Глава 12.
- Валентина! Я всё понимаю, Михаил сам не подарок, конечно. Но всё же, ведь семья у вас, - председатель колхоза Савелий Кузьмич Ерёмычев хмурился и постукивал по столу широкой ладонью, - Ну что, разве нельзя всё в семье решить, зачем это – развод этот… Ты, Валентина, сама понимаешь, что Михаил на Таисии жениться не собирается! Так это, бес ребро, как говорят. Перебесится… Тем более, что я уже и сам с ним беседовал, он очень переживает о случившемся. Вот пить бросил, Гордеев говорит про него, что ни капли, даже с запахом не приходит! Оступился человек, что ж, с кем не бывает… ты бы поговорила с ним, выслушала…
- Со мной не бывает, - ответила сидящая напротив председателя Валентина.
- Чего? – не понял Ерёмычев, увлечённый собственной речью о семейных ценностях.
- Ты, Савелий Кузьмич, сказал – с кем не бывает. Как будто то, что произошло – обычное дело, чуть не в каждом доме такое творится! Так вот – со мной такого не бывает. Думаю, что и со многими другими тоже.
- Да нет, Валентина, ты не так поняла! Конечно, Михаил виноватый перед тобой, и мы его на собрании как следует пропесочим! Лена Антипова уже повестку готовит, так что будь уверена, такую выволочку ему устроим, на всю оставшуюся жизнь запомнит. И Киселёву тоже привлечём, и так уж по краю ходит с самогоном этим! Участковый уж грозился, грозился… Ни аппарата не нашёл, ничего, а всё ж народ к ней таскается за бутылкой-то! Вот и доиграется тоже, а ведь молодая ещё, дочку надо ростить!
- Мне нет дела до Киселёвой, сама пусть о себе печётся, - ответила холодно Валентина, - Так что, председатель, дашь комнату мне хоть бы на время, или мне в люди идти проситься? Я тут думала, может в соседний колхоз попробовать устроиться, небось примут, да и комнату дадут. У них общежитие в прошлый год отстроили!
- Ну, ты это чего, Валентина! – вспыхнул председатель, - Какой ещё соседний колхоз?! И думать не смей! Ладно! Дам комнату тебе. Но ты, Валентина, пообещай мне, что с мужем наладить всё постараешься! Он вон, чернее тучи ходит, значит осознал ошибку! Не надо нам тут такого-всякого! Да и мать его ко мне приходила, жаловалась, что ты с ней разговаривать не стала, а она хотела с тобой поговорить, совет тебе дать какой может… Говорит, ты на неё и не взглянула, когда она на работу к тебе пришла. А девчонки твои, телятницы, так и вовсе её выпроводили, ещё и ругались, что она им телят сглазит! Ревела тут у меня сидела, Тамара-то Фёдоровна!
- Хорошо, я поговорю с Михаилом, когда буду готова. А его мать… с ней мне не о чем говорить, с мужем буду разбираться, а не с пожилой женщиной! - ответила Валя, - Так что, значит могу к коменданту идти, дадут мне жильё?
- Нет, к коменданту не ходи. Занято там всё, в общежитии, молодёжь приехала, кто распределился, а кто на уборку урожая, студенты. Ступай к старой Полине Яранцевой в соседки. Ей после пожара половину дома выделили, а вторая была для учителя истории, но он не приехал. Чего-то там случилось, семейное. Мы уговорили Карташова ещё на год остаться, повременить с заслуженным отдыхом и ещё поучить ребят истории, так что половина дома пустая стоит. Вот ключ у Полины Никитичны возьмешь, скажешь – я велел. И покуда там устраивайся, а потом поглядим. Я всё же надеюсь, что Мишка-дурак твоё прощение выпросит. Иначе прогоню его взашей, пусть вон в Колмогорцы переходит, они сейчас всех в совхоз берут, людей нехватка! Там председатель новый – фронтовик, серьёзный мужик! Забаловать у такого не получится, возьмёт в оборот! Хотя, мы тоже спуску не даем, да чего толку…
Разворчался Ерёмычев, махнул рукой на прощанье Валентине, о своём думал и сам с собою говорил. Валентина вздохнула, ну хоть в просьбе ей не отказал председатель, и то хорошо. А то насели на неё чуть не всем колхозом…
Накануне вечером в доме Галины Ивановны собрание целое случилось, даже Тамара Фёдоровна явилась, оставив в прошлом свои распри со сватьей. Где уж, тут не до ссор, когда такое в семье происходит! И даже не стала Вале припоминать того, что в прошлый раз та с нею говорить отказалась, что было дело вовсе невиданное!
- Валечка, доченька! Послушай меня старую! – поучительным и участливым тоном говорила Тамара Фёдоровна, - Жизнь прожить – не поле перейти, всякое может случиться. А ты женщина, должна быть мудрее и хитрее! Мужик, чего с него возьмёшь, у них всё просто! Поработал да домой, к столу горячему… Поучи Мишку, чтоб забыл за забор и глядеть! Ты подумай, тебе эта ситуация только на руку теперь – он вину свою чует, станешь из него верёвки вить!
Верочка сидела в углу с потемневшим лицом и сердито смотрела на мать. Вале казалось, что дочь почему-то её винит в произошедшем, а не отца. От этого вдвойне было обидно, именно тогда и решила Валя, что на уговоры она не станет поддаваться, ишь, взялись тут за неё все вместе! Что-то Мишку и не думают поучать, а что – он же мужик, подумаешь, гульнул чутка, дело обычное.
- И что же, доченька, когда ты своего жениха привезёшь с нами знакомить? – спросила Валя, не обращая внимания на слова свекрови, - Расскажи нам про своего Володю. Как вы познакомились?
- Сейчас даже и не знаю, стоит ли его к нам приглашать, - пробурчала Верочка и отвернулась к окну, - У вас такое происходит!
- Ладно, не приглашай, - кивнула Валя, - Я сама как раз собиралась взять пару недель отпуска и поехать к тебе. Вот и познакомимся с твоим Володей и его семьёй. Москву посмотрю, погуляю по столице, а то как у меня отпуск, так то крышу крыть надо, то сарай править – отпуск весь туда и уходит. Ну да теперь видимо и мне пришла пора больше о себе подумать.
- Приедешь в Москву?! – Верочка удивилась и украдкой переглянулась с Тамарой Фёдоровной, - То есть ты не собираешься с папой мириться?
- Не знаю, это я ещё не решила, - отмахнулась Валя, - К чему мне возвращаться? К стирке да уборке? К вечному недовольству, как ни извернись, а всё не так? Пусть сначала решит, что ему надо в этой жизни, а там поглядим, что загадывать. Но ты, Верочка, не переживай. Развод я пока не стану оформлять, если уж так это для тебя важно.
Тут заговорили разом все трое – и Галина Ивановна, и Верочка, и Тамара Фёдоровна. Каждая о своём и все – об одном и том же. Валя не стала их слушать, что толку… Она поднялась, взяла кофту и вышла во двор. На улице уже завечерело, у клуба снова слышалась музыка, вечера уже стали прохладными, чувствовалось приближение осени.
- Ты, Тома, сама тоже хороша! – слышала Валя голос матери через открытое окно, - Долго она терпела твоего сынка, да и тебя тоже! А ты бы могла её больше поддерживать, тогда и не случилось бы такого!
- Да, бабушка! Бабушка Галя отчасти права, - встревала в разговор Верочка, - Про тётю Лену ты всегда хорошее только говорила, что дяде Сергею повезло! А маму только критиковала постоянно, вот папа тебя и наслушался!
- Это что же, я теперь у вас виновата, что Мишка к Таське побежал от Валентины?! – взвизгнула Тамара Фёдоровна, - От хорошей жены ни один мужик…
Валя не стала слушать, уже по которому разу говорилось одно и тоже, всё выясняли родные, кто же из них с Мишей больше виноват. Она накинула на плечи кофту и вышла за калитку, медленно пошла по улице, решив прогуляться. Размышляя о том, что следующим же утром она пойдёт к председателю – тот как раз вернётся из командировки – и будет просить себе комнату, чтобы съехать от матери. Так жить всё равно невозможно, она не у себя дома, к тому же постоянно ловить на себе укоризненный взгляд матери, слушать её наставления… никаких нервов не хватит!
Валя шла по тихой улице мимо почты, к запруде, по весне разливающейся и впадающей в речку. Теперь же вода в пруду стояла, от речки его отделяла узкая полоска берега. Если по ней пройти, то как раз окажешься у клуба… а там сегодня вроде бы кино показывают, как Валя слыхала.
Навстречу ей показалась фигура, кто-то торопливо шагал по тропинке, явно спеша перейти от клуба под сень раскинувшихся по берегу пруда ив. Валентина чуть посторонилась, ей не хотелось ни с кем разговаривать, она всё чаще думала – как же это хорошо, гулять в одиночестве…
Зажглись редкие фонари – улица проходила по краю села, освещение здесь сделали совсем недавно и ещё не закончили – половина улицы была погружена в густые сумерки. Валентина как раз шла в и тени, присматриваясь, кто же это, как и она сама, выбрал окольный путь и шагает ей навстречу.
Возле запруды и встретились прохожие… Валентина поплотнее запахнула кофту, стало прохладнее и с реки подул ветер, а подняв глаза она увидела в нескольких шагах от себя растерянную Таисию Киселёву.
- Здравствуйте… Валентина Петровна, - выпалила Тася и даже в сумерках было видно, как вспыхнуло краской её лицо.
- Хм… что ж ты, Тася, меня вдруг на «вы»? – усмехнулась Валя, - Вроде бы раньше, когда ты к нам по работе бывала, не стеснялась меня на «ты» звать… А теперь так и вовсе мы с тобой почти что родня! А как же?
- Вы… ты, Валентина, на меня не думай, - Тася говорила быстро, частое взволнованное дыхание её прерывалось словами, - Я ничего такого… Да и Михаил твой… он ведь просто за бутылкой тогда зашёл! Уж не знаю, кто это по селу обо мне такие слухи распускает – нет у меня никакого сaмoгoнa! И отродясь таким не промышляла! Болтают люди, а ко мне потом участковый с разбирательством приходит, представляешь?! Ну вот и муж твой тоже где-то сплетен таких набрался, да и пришёл! Ничего тогда я ему не продала, нету у меня, так я ему и сказала - нету! Постояли, пошутили, да и ушёл! Валь, домой он ушёл! Ничего не было, Валь!
- А Миша сказал, что было…., - Валя пристально смотрела на побелевшее в темноте лицо своей собеседницы, - Говорит… что бутылку-то у тебя купил тогда!
Тася выдохнула с заметным облегчением… ох, про бутылку…. Ну уж ладно, с этим как-то ещё можно оправдаться!
- Да я и не помню толком… может чего и завалялось… Валь, я ведь одна дочку поднимаю, несладко мне, от зарплаты до зарплаты еле дотягиваю, вот и… бабка научила когда-то, немного гнать… Ты только не говори никому!
- Да ладно, мне до твоего сaмoгoнa нет дела, - пожала плечами Валя, - А только Миша сказал, что никуда он от тебя не ушёл тогда, у тебя и пил. И ночевал тоже… с тобой!
Таисия сменилась с лица, отступила назад и открыла было рот, чтобы что-то сказать в своё оправдание. Но вместо слов она вдруг резко развернулась и припустила от Вали бегом. Вмиг скрылся за ивами её силуэт, а Валя горько рассмеялась, потом плюнула и пошла обратно к дому матери.
Продолжение следует..............
______________________
Произведение скопировано с канала Счастливый амулет на платформе Яндекс Дзен.
______________________________
**********************************
Напоминаем Вам,что большие литературные произведения мы публикуем в рубрике "Вечерние чтения".
Для того , чтобы зайти в эту рубрику нужно зайти в Темы и с правой стороны найти хештэк
#вечерниечтенияЭта рубрика выходит каждый день в 18.30
Большая просьба написать отзыв об этой серии романов.
А также пишите в комментариях какой тематики произведения Вы бы ,ещё,хотели почитать .
Нет комментариев