который явно девушке доверяет, и не садиться сам за руль. Образ волевой, сильной женщины всегда привлекал Пименова и был очень востребован в советской живописи. Впоследствии уже в 1950 годы Пименов напишет картину «В Москву. Дорога на новостройку», где женщины не боятся ехать в кузове грузовика и не ищут более комфортного и безопасного транспортного средства, тем более, что его и не было.
В Москву. Дорога на новостройку
Так-то картины Пименова — это про смелую, уверенную в себе женщину, настоящую строительницу социализма, которой чужды старые предрассудки, но при этом сохранившую, в отличие от персонажей полотен Дейнеки, женственность и привлекательность. Такая готова вести автомобиль, но всегда имеет собой косметичку, чтобы выглядеть максимально привлекательно и красиво. И в этом тоже правда жизни.
Передвижники. Как они появились, сколько зарабатывали и почему впоследствии распались?
Передвижники — объединение русских художников, существовавшее с последней трети XIX века и до 1922 года. Они организовывали передвижные выставки по российским городам, где выставляли свои картины, в основном на темы «униженных и оскорблённых», бичевавших различные пороки нашего общества. Артель передвижников стала одним из первых творческих объединений художников в России, занимающихся продвижением своих картин путём участия их в выставках и последующей продаже всем желающим. Кстати, купить картину передвижников, особенно признанных мастеров, таких как Илья Репин или Исаак Левитан было непросто, эти полот
«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.
Юрий Пименов (1902–1977) — русский и советский художник, один из самых востребованных и высоко оценённых советской властью живописцев. Он был лауреатом Ленинской премии и двух Сталинских премий, получил звание народного художника СССР. Но при этом он писал картины хоть и полностью соответствующие требованиям советских чиновников от искусства — то есть отображал в положительном ключе советскую действительность, но в своём стиле, который был близок к импрессионизму. Пименов сознательно избегал резких контуров на своих картинах, тщательной реалистичной прорисовки, картины писал лёгкими воздушными
Был осуждаем художниками, испытал несчастье в любви. Непростая судьба Василия Поленова.
Василий Поленов (1844–1927) — русский художник, мастер лирического пейзажа и пейзажа настроения. Его картины яркие, красочные, для них характерно избыток воздуха и света, они словно бы озарены солнечным светом, создают радостное настроение, как знаменитое полотно «Московский дворик».
Театральный художник Леон Бакст и его творчество. Как «Черта оседлости» испортила ему жизнь?
В биографии этого удивительного человека, театральными эскизами, которого можно любоваться бесконечно, было многое. Художника Леона Бакста даже изгоняли по причине еврейской национальности из Питера, а он создавал в Париже и Америке легендарное оформление к «Русским сезонам». Баксту пришлось испытать немало несправедливости, просто потому, что родители были «неправильной» национальности.
До того, как стать Бакстом
Урождённый Лейб-Хаим Израилевич Розенберг появился на свет в белорусском городе Гродно в 1866 году. Родители были коммерсантами, то есть занимались делом вполне в духе своей национальности,
Садко — самая необычная и вызывающая по строгим меркам морали XIX века картина Ильи Репина.
Илья Репин — выдающийся русский художник, известный своими полотнами в духе критического реализма. Это и ода тяжёлому труду «Бурлаки на Волге», и беспощадно правдивая картина русской жизни «Крёстный ход в Тульской губернии», и исторические полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Иван Грозный убивает своего сына». Лучшие картины Репина всегда остросоциальны, критичны, актуальны, часто показывают момент максимального эмоционального пика, как на полотне «Не ждали».
«Руки противятся ему» Билла Стоунхема: мистика или гениальный маркетинг?
Эта картина уже много лет неизменно оказывается в рейтинге самых страшных произведений современного искусства. Казалось бы, в самой мизансцене нет ничего пугающего: да, мальчик с серьезным лицом, девочка-кукла с пустыми глазами и виднеющиеся на заднем плане руки вряд ли вызывают позитивные эмоции, но не более того. Судьбу картины «Руки противятся ему» определила череда случайностей, превративших весьма тривиальную работу американского художника Билла Стоунхема в одну из самых узнаваемых и обсуждаемых картин двадцатого столетия. Билл (Уильям) Стоунхем (Bill Stoneham) родился в 1947 году в Бостоне, штат Массачусетс, США.
Как Серов разыграл всех портретом императора Николая II. Шутка, которую долго не могли простить.
Валентин Серов (1865–1911) русский художник, мастер психологического портрета, умеющий с удивительной точностью раскрывать внутренний мир человека, выявляя в нём все имеющие черты, в том числе и не самые приятные для заказчика. Серов был всегда предельно честен и не приукрашивал действительность, чей бы портрет он не писал. А писал он портреты многих своих выдающихся современников, богатых купцов и помещиков, заказать портрет у Серова было показателем статуса и престижа и даже вероятность того, что сам Серов может написать его в насмешливо-карикатурном стиле, заказчиков не останавливало.
Меланхоличные картины и короткое счастье русского символиста Виктора Борисова-Мусатова.
Немного застенчивый, обладающий особый обаянием горбун не был приверженцем определенной школы. Он не стал одним из академистов, авангардистов или передвижников. В его работах прослеживалась удивительная чистота, нежность, нотка меланхолии и грусти, мечтательность. Именно таким предстоит поклонникам творчество художника, которого иногда причисляют к символистам. Виктор Борисов-Мусатов вызывал приятные эмоции даже у известных современников, Андрей Белый его называл «нежным и тончайшим» горбуном. Он был способен подать прекрасное с удивительным чувством такта, тонкостью, без попытки навязать мораль, не доход
Был женат на «падшей женщине», подвергся критике со стороны друзей-передвижников. Иван Крамской.
Иван Крамской (1837–1887 гг.) — русский художник, писавший великолепные портреты и жанровые сцены, организатор и идеолог передвижнических выставок — именно он был главным среди передвижников, зачинщик знаменитого бунта 14, когда наиболее талантливые и неравнодушные ученики Академии художеств протестовали против закостенелого академизма, царящего в этом учебном заведении. Мало какой художник сделал больше для развития русской живописи, чем Крамской и в этом его неоценимый вклад в искусство. Он писал великолепные портреты — например, знаменитая «Неизвестная» с простой и логичной композицией, глубо
Нет комментариев