Малоизвестные факты о 15 символах Великой Отечественной войны
Ордена, знамена, монументы и плакаты ВОВ — это яркие образы, которые мы знаем с пеленок. Но все ли нам о них известно?
Как фотографировали знамя Победы над Рейхстагом Что символизирует георгиевская лента Почему на День Победы дарят красные гвоздики Где зажгли первый вечный огонь Кто сфотографирован на снимке «Комбат» Что входило в санитарную сумку полевых медиков Кто ввел «моду» на обелиски Сколько весила каска Кто позировал для волгоградской Родины-матери Как придумали голубя мира История плаката «Родина-мать зовет!»: кто стал прообразом героини агитационного шедевра Где брали бриллианты для орденов «Победа» Когда появился первый памятник неизвестному солдату Как создали орден Славы Где хранится Знамя Победы Как фотографировали знамя Победы над Рейхстагом
Знаменитую фотографию, ставшую символом взятия Берлина, сделал фронтовой корреспондент Евгений Халдей. Снимок появился в журнале «Огонек» 13 мая, после чего его широко тиражировали. Это одна из самых известных фотографий времен Второй мировой войны.
Однако не все знают, что съемка легендарной сцены была постановочной. Халдей провел ее 2 мая через несколько дней после события. Когда знамя поднимали в реальном времени, было не до съемок.
Халдей поднялся на крышу со своей камерой Leica и несколькими солдатами, которых он убедил попозировать. Он сделал 36 кадров и выбрал из них самый лучший. Что символизирует георгиевская лента
Черно-оранжевая гвардейская лента прилагалась к советским ордену Славы, медали «За победу над Германией» и еще нескольким медалям. Ордена «Славы» I, II, III степени
Медаль «За Победу над Германией Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»
Хорошо известно, что ее цвета «достались по наследству» от георгиевской ленты времен Российской империи.
Герб Российской империи Но не все знают, что черный и оранжевый — это цвета государственного герба Российской империи в 1703—1917 годах. Конечно, в геральдике речь шла о золотом, а не оранжевом цвете. Изначально российский орел на гербе был черным и помещался на золотом фоне. Отсюда идет традиция цветов георгиевской ленты! Почему на День Победы дарят красные гвоздики
Известно, что во время французской революции рабочие прикалывали к груди красные цветы. В 1917 году этот образ подхватили российские пролетарии. Так красная гвоздика стала символизировать в СССР борьбу. Символ укрепился во времена Великой Отечественной войны. Где зажгли первый вечный огонь
Вечный огонь символизирует память народа о павших героях. Первый в СССР вечный огонь зажгли в поселке Первомайский Щекинского района Тульской области 9 мая 1957 года. Кто сфотографирован на снимке «Комбат»
Еще один легендарный военный образ — командир, поднимающий солдат в атаку с пистолетом ТТ в руке. Фотографию сделал один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии Макс Альперт.
Принято считать, что Альперт сфотографировал комбата под Ворошиловградом в 1942 году буквально за несколько секунд до его гибели. Однако кто запечатлен на снимке, до сих пор остается загадкой. Сам фотограф озвучивал противоречивые данные.
В 1970-х появилась «официальная» версия, что офицер на фото — младший политрук Алексей Еременко. Последние исследования говорят, что фамилию Еременко назвали по политическим соображениям. Точка в этом фотодетективе еще не поставлена. Что входило в санитарную сумку полевых медиков
Санитарная сумка с красным крестом — один из символов самоотверженной работы медиков на полях ВОВ. В нее входили: раствор йода, нашатырный спирт, кофеин в таблетках, бинт, повязки, булавки для повязок, перевязочная косынка, перевязочный пакет, пластырь, жгут, нож и ножницы. Вес такой сумки составлял 3−3,5 кг. Кто ввел «моду» на обелиски
«Мемориальный ансамбль 1200 воинам 11 Гвардейской армии, погибшим при штурме города и крепости Кёнигсберг в апреле 1945 г.» Обелиски, возведенные после окончания войны, красуются во многих городах бывшего СССР. Они давно стали одним из символов победы в Великой Отечественной.
Но не все помнят, что обелиски в России стали устанавливать еще во времена Екатерины II в ознаменование крупных побед. Самые известные из них — Кагульский обелиск в Царском Селе
и Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге.
А истинным законодателем моды на обелиски был, конечно же, Древний Египет, где такие памятники были связаны с поклонением солнцу. Сколько весила каска
Стальной шлем СШ-40, или же Лысьвенская каска широко использовался во время Великой Отечественной войны. Масса стальной части (без подтулейного устройства) самого большого размера составляла 800 г. Кто позировал для волгоградской Родины-матери
Считается, что скульптуру на Мамаевом кургане в Волгограде Евгений Вучетич лепил с советской легкоатлетки Нины Думбадзе. На самом деле образ сборный. У Родины-матери лицо жены скульптора Веры. Отдельные черты Вучетич одолжил у фигуры «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже и у статуи Ники Самофракийской.
А вот этот исторический анекдот о статуе известен хорошо. Однажды Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: “А она кричит — за Родину… вашу мать!”». Как придумали голубя мира
В апреле 1949 года в Париже и Праге проходил Всемирный конгресс сторонников мира. В нем участвовали делегаты из 72 стран, в том числе СССР. Конгресс принял манифест, который призывал народы к борьбе за мир.
Эмблему конгресса, белого голубя с оливковой ветвью в клюве, нарисовал Пабло Пикассо. Голубка Пикассо стала одним из самых узнаваемых символов мира. История плаката «Родина-мать зовет!»: кто стал прообразом героини агитационного шедевра
Плакат «Родина-мать зовет!» наверняка знает каждый. Не удивительно, ведь это самый массовый агитационный плакат Отечественной войны, появившийся в первые ее дни, и выпущенный многомиллионными тиражами. Но если само изображение Родины-матери узнают почти все наши соотечественники, то история ее создания известна единицам.
Автор плаката, замечательный грузинский художник Ираклий Тоидзе однажды раскрыл тайну его появления и личность женщины, ставшей прототипом главной его героини. О начале войны иллюстратор Ираклий Тоидзе узнал от своей супруги Тамары. Разгоряченная, взволнованная женщина стремительно вбежала в мастерскую художника утром 22 июня, указала рукой на радиоприемник и, едва переведя дух, сказала одно слово "Война!" Творец всегда остается творцом и жест жены сразу запечатлелся в памяти художника. Тоидзе нашел его спонтанным, ярким и благородным, поэтому решил тут же увековечить его в своей работе. Тамаре Тоидзе пришлось несколько часов терпеливо позировать в мастерской мужа в поразившей его позе, пока на свет не появился устроивший художника вариант эскиза плаката. Ираклий Тоидзе решил не копировать все черты жены, которой было всего 36 лет, и сделал женщину с плаката старше. Убрал он и типичные кавказские черты, присущие Тамаре, сделав Родину-мать славянкой.
Художник-иллюстратор Ираклий Тоидзе Это было очень важно, так как задача плаката — стать «своим» для всех и каждого, поэтому нейтральная внешность была обязательной. Многие считали историю с жестом Тамары Тоидзе красивым вымыслом, хотя родственники супругов и подтвердили эту версию.
Среди людей, не верящих в такое происхождение плаката, известный перебежчик, бывший офицер госбезопасности Виктор Суворов, прославившийся в наши дни как писатель-ревизионист. Суворов уверен, что плакат «Родина-мать зовет!» появился на свет благодаря государственному заказу и произошло это за год до войны. Более того, диссидент утверждает, что агитационный материал был заранее размножен большими тиражами и даже разослан по населенным пунктам СССР, но приказ об этом имел пометку «совершенно секретно».
У плаката появились даже «вражеские» версии Автор «Ледокола» и других неоднозначных разоблачительных трудов утверждает, что плакаты «Родина-мать зовет!» уже 22 июня были расклеены возле большинства военкоматов страны и на проходных заводов и фабрик. Историки, проведя небольшое расследование, опровергли версию Суворова.
В Российской государственной библиотеке нашелся первый, сигнальный экземпляр «Родины-матери» и он датирован 4 июля 1941 года. В архивах этого же учреждения хранятся первые номера газеты «Известия» с иллюстрацией на передовице. Он вышел в тираж еще позднее — 13 июля 1941 года. Это вполне вписывается в официальную версию, согласно которой печать пробных экземпляров плакатов началась в первых числах июля, а массовый тираж вышел только через месяц после начала войны.
Сначала типографии выпустили миллион экземпляров плакатного размера, а затем еще 5 миллионов разного формата, в том числе и открыточного. В первые месяцы войны «Родина-мать» стала самым распространенным изображением в СССР. Многие фронтовики хранили открытку с работой Ираклия Тоидзе возле сердца, рядом с фотокарточками детей и жен. Александр Тоидзе, сын художника, писал: «Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, госучреждениях и колхозных конторах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, да и просто на улицах, на заборах, на стенах, в домах и на кухнях. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…» Где брали бриллианты для орденов «Победа»
Высший военный орден СССР был учреждён в ноябре 1943 года. Его изготавливали мастера-ювелиры из платины, золота, серебра, бриллиантов и искусственных рубинов.
Экспертиза 2010 года показала, что для орденов использовались в том числе бриллианты, извлеченные из хранившихся в Гохране императорских орденов и других предметов, украшенных бриллиантами. Когда появился первый памятник неизвестному солдату Это традиция восходит к Первой мировой войне. Первый памятник неизвестному солдату появился в Лондоне в 1920 году.
Могила неизвестного солдата. Соединенное Королевство г. Лондон 11 ноября 1920 Неизвестным погибшим на войне, где бы они ни пали Как создали орден Славы
Этот военный орден СССР был учрежден в ноябре 1943 года. Солдатскую награду планировали назвать именем Багратиона. Новое название предложил Иосиф Сталин, сказав, что победы без славы не бывает. Предполагалось, что в центре ордена будет помещен портрет Сталина, но генералиссимус забраковал этот эскиз. Где хранится Знамя Победы
В Центральном музее Вооружённых сил РФ экспонируется точная копия Знамени Победы. А само легендарное Знамя хранится в специальной капсуле в подземном помещении музея.
Мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве был открыт 9 мая 1995 года.
Открыть на этом месте памятник собирались ещё в 1942 году, но тогда воплотить идею в жизнь не удалось. Спустя 16 лет, 23 февраля 1958 года на Поклонной горе был установлен гранитный знак с надписью «Здесь будет сооружён памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Вокруг него посадили деревья, заложив тем самым Парк Победы.
Строительство комплекса длилось долго. В 1970-80-е годы для этих целей было собрано около 200 млн. рублей, за счёт пожертвований граждан и денег, вырученных от проведения субботников. В дальнейшем средства на строительство выделяло государство. На весь комплекс отвели участок земли в 135 га.
Открытый в 50-ю годовщину Победы комплекс представляет собой архитектурно-скульптурный ансамбль, куда входят монумент Победы
Храм Св. Георгия Победоносца
Мемориальная мечеть
Мемориальная синагога и музей Холокоста
Часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах
Музей военной техники
а также ряд скульптурных композиций.
Главный объект комплекса — Центральный музей Великой Отечественной войны, в котором хранится около 50 тысяч предметов, посвящённых военной истории.
Это подлинные предметы вооружения и боевой техники, нумизматика, филателия и филокартия, предметы быта, рукописно-документальные и фотоматериалы о войне. В музее хранится Знамя Победы — красное знамя, водруженное 30 апреля 1945 года над рейхстагом в Берлине. Также в музее представлены Книги Памяти с именами всех погибших на войне.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев