Московский телевизионный и радиовещательный центр на Шаболовке, 1939 год
Вообще, первые проекты новой башни в Москве стали появляться еще в конце 40-х гг., но часть их оказалась нежизнеспособной даже на уровне концепта, а часть отбраковал лично Сталин по одним ему ведомым соображениям. Тем не менее, проблему нужно было решать – Шаболовка хоть и справлялась со своими задачами, но уже очень слабенько, так что новая башня стала необходима, как воздух.
Проект
Первый конкурс на представление проекта новой башни был объявлен еще в 1955 году, но то ли власти решили отложить строительство, то ли действительно годных концептов не представили, но принятие проекта в работу затянулось на несколько лет. В итоге в 1957 году Хрущевым был одобрен проект архитектора и инженера Николая Никитина, но не без «скрипа». Дело в том, что Никитин был одним из членов высокой комиссии, но как-то раз во всеуслышание объявил, что, мол, башню нужно строить из преднапряженного бетона, а все остальное – «детские шалости». Хрущев сказал, что через неделю он должен представить свой проект, и если он окажется удачным, то строительство Никитин и возглавит. Справился за 3 дня.
Интересно, что первоначальный проект Никитин довольно сильно отличался от того, что получили в итоге. Например, «прорезей» у основания башни в нем не было, их добавили архитекторы уже в ходе строительства для того, чтобы огромное здание выглядело поизящнее, кроме того, не сразу утвердили создание на уровне 300 с лишним метров установку надстройки с обзорными площадками и рестораном. Кстати, эта задумка была «слизана» со Штутгартской башни, и оказалась она очень удачной. Так или иначе, но проект Никитина в работу приняли, строительство закипело.
Нет комментариев