Был осуждаем художниками, испытал несчастье в любви. Непростая судьба Василия Поленова.
Василий Поленов (1844–1927) — русский художник, мастер лирического пейзажа и пейзажа настроения. Его картины яркие, красочные, для них характерно избыток воздуха и света, они словно бы озарены солнечным светом, создают радостное настроение, как знаменитое полотно «Московский дворик».
Московский дворик
Тут мастерство колориста Поленова проявляется в полной мере, он отказался от привычной для русской живописи XIX века коричневой гаммы в пользу ярких и чистых цветов. Результат потрясающий, картина впервые была представлена на выставке передвижников, и Поленов поначалу даже извинялся за неё, поскольку не смог предъявить, по его мнению, «что-либо более значительное». Но картина понравилась всем, её приобрёл Павел Третьяков, а это было своеобразным показателем качества. «Московский дворик» много раз копировался на всевозможных открытках и марках, стал настоящей визитной карточкой старой патриархальной Москвы, где золото куполов соседствует со старыми домами и полуразвалившимися, типично деревенскими сараями. Возможно именно сочетание деревенской идиллии и красоты стоящих неподалёку церквей и привлекает в этой картине.
Кстати, сам Поленов много работал над созданием стойких красок, способных не тускнеть со временем в результате почти все полотна Поленова отлично сохранились. Это не «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи, которая вскоре потускнела после того, как побывала в морском путешествии, в которое её взял великий князь Константин Константинович.
Бабушкин сад
В 1871 году произошло невиданное — пятерым выпускникам Академии художеств были вручены золотые медали и право на пансионерскую поездку. Вот только нужно было выбрать кого-либо одного лучшего, а не пятерых. Оказывается, Великий князь Владимир Александрович просто не знал об этом. Но слово великого князя не воробей, потому и всем пятерым, в том числе и Илье Репину и Василию Поленову оплатили пансионерскую поездку. Но на торжественном банкете великий князь подошёл для поздравления только к родителям Поленова, проигнорировав прочих художников. Прочим выпускникам Академии, подобное отношение очень не понравилось, Крамской заявлял Репину относительно Поленова: «Этот барин с нерусской душой, ему лучше бы остаться где-нибудь за границей и писать там». Даже критик Стасов был схожего мнения, тот всерьёз доказывал Поленову: «у вас склад души не русский, поселитесь где-нибудь в Париже или Берлине и пишите там».
Вот только творчество Поленова и вся его жизнь подобные утверждения опровергла, да, он был аристократом из хорошей семьи и художником ему во многом было предопределено стать, но в этом ли вина Поленова? Лучшие свои картины он написал именно в России, открыв для русской живописи совершенно удивительный жанр «интимного пейзажа».
Заросший пруд
Сам Поленов был из «хорошей» семьи. Отец работал дипломатом в Греции, мама тонко чувствовала искусство, и даже сама писала акварели. А особое впечатление на Поленова, уже в подростковом возрасте произвела картина Александра Иванова «Явление Христа народу». Он несколько раз ходил её смотреть, а впоследствии написал цикл картин на библейскую тему.
Христос и грешница
Поленов был выдающимся колористом, все его картины настолько яркие, что иногда покупатели в художественных лавках требовали такие же краски, как на картинах Поленова. Вот только их там не было, все краски Поленов создавал сам, он был настоящим экспериментатором, изучал «химию красок», их сочетание, особенности наложения на холст и делился секретами со своими учениками в Московском училище живописи и ваяния, в том числе с Константином Коровиным и Исааком Левитаном. Картины Поленова иногда называют предшественниками русского импрессионизма, никто никогда до него не писал столь ярко, не было в полотнах так много света и воздуха, и этим они особенно ценны.
Деревня Тургенево
В любви Поленов был несчастен, хотя и вёл себя как истинный аристократ. Впервые по-настоящему он влюбился, когда ему было 30 лет — в очаровательную 18-летнюю девушку Марусю Оболенскую. Она планировала стать оперной певицей, и имела все возможности для этого — чистый голос и немалый талант. Вот только это была любовь на расстоянии, закончившая несчастливо. Он так и не сделал ей предложения. Маруся заболела, а врачи по грубой ошибке вкололи ей прививку от оспы, от которой она не смогла оправиться. Впоследствии Поленов напишет удивительно трагичную картину «Больная», в которой отразит все свои чувства после потери Маруси и любимой сестры Веры.
Больная
Была ещё одна любовь — Мария Клементьева. С ней Поленов познакомился в поезде, и она напоминала его первую возлюбленную — Марусю Оболенскую, какой она должны была стать — известная оперная певица и разбивательница сердец. Поленов влюбился, но Клементьева не пыталась ответить взаимностью, она словно играла с художником, не делая явного отказа, но и не приближая к себе. Ей просто льстило, что за ней ухаживает известный аристократ и художник Василий Поленов. Кстати, подобную интрижку она впоследствии затеяла и с писателем Антоном Чеховым, словно этой роковой женщине чувства русских классиков лишь возможность продемонстрировать пустое тщеславие и потешить собственное эго. Поленов уехал за границу, а когда вернулся, то узнал — Клементьева выскочила замуж за адвоката, брак оказался несчастным, а она с горя стала часто выпивать и играть в карты. Воистину, не такая женщина была нужна Поленову.
Портрет Веры Дмитриевны Хрущевой, сестры художника.
Поленов уехал к своему другу Савве Мамонтову в усадьбу Абрамцево, оформлял вместе с Репиным и Васнецовым абрамцевскую церковь — удивительный Храм Спаса Нерукотворного. Именно там в него влюбилась Наташа Якунчикова, которая была на 14 лет моложе Поленова. Тот ответил взаимностью, и молодожены одни из первых обвенчались в новой абрамцевской церкви.
Дворик
Супруги переехали в усадьбу Борок неподалёку от Тарусы, и жили там. Наталья родила шестерых детей, воспитывала их, а Поленов делал всё возможное, чтобы жизнь окрестных крестьян хотя отчасти напоминала созданные им яркие и красочные полотна. Он нанимал на свои деньги учителей, организовал диораму собственных картин, чтобы никуда не выезжавшие крестьяне могли приобщиться к искусству и получить хоть какое-то представление о кругосветном путешествии, создал отличный народный театр. Он не был революционером, проповедовал теорию «малых дел», но принёс куда больше пользы для простых людей, чем все народники вместе взятые.
Картины, графика, фотография, малотиражные печатные издания, товары профессиональных крафтеров на сайте галереи artalebrio.com
Передвижники. Как они появились, сколько зарабатывали и почему впоследствии распались?
Передвижники — объединение русских художников, существовавшее с последней трети XIX века и до 1922 года. Они организовывали передвижные выставки по российским городам, где выставляли свои картины, в основном на темы «униженных и оскорблённых», бичевавших различные пороки нашего общества. Артель передвижников стала одним из первых творческих объединений художников в России, занимающихся продвижением своих картин путём участия их в выставках и последующей продаже всем желающим. Кстати, купить картину передвижников, особенно признанных мастеров, таких как Илья Репин или Исаак Левитан было непросто, эти полот
«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.
Юрий Пименов (1902–1977) — русский и советский художник, один из самых востребованных и высоко оценённых советской властью живописцев. Он был лауреатом Ленинской премии и двух Сталинских премий, получил звание народного художника СССР. Но при этом он писал картины хоть и полностью соответствующие требованиям советских чиновников от искусства — то есть отображал в положительном ключе советскую действительность, но в своём стиле, который был близок к импрессионизму. Пименов сознательно избегал резких контуров на своих картинах, тщательной реалистичной прорисовки, картины писал лёгкими воздушными
Был осуждаем художниками, испытал несчастье в любви. Непростая судьба Василия Поленова.
Василий Поленов (1844–1927) — русский художник, мастер лирического пейзажа и пейзажа настроения. Его картины яркие, красочные, для них характерно избыток воздуха и света, они словно бы озарены солнечным светом, создают радостное настроение, как знаменитое полотно «Московский дворик».
Театральный художник Леон Бакст и его творчество. Как «Черта оседлости» испортила ему жизнь?
В биографии этого удивительного человека, театральными эскизами, которого можно любоваться бесконечно, было многое. Художника Леона Бакста даже изгоняли по причине еврейской национальности из Питера, а он создавал в Париже и Америке легендарное оформление к «Русским сезонам». Баксту пришлось испытать немало несправедливости, просто потому, что родители были «неправильной» национальности.
До того, как стать Бакстом
Урождённый Лейб-Хаим Израилевич Розенберг появился на свет в белорусском городе Гродно в 1866 году. Родители были коммерсантами, то есть занимались делом вполне в духе своей национальности,
Садко — самая необычная и вызывающая по строгим меркам морали XIX века картина Ильи Репина.
Илья Репин — выдающийся русский художник, известный своими полотнами в духе критического реализма. Это и ода тяжёлому труду «Бурлаки на Волге», и беспощадно правдивая картина русской жизни «Крёстный ход в Тульской губернии», и исторические полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Иван Грозный убивает своего сына». Лучшие картины Репина всегда остросоциальны, критичны, актуальны, часто показывают момент максимального эмоционального пика, как на полотне «Не ждали».
«Руки противятся ему» Билла Стоунхема: мистика или гениальный маркетинг?
Эта картина уже много лет неизменно оказывается в рейтинге самых страшных произведений современного искусства. Казалось бы, в самой мизансцене нет ничего пугающего: да, мальчик с серьезным лицом, девочка-кукла с пустыми глазами и виднеющиеся на заднем плане руки вряд ли вызывают позитивные эмоции, но не более того. Судьбу картины «Руки противятся ему» определила череда случайностей, превративших весьма тривиальную работу американского художника Билла Стоунхема в одну из самых узнаваемых и обсуждаемых картин двадцатого столетия. Билл (Уильям) Стоунхем (Bill Stoneham) родился в 1947 году в Бостоне, штат Массачусетс, США.
Как Серов разыграл всех портретом императора Николая II. Шутка, которую долго не могли простить.
Валентин Серов (1865–1911) русский художник, мастер психологического портрета, умеющий с удивительной точностью раскрывать внутренний мир человека, выявляя в нём все имеющие черты, в том числе и не самые приятные для заказчика. Серов был всегда предельно честен и не приукрашивал действительность, чей бы портрет он не писал. А писал он портреты многих своих выдающихся современников, богатых купцов и помещиков, заказать портрет у Серова было показателем статуса и престижа и даже вероятность того, что сам Серов может написать его в насмешливо-карикатурном стиле, заказчиков не останавливало.
Меланхоличные картины и короткое счастье русского символиста Виктора Борисова-Мусатова.
Немного застенчивый, обладающий особый обаянием горбун не был приверженцем определенной школы. Он не стал одним из академистов, авангардистов или передвижников. В его работах прослеживалась удивительная чистота, нежность, нотка меланхолии и грусти, мечтательность. Именно таким предстоит поклонникам творчество художника, которого иногда причисляют к символистам. Виктор Борисов-Мусатов вызывал приятные эмоции даже у известных современников, Андрей Белый его называл «нежным и тончайшим» горбуном. Он был способен подать прекрасное с удивительным чувством такта, тонкостью, без попытки навязать мораль, не доход
Был женат на «падшей женщине», подвергся критике со стороны друзей-передвижников. Иван Крамской.
Иван Крамской (1837–1887 гг.) — русский художник, писавший великолепные портреты и жанровые сцены, организатор и идеолог передвижнических выставок — именно он был главным среди передвижников, зачинщик знаменитого бунта 14, когда наиболее талантливые и неравнодушные ученики Академии художеств протестовали против закостенелого академизма, царящего в этом учебном заведении. Мало какой художник сделал больше для развития русской живописи, чем Крамской и в этом его неоценимый вклад в искусство. Он писал великолепные портреты — например, знаменитая «Неизвестная» с простой и логичной композицией, глубо
Нет комментариев