- Ислам хазары не приняли, зато перешли в иудаизм. Почему?
- История выбора веры была примерно такая же, как спустя почти полтора века у киевского князя Владимира. В 730 году к хазарскому кагану Булану по поручению своих правителей прибыли миссионеры - христиане из Византии и мусульмане из Арабского халифата. И каждый хотел склонить хазарского правителя к своей вере.
Булан пригласил для диспута с ними «мудреца из израильтян», то есть раввина. Откуда он был - точно неизвестно. Но иудейские общины появились еще в начале новой эры в греческих городах-колониях, расположенных на северном побережье Черного моря, - Херсонесе, Фанагории, Пантикапее (Керчи) и других местах. Помимо этого на южном Кавказе с древнейших времен проживали иудеи персидской культурной традиции. Когда дискуссии у Булана ни к чему не привели, он спросил христианского проповедника, какая вера, по его мнению, лучше: иудейская или мусульманская? Тот стал восхвалять веру иудеев - народа, которого Бог называл «мой первенец», а веру мусульман высмеял.
Мусульманина Булан попросил сделать выбор между христианской и иудейской верой. Тот ответил, что иудейская вера - истинная, и хотя иудеи согрешили и теперь Бог их наказал, но в конце концов он смилуется, и они будут спасены. В результате Булан провозгласил, что выбирает иудаизм - как лучшую, по общему признанию, веру. Вот так верхушка государства приняла иудаизм, ставший официальной, господствующей государственной религией мощного государства, в состав которого входили десятки племен и народов. И сам термин «хазары» стал не только названием народа, но и общим именем подданных хазарского правителя. Однако, даже приняв иудаизм, Хазария отличалась религиозной веротерпимостью. В городах и армии наряду с иудеями совершали свои обряды мусульмане, христиане и язычники. В Итиле, как сообщал арабский географ Масуди, существовало даже отдельное судопроизводство для приверженцев каждой религии: по двое судей для иудеев, христиан, мусульман и даже один для язычников.
Некоторые исследователи полагают, что принятие Хазарией иудаизма продемонстрировало ее духовную независимость от Византии и Исламского халифата. Хазария стала единственным на тот момент иудейским государством в мире. И оказалась убежищем для многих иудеев, которых преследовали в Византии и мусульманских странах. Здесь складывается большая и сильная еврейская община, в большом количестве появляются синагоги. Представители верхушки общества даже получили еврейские имена - Исаак, Зевулон, Иосиф, Вениамин, Менассе (Манассия), Моисей, Менахем, Хезекия, Обадия. Но археологические свидетельства показывают, что иудаизм был распространен не только среди элиты.
- По каким источникам кроме археологических мы можем судить о Хазарии?
- Есть много свидетельств письменного характера: это арабские, персидские, сирийские, армяно-грузинские, китайские, европейские источники. И даже русская «Повесть временных лет».
Самые подробные сведения об этом государстве содержатся в письме хазарского правителя Иосифа, адресованном знатному еврейскому вельможе при дворе халифа мусульманской Испании Хасдаю ибн Шапруту. Тот узнал от византийских посланцев о существовании в 15 днях пути от их страны иудейского царства хазар, которые, по их словам, «обладают военной силой и могуществом, полчищами и войсками» и «выступают на войну по временам». Заинтересовавшись, Хасдай через ученых отправил письмо хазарскому кагану с просьбой рассказать о его царстве. И получил ответ, написанный на общем в то время для всех общин иудеев еврейском языке Библии (метаязыке еврейской цивилизации). Эта переписка и связанные с ней документы, которые хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, были собраны, переведены на русский язык, прокомментированы и изданы в 1932 году в Ленинграде академиком Павлом Коковцовым.
Иосиф поведал, в частности, о происхождении хазар: как истинный иудей, он постарался увязать его с библейской традицией. Он утверждал, что хазары - потомки Ноя. У Ноя был сын Иафет, у того - сын Тогарма, а седьмого сына Тогармы звали Хазар. Вот, мол, от него и произошел хазарский народ.
Что касается экономики, то в письме цитировались слова византийских посланников о торговых отношениях между Византией и иудейской Хазарией: «Корабли приходят к нам из их страны и привозят рыбу и кожу и всякого рода товары». Отмечу, что если северных варваров (пришлые кочевые племена, например, печенегов) культурная Византия обычно подкупала, то на юге, с балканскими славянами, старалась выстраивать взаимовыгодное сотрудничество.
- Не могу не вернуться снова к пушкинскому Вещему Олегу. Какие же все-таки его действия имелись в виду?
- Начнем издалека. Письменные источники свидетельствуют, что значительную часть населения Хазарской державы составляли славяне. Археологические памятники также свидетельствуют о мирном сожительстве славян с носителями культуры, считающейся характерной для Хазарии. Во время арабских походов на Волгу в VIII веке славяне были естественными союзниками хазар. Говоря современным языком, они были «товарищами по оружию» сначала в борьбе против арабов, а затем - против наступавших с востока кочевников. Уже упомянутый Масуди отмечал, что в Хазарии войско кагана и его прислугу составляют славяне. Есть и другое обстоятельство: хазарская держава, расширяя свою территорию на запад до Днепра, вытеснила на запад племенное объединение тюрко-болгар - кутригур. Причем, вероятно, с помощью славян, поселения которых находились тогда к западу от Днепра. Победа над кутригурами позволила славянам занять их территорию.
Однако поскольку славяне овладели Средним Приднепровьем с согласия хазар и при их содействии, то, поселившись там, они оказались данниками Хазарского каганата. По сообщению русской летописи, дань хазарам платили поляне, северяне, радимичи и вятичи... Что же касается князя Олега... В конце IX века он, получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, овладел Киевом, который находился под контролем варяжских князей Аскольда и Дира, перенес туда столицу и подчинил себе соседние славянские племена северян и радимичей. Прежде они находились в зоне хазарского влияния. Олег прославился походом на Византию в 907 году: именно он прибил щит к вратам Царьграда. В то же время сошлюсь на слова современного историка Евгения Пчелова: он указывает, что летопись ничего не говорит о военном конфликте Руси и хазар во время Олега. Киевский князь Святослав, правивший с 945 года, как сообщается в «Повести временных лет», пошел на вятичей и спросил: «Кому платите дань?». Они ответили: «Козарам». Как сказано далее, Святослав победил вятичей и возложил на них свою дань. То есть вывел территорию вятичей из-под хазарского контроля.
Таким образом, вот ключевой момент: государство, именуемое в летописях «Русская земля», возникло на территории, освобожденной от подати Хазарскому каганату. Оно и стало его «могильщиком». Русь окрепла, в 965 году Святослав обрушил свой удар на Хазарию и сокрушил ее. К тому времени она уже была значительно ослабленной: ее подорвали набеги новых кочевников - печенегов... Один из первых русских историографов Василий Татищев в своем труде «История Российская с самых древнейших времен», основываясь на летописных источниках, отмечал, что после этого разгрома значительная часть хазар, спасаясь от печенегов, переселилась на Русь. Другие ушли на Кавказ и в Предкавказье.
На мой взгляд, политику Святослава вряд ли можно было назвать дальновидной. Он сокрушил сильное государство, служившее буфером между Русью и кочевниками. Теперь она оказалась с кочевниками лицом к лицу, и те начали осаждать Киев. Собственно говоря, Святослав сам погиб именно от рук печенегов... Как бы то ни было, славянскую державу - Киевскую Русь - в определенной степени можно считать исторической преемницей былого хазарского государства. Киевские князья даже переняли титул правителей Хазарии - каган (хакан), который сохранялся ими вплоть до Ярослава Мудрого.
Культурное наследие Хазарского каганата оказало серьезное влияние на книжную культуру Древней Руси. Выдающийся ученый-семитолог Андрей Борисов в своем исследовании, созданном в 1942 году в блокадном Ленинграде, блестяще доказал, что древнерусские рассказы о премудростях царя Соломона - прямое заимствование из еврейской книжности.
- Но если Хазария была такой могучей, то где же зримые следы ее наследия?
- Материальных свидетельств сравнительно мало. Почему? Одна из причин в том, что в иудаизме главным являются не молитвенные здания, а священные тексты.
Тем не менее на Кавказе сохранились иудейские надгробные камни. В южной Венгрии при раскопках в местечке Челарево были обнаружены хазарские захоронения. Там нашли обереги с иудейскими символами.
А в 1970-х годах крупный нумизмат-востоковед из Государственного Эрмитажа Алексей Быков открыл нумизматическое наследие хазар. Среди огромной массы арабских серебряных дирхемов VIII - X веков, найденных на территории Восточной Европы, он выявил небольшую группу монет с несвойственными арабам руноподобными знаками. Часть из них имела указание собственного монетного двора - «Ард ал-Хазар» («Земля Хазар»).
- Вы придерживаетесь той точки зрения, что Хазария сыграла для Руси позитивную роль. Но ведь есть и ученые, оспаривающие эту концепцию...
- Историческая оценка Хазарского каганата многие годы зависела от господствовавшей в нашем государстве идеологической установки. Археолог Михаиле Артамонов, директор Государственного Эрмитажа, в книге 1939 года «История СССР с древнейших времен до образования древнерусского государства» доказывал, что Хазария сыграла важную позитивную роль в истории народов Восточной Европы и Закавказья, заслонив их от арабского нашествия.
Однако после Великой Отечественной войны на фоне борьбы с космополитизмом иудейская Хазария уже не могла рассматриваться со знаком «плюс». В декабре 1951 года в газете «Правда» появилась заметка «Об одной ошибочной концепции». В ней Артамонов был обвинен в том, что, настаивая на позитивном значении Хазарии для Древней Руси, он слепо следует «порочным взглядам буржуазных историков», умаляет достижения русского народа. В статье в центральной партийной газете хазары были названы дикими ордами разбойников, которые терроризировали Русь опустошительными набегами. Именно эта оценка никому не известного автора послужила сигналом к разгромной критике Артамонова в академических учреждениях Москвы и Ленинграда. Крупные ученые как по команде выступили против «идеализации Хазарии» и «искажения истории Родины». Более того, такое утверждение на некоторое время определило отношение советской науки к историческому наследию Хазарского каганата. Артамонову пришлось покаяться в «порочности» своей концепции...
Во время оттепели отношение к хазарам смягчилось. В 1962 году увидел свет фундаментальный на тот момент труд Артамонова «История хазар», в котором он вернулся к своим прежним взглядам. Впрочем, это не мешало, например, историку Льву Гумилеву называть Хазарию паразитическим государством, угнетавшим славян и установившим «хазарское иго». Правда, концепция Гумилева в ученых кругах никогда не доминировала.
#история
Нет комментариев