Пётр под Полтавой.
В годы правления Петра в России появилось более 200 мануфактур (а было всего два десятка), производивших огромное количество товаров — от бумаги и пуговиц до зеркал и шпалер. Появились новые виды производств: химическое и шелкоткацкое, суконное и полотняное, началось производство чугуна и качественного железа. В Петербурге, Архангельске, в Москве и Воронеже заработали верфи, в Москве и Петербурге возникли оружейные заводы, на Урале задымили медеплавильные печи.
Вместе с тем реформаторская деятельность Петра Великого имеет противоречивый характер: его преобразования вывели Россию из одного кризиса, но обрекли её на погружение в новый. При Петре усилился крепостнический гнёт, и сам он правил так, как помещик правит своими крепостными. Великий император действительно многому научил Россию — но учил он её палкой и угрозами. Он был так же нетерпим к инакомыслию, как и его предшественники. Пётр не осознал, что логичным продолжением его реформ будет (и должно быть) стремление человека к самостоятельности, инициативе, свободе, а значит, потребуются и серьёзные политические изменения. Он хотел видеть в своих подданных европейцев, но не допустил того, что составляло суть и основу европейского образа жизни: местного самоуправления, достоинства, личной свободы… Он вёл страну по новому пути старым способом, считая народ неспособным делать верный выбор, и оставался убеждён в этом до конца своих дней.
За пару лет до смерти Пётр I писал: «Наш народ, яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают… но когда выучатся, потом благодарят». Однако образованный человек рано или поздно осознаёт себя как личность. Сочетание абсолютного самодержавия и крепостничества с европейским образованием части общества вылилось в непреодолимый разрыв дворянства и интеллигенции, с одной стороны, и широких слоёв населения, с другой. Всё это привело к острейшим социальным конфликтам: от восстания Пугачёва и выступления декабристов до революций 1905 и 1917 гг.
Пётр понимал, что созданное им государство растёт и становится слишком сложным, чтобы им эффективно руководил один самодержец (он сам говорил: «Возможно ль одному человеку за так многими усмотрить!»). Однако он не задумывался о том, что можно наделить общество какой-то долей власти. Пётр лишь неформально разделил эту власть с узкой группой лиц, зависевших только от его воли, а так как «усмотрить» за всеми невозможно, коррупция цвела пышным цветом и тормозила развитие России.
Хуже того, при нём дворянское сословие обрело такое могущество, которое, не будучи регламентированным и поставленным под какой-то контроль, позволило дворянам в течение 18-го в. подчинить государство своим интересам и помешало империи своевременно решить ключевые социальные проблемы (прежде всего, конечно, проблему крепостного права). Но всё это было ещё впереди, и вины Петра в ошибках его преемников и последствиях этих ошибок нет. Император выполнил свою миссию. В 1725 г. эпоха петровских преобразований завершилась. Пётр I скончался и оставил созданную его трудами могучую империю, которой предстояло ещё не раз развернуть ход мировой истории.
#ИсторияРоссии
Нет комментариев