Профессор Пражского университета Ян Гус
Разумеется, не все получившие степень бакалавра проявляли желание двигаться дальше на научном поприще. Большинство, получив данную степень, оставляло университет, для того чтобы занять церковные или государственные должности. Диплома бакалавра не выдавали, но при необходимости можно было получить письменное удостоверение о присвоении степени бакалавра.
Бакалавры, которые желали получить высшую ученую степень доктора (магистра), выполняли на протяжении несколько лет обязанности, которые возлагал на них факультет и занимались наукой.
Процедура получения степени доктора сводилась к следующему. За две недели до экзаменов претендент должен был посетить всех докторов факультета и вручить им записки с четырьмя тезисами, которые будут предметом диспута на экзамене. Примером таких тезисов может быть следующий софизм: “То, что ты не потерял, ты имеешь, ты не потерял рога, значит, ты их имеешь”. Экзамен проводился в присутствии всех докторов и бакалавров факультета, а также докторов других факультетов, которых специально приглашали. Выступление и ответы претендента оценивались четырьмя экзаменаторами. В начале экзамена они должны были пообещать в присутствии всех докторов, что будут честно выполнять свои обязанности, допускать достойных и отстранять недостойных.
Традиционно экзамен превращался в диспут, в котором участвовали все присутствующие. Причем в одном положения Пражского университета (1380 г.) было записано, что никто из кандидатов на степень доктора не должен в момент решения вопросов пользоваться явно или тайно записками или книгой, если кто-либо нарушит это положение, должен будет заплатить штраф.
По окончании испытаний, которые длились несколько дней, заслушивалось заключение экзаменационной комиссии. Если ответы кандидата отмечались, как достаточные для присвоения высшей степени, то канцлер признавал за ним честь и степень доктора. Акт возведения в степень доктора сопровождался получением знаков докторского достоинства (четырехугольная шляпа, мантия, книга и перстень).
На следующий день после возведения на высшую степень новый доктор читал первую лекцию, в конце которой снова возвращался к вопросам, что поднимались на диспуте, объяснял то, что осталось непонятным и напоследок, благодарил всех, кто содействовал ему в изучении науки.
Нет комментариев