Яндекс Ігри
Реклама
Bubble Hit – Играть онлайн
Яндекс Игры – это Более 10000 игр разных категорий. Обновления каждый день
КазуальныеГоловоломкиКарточныеОбучающие
Подробнее
Яндекс Ігри
Реклама
Bubble Hit – Играть онлайн
Яндекс Игры – это Более 10000 игр разных категорий. Обновления каждый день
КазуальныеГоловоломкиКарточныеОбучающие
Подробнее
donbuildinggroup.ruРеклама
Строительный вагончик в аренду!
Гарантия 3 года! Скидка 7% при заказе в этом месяце. Выкуп своей продукции!
Бытовки строительныеБытовки дачныеБытовки металлическиеВ кредит
Подробнее
liv-marina.saleРеклама
Liv Marina
44-этажный комплекс с апартаментами и пентхаусами в курортном районе
Популярный районРядом с ТЦ Дубай МоллВыгодная инвестицияШирокий выбор планировок
Подробнее
Вольные люди... Зонгулдак
3 апреля
1,2K прочитали
Глава 48.
Время действия - 1915-1916 годы, Первая мировая война
- Это что же такое у Вас, господин штабс-капитан? - поручик Рогов вытащил из-под сиденья летающей лодки небольшую чугунную сковороду.
- О! Это замечательная вещь! - засмеялся Григорий. - Подарок моей бабушки Василисы Матвеевны. Надежная защита тыла от неприятельских пуль.
- Вон оно что! - Рогов с удивлением покрутил перед собой сковороду. - И что, помогает?
- Очень! Совершенно не думаешь о своей заднице, целиком отдаешься делу! - Григорий с улыбкой взял у поручика сковородку и засунул её обратно под сиденье, в специально устроенные для неё пазы. - А по поводу пуль… Слава Богу, не прилетали.
- Премудрая какая у Вас бабушка… - хмыкнул Рогов.
- Так и есть. Василиса Премудрая. Я как-нибудь свожу Вас к ней в Андреевку. Вы когда-нибудь жили в селе?
- Разве что летом на даче. Солнце, жара, куры в соседском дворе кудахчут, в саду малина сладчайшая… Красота! А вообще наши московские дворики не особенно сильно отличаются от деревни. Это не Петербург, закованный в гранит.
- Бывал в Пете… Петрограде. У меня родители в Кронштадте. Братья на флоте. Под Вашим сиденьем, кстати, тоже сковорода имеется. Может быть, перейдём на ты, господин поручик?
- С удовольствием, Григорий Павлович! - Рогов достал из кармана портсигар и, раскрыв его, протянул Григорию. - Асмоловские*.
--------
* табачная фабрика Асмолова имела официальный статус поставщика двора Его императорского Величества
--------
- Благодарю, Михаил Леонтьевич! - Григорий взял папиросу.
«Наверное, барышни от него без ума!» - подумал он, с улыбкой глядя на нового товарища. Рогов был красив. Зелёные бездонные глаза, чётко очерченный профиль, аккуратная светлая бородка. Он курил, задумчиво глядя вдаль, выпускал дым изо рта, и движения его губ, чуть кривившихся в лёгкой усмешке, завораживали. Нет, Григорий не завидовал его привлекательности и молодости, поскольку он и сам был весьма видным мужчиной. Однако всегда испытывал эстетическое удовольствие от созерцания красивых лиц.
- А что же… напарник твой… Он жив? - вдруг спросил Рогов.
- Да, конечно. Только теперь его перевели на западный фронт. Семья у него в Петрограде. Недавно сын родился. Он написал рапорт о переводе, чтобы к семье поближе быть. Ты уже летал на эмках*?
--------
* Летающие лодки (гидросамолеты) Григоровича модификации М-9 (М — морская)
--------
- Пока нет, - замялся Михаил. - В авиационной школе у нас были Фарманы да Ньюпоры.
- Устаревшие модели... Хитры союзнички. Лицензию на производство в России выдают только на старьё. Своего бы побольше! Вот как это… - Григорий ласково погладил корпус аэроплана. - Хорошая штука, скажу я тебе. А самое главное — разработчики живо реагируют на наши замечания и по возможности устраняют.
- «Анатра»*, я слышал, тоже хороши. Свои, российские! В Одессе производят!
--------
* - самолеты, изготовленные на Заводах аэропланов одесского банкира итальянского происхождения Артура Анатра
--------
- И не только в Одессе! - живо подхватил Григорий. - Здесь, в Симферополе, тоже заводик небольшой имеется. Понемногу, но выпускают! Хороши машины, хотя и тяжеловаты в управлении. Однако нам, морским лётчикам, они не подходят. Мы взлет и посадку производим на воду. А им для разбега суша нужна.
- Это верно. На море только гидропланы нужны. На каком транспорте мы базируемся?
- На вспомогательном гидрокрейсере «Император Александр I». РОПиТовский пароход, приспособленный под нужды фронта. Снова нам гражданский флот помогает. Доставляют в нужное место, забирают обратно. Там же топливо хранится и боезапас. По сути, плавучие базы.
- Да, спасибо им. Но хорошо бы специальных авиаматок* побольше!
- Таких, как «Орлица»** на Балтике? Было бы замечательно, конечно! Но…
--------
* - устаревшее название авианосцев
**Вспомогательный крейсер II ранга «Орлица» сталпервым в мире авианосцем. На его палубе были установлены разборные ангары для аэропланов, в трюмах были хранилища авиационных горюче-смазочных материалов и бомб, а на корме находились мастерские для оперативного ремонта и восстановления повреждённых летающих лодок. Четыре поворотные стрелы поднимали аэроплан на борт за 20 минут, а выгружали за 12, это были прекрасные показатели для того времени!
--------
- А стрелок у нас есть? - Рогов изящным движением загасил окурок.
- Есть. Прапорщик Семёнов. Вы легко найдёте с ним общий язык, он славный парень.
С Виктором Семёновым Рогов действительно сдружился быстро. Происходил прапорщик из Тверских мещан, был аккуратен и исполнителен в деле, при этом оказался оптимистом и находился всегда в хорошем расположении духа. Он усаживался в свою кабину в носовой части самолета, проверял подвижность укрепленного на турели пулемета «Гочкисс» и, махнув рукой сидящим позади него товарищам, начинал сосредоточенно вглядываться в поверхность моря.
Положа руку на сердце, Рогов был рад, что их экипаж состоял из трёх членов. Обычно роль стрелка отводилась лётчику-наблюдателю. Но Михаила немного пугала перспектива перелезать из своей кабины на место стрелка в движущемся над морем аэроплане. Нет, он не был трусом, но почему-то опасался — вдруг сорвётся нога, вдруг он не сумеет удержаться. Тогда лодка будет вынуждена приводниться, чтобы заниматься его спасением, и станет легкой добычей для врага. Он боялся подвести экипаж и команду.
В кабине Рогова находились радиотелеграф и фотокамера, прикрепленная к борту машины.
- Ну как тебе море? - спросил Григорий после первого же полета.
- Замечательно! - засмеялся Михаил. - Если бы оно всегда было таким спокойным! Тогда мы могли бы вылетать на задание чаще. Волны гидроплану не союзники.
- Ну, до четырех баллов нам не страшно, а выше — действительно, мы на приколе.
- Жаль. Однако научная мысль не стоит на месте. Возможно, со временем люди найдут способ поднимать самолеты в воздух даже в таких условиях. Как ты думаешь?
- Не исключено. Как, например, тебе идея бонового заграждения от волн, которое можно раскидывать в нужный момент, а потом убирать? - согласился Григорий. - Конечно, оно будет подниматься и опускаться вместе с поверхностью воды, но зато исключит захлёстывания самолета волнами.
- Есть ещё один вариант, - подал голос стрелок. - Аэропланы будут подниматься не с поверхности воды, а прямо с палубы корабля.
- Нуу… - с сомнением покачал головой Михаил, вынимая из аппарата чёрный контейнер с фотопластинами, - слишком уж длинный пароход для этого нужен. Иначе будет недостаточно места для разбега. А судно с таким нарушением пропорций неустойчиво. Лучше уж придумать самолет, для которого разбег не нужен вовсе.
- С вертикальным взлетом? Интересная мысль, - засмеялся Григорий. - Однако это всё впереди, и мы вряд ли когда-нибудь увидим её воплощение.
Зимнее море радовало покоем не слишком часто. Свинцово-серое, тяжёлое, оно яростно набрасывалось на берег, сердито шуршало утаскиваемым с берега мелким галечником, швыряло корабли у причала. Но едва оно успокаивалось, авиатехники на тележках вывозили из ангаров гидропланы, лебёдками поднимали их на корабли, и крейсеры уходили в поход.
Командование строжайше запретило самолетам сбрасывать бомбы на неприятеля, это несло риски и для экипажей, и для аппаратов. Разведка и корректировка огня — вот и всё, что должны были делать лётчики. Однако говорят, когда Бог наводил порядок на земле, авиация находилась в воздухе, и запрет этот нарушался повсеместно. На борт каждого гидроплана брали по две пудовых бомбы и в кабину несколько маленьких снарядов, которые вручную сбрасывались на голову неприятеля. Пулемёт, стоящий на носу гидроплана, тоже не оставался без дела и порой выстреливал весь положенный боезапас.
Задача, которую ставило перед ними командование — сковать турецкий флот — выполнялась по мере возможности. Российские крейсера атаковали вражеские военные корабли, но этого было мало. Очень мало! Как ещё можно снизить активность турецкого флота? Лишить его угля.
Топливо для флота Турция добывала на месторождении Зонгулдак. Это место было вторым по важности объектом внимания для русского флота после Босфора. Железных дорог пока не построили, и добытый уголь к Босфору перевозили морем. Ставка отдала приказ прервать подвоз топлива.
Обстрелы Зонгулдака с кораблей результатов не давали — гористая местность хорошо защищала шахты, а высокий мол — портовые сооружения и стоящие под загрузкой корабли.
И тогда командование флота приняло решение — атаковать Зонгулдак авиацией.
- Завтра в поход, - сказал Григорий, когда вернулся с оперативного совещания. - Судя по метеосводкам, погода нам будет благоприятствовать, а по данным разведки, в порту загружается транспорт. Наша задача — бомбардировать Зонгулдак и стоящие за молом корабли.
- Отлично, потреплем турка как следует. Давно уже руки чесались! - Виктор сделал выразительный жест.
- Действительно, наконец авиация сможет показать себя в полной мере! - согласился Михаил.
23 января из Севастополя вышли два авианесущих корабля в сопровождении линкора и двух эскадренных миноносцев. Утром 24 января самолеты были выгружены в 20 милях от Зонгулдака.
- Идём в первой группе. Берём две пудовые и две 10-фунтовые авиабомбы! - сообщил Григорий.
- Не мало ли? - Михаил с сомнением посмотрел на арсенал, который сгружали на плотик матросы.
- Нас четырнадцать аэропланов. Если каждый сбросит по 4 бомбы, то будет очень неплохо.
- Погода портится… - озабоченно посмотрел на небо Виктор. - Хорошо бы успеть, пока небо не затянет облаками.
- Ничего, успеем. Первый пошёл! - закричал Григорий сквозь шум двигателя.
В небо поднялся самолёт командира группы лейтенанта Эссена. Следом за ним должен был взлететь самолет капитана Вейделя. Однако гидроплан оторваться от поверхности воды не смог. Следующей пошла лодка Григория.
- Один гидроплан возвращается обратно! - голос Михаила терялся в шуме ветра и двигателей.
- Что случилось? - Григорий вел машину к берегу, стараясь в сгущавшихся облаках не упустить из вида самолет командира.
- Непонятно. Видно, неисправность какая-то!
- Ааа… Выходит, нас уже двенадцать…
- Одиннадцать… Взлететь не смогли двое!
- Ну ничего, и это сила!
Как потом оказалось, их оставалось 9 машин. Две не смогли найти цель, попав в зону сплошной облачности, и вернулись к кораблям.
Нет комментариев