Представьте: вы всю жизнь были уверены, что знаете автора любимой с детства картины. Те самые мишки с конфетного фантика, знакомый до боли сосновый лес, утренний туман... "Шишкин, конечно же, Шишкин!" – скажете вы. И будете правы. Но только наполовину.
А теперь приготовьтесь к шоку: Иван Иванович Шишкин, "царь леса" русской живописи, певец соснового бора и дубовых рощ, человек, способный написать каждую хвоинку так, что хочется понюхать смолу... этот самый Шишкин никогда не рисовал тех самых медведей. Да-да, именно так. Косолапые герои нашего детства – работа совершенно другого художника. И это не теория заговора, а документально подтверждённый факт, который почему-то упорно игнорируется вот уже 135 лет.
Как Савицкий стал художником-невидимкой
История началась в 1889 году, когда 57-летний Иван Шишкин работал над очередным лесным пейзажем. К тому моменту он уже был живой легендой – профессор Академии художеств, признанный мастер, чьи картины расхватывали коллекционеры. Но вот незадача: животных Иван Иванович рисовать не умел. Совсем. Категорически.
"Шишкин – это человек-школа, но это человек-школа односторонний. Он знает один только лес, да и то русский", – писал о нём критик Владимир Стасов. И это была правда: гениальный пейзажист становился беспомощным, когда дело доходило до фауны.
Тогда на сцену выходит Константин Аполлонович Савицкий – друг Шишкина, жанровый живописец и, что важно, мастер анималистики. Именно он по просьбе Шишкина "подселил" в готовый пейзаж семейство медведей – медведицу с тремя медвежатами, резвящимися на поваленной сосне.
Изначально картина была подписана двумя фамилиями. Двумя! Это был официальный соавторский проект. Но дальше происходит то, что современные юристы назвали бы "нарушением авторских прав".
Третьяков и его 600 рублей правды
Павел Михайлович Третьяков купил картину за 600 рублей – солидную по тем временам сумму. И первое, что сделал меценат, получив полотно, – взял растворитель и стёр подпись Савицкого. Просто взял и стёр. Как будто её и не было.
Почему? Версий несколько, и каждая интереснее предыдущей:
Версия первая, официальная: Третьяков считал, что в картине "так много Шишкина", что медведи Савицкого теряются на фоне мощи шишкинского леса. Мол, 80% работы – это пейзаж, так зачем делить славу?
Версия вторая, прагматичная: картины Шишкина стоили дороже и продавались лучше. Имя Савицкого могло "удешевить" работу в глазах будущих поколений.
Версия третья, человеческая: Савицкий был известен своими жанровыми картинами с социальным подтекстом ("Ремонтные работы на железной дороге", "Встреча иконы"). Третьякову не нужны были ассоциации с "передвижническим реализмом" в столь идиллическом пейзаже.
Сам Савицкий на "медвежью кражу" отреагировал философски. По воспоминаниям современников, он лишь грустно усмехнулся: "Что ж, медведи ушли к Шишкину жить. Видно, им там лучше".
Медвежий символизм: о чём молчат искусствоведы
Но почему вообще в идеальном шишкинском лесу появились медведи? Современники художника утверждали, что это была не просто прихоть, а глубоко символичный ход.
Факт малоизвестный №1: первоначально картина должна была называться "Медвежье семейство в лесу". Именно медведи были главными героями, а не декорацией. Шишкин хотел показать пробуждение природы, начало нового дня через образ играющих медвежат. Это была метафора молодой России, ищущей свой путь в туманенового утра.
Факт малоизвестный №2: количество медведей тоже было неслучайным. Три медвежонка и медведица – это отсылка к славянской мифологии, где медведь был тотемным животным, а число четыре символизировало полноту и завершённость мира.
Факт малоизвестный №3: изначально Савицкий нарисовал медведей более реалистичными, даже несколько угрожающими. Но Шишкин попросил сделать их более "игривыми и домашними". Он понимал: русская публика любит умиляться, а не пугаться.
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал в 1950-х годах: "Медведи Савицкого превратили пейзаж Шишкина из этюда в картину. Они дали ему сюжет, движение, жизнь. Без них это был бы просто очередной лес, пусть и мастерски написанный".
Конфетное бессмертие и народная память
Ирония судьбы: картина стала самой узнаваемой работой Шишкина именно благодаря тем самым медведям, которых он не писал. В 1896 году права на использование изображения купил фабрикант Фердинанд Теодор Эйнем (да-да, тот самый "Эйнемъ", будущая "Красный Октябрь"). Конфеты "Мишка косолапый" с фрагментом картины на обёртке стали народным брендом.
Показательный момент: на фантике никогда не указывался автор картины. Сначала – из экономии типографской краски, потом – по привычке. Так "Утро в сосновом лесу" стало поистине народным достоянием, картиной без автора, которую знает каждый, но мало кто задумывается о её создателе.
Советская власть окончательно закрепила "медвежий миф". В учебниках писали просто: "И.И. Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889". Точка. Никаких Савицких. К слову, сам Константин Аполлонович умер в 1905 году, так и не дождавшись справедливости.
Что скрывает туман: последние тайны картины
В 2010 году реставраторы Третьяковской галереи сделали сенсационное открытие. При исследовании картины в инфракрасном излучении обнаружилось, что под медведями есть первоначальный рисунок – там были олени. Да, изначально Шишкин хотел поместить в свой лес именно оленей, но потом передумал. Медведи оказались "более русскими", более понятными простому зрителю.
Ещё один любопытный факт: рентгенограмма показала, что Савицкий переписывал медведей минимум дважды. Первый вариант Шишкину не понравился – медведи были слишком статичными. Второй – слишком динамичными, отвлекали внимание от пейзажа. Только третья попытка устроила обоих художников.
Эпилог: справедливость через полтора века
Сегодня в каталогах Третьяковской галереи картина наконец-то атрибутируется правильно: "И.И. Шишкин, К.А. Савицкий. Утро в сосновом лесу". Справедливость восторжествовала, пусть и с опозданием в 135 лет.
Но давайте честно: изменило ли это что-то? Для миллионов россиян это по-прежнему "картина Шишкина с мишками". И в этом есть своя ирония – два художника создали произведение, которое стало больше их самих, превратилось в национальный символ, растиражированный на миллионах конфетных фантиков.
Может быть, Третьяков был прав? Может, некоторые произведения искусства должны принадлежать не авторам, а народу? Или всё-таки каждый мазок кисти должен быть подписан?
Как бы то ни было, теперь вы знаете правду. В следующий раз, разворачивая конфету "Мишка косолапый", вспомните о Константине Савицкиче – художнике-невидимке, чьи медведи уже полтора века гуляют по чужому лесу. И о том, что даже в искусстве, как и в жизни, справедливость иногда опаздывает. Но лучше поздно, чем никогда.
---
P.S. А вы знали, что существует более 60 копий этой картины, написанных разными художниками? И на некоторых – пять медведей вместо четырёх. Но это уже совсем другая история..
#живопись
Нет комментариев