Мы никогда не узнаем, как звучала музыка прошлых тысячелетий. Не дано нам услышать, какие мелодии напевали римские императоры, потому что музыка тогда не записывалась, а передавалась из уст в уста. Нотная грамота, как и все остальные письменно-знаковые способы архивирования информации, существовала не всегда. Все изменилось лишь в XI веке, когда флорентийский монах нашел способ записывать партии для своих певчих. С тех пор мало что изменилось в музыкальной нотации, а привычные для нас названия «до-ре-ми» по-прежнему наделены сакральным смыслом.
Истории культурного наследия человечества не одно тысячелетие. До создания письменности литературные творения заучивались наизусть, переходя через поколения. Не сразу далась людям и запись музыкальных произведений. Попыток было несколько, причем у каждого народа были свои идеи. В Древней Элладе ноты пробовали обозначать буквами. Правда, сложно даже представить, как с помощью алфавитных символов можно записать, к примеру, многоголосную партию для хора.
На Руси существовали так называемые «крюки» и «знамёна», а григорианцы использовали в этих целях невмы — значки, напоминавшие точки и чёрточки. Невмы подставлялись над текстами псалмов, однако точная высота звуков не передавалась такой формой записи. Символы обозначали лишь количество звуков в слоге и украшение мелодии. Все же остальные детали произведения исполнители додумывали сами. В итоге каждый пел во что горазд, и приводило это к тому, что со временем мелодика искажалась. Не проходило и нескольких лет, как конечный продукт мало чем напоминал исходную задумку автора.
Строгая система записи музыкальных мелодий появилась в начале XI века, и за её создание музыканты должны благодарить монаха-бенедиктинца Гвидо д'Ареццо. Он был человеком воцерковленным и обучал певчих небольшого тосканского монастыря. Преподавателю никак не удавалось добиться слаженного и верного исполнения церковных песнопений. Это сегодня в музыкальных учреждениях используют ноты и сольфеджио, а вот в Средние века вся информация передавалась исключительно устно. Певчие годами разучивали каждый псалом, повторяя за преподавателем. Пытаясь совершенствовать систему, Гвидо Аретинский начертил нотный стан из четырех параллельных линий, на которых изобразил каждый отдельный звук нотой в виде заштрихованного квадратика. Сегодня таких линий пять и обозначены ноты кружками. Но принцип остался прежним. Что касается октав, то названия нот в каждой повторялись, как и сегодня. Пелись они, разумеется, выше или ниже. Переходя между октавами, звуки, изображённые одним и тем же знаком, увеличивали свою частоту в несколько раз или настолько же уменьшали. Тут уже вступали законы физики.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев