Среди аксуских ликвидаторов последствий этой чудовищной катастрофы — Игорь Владимирович РАКОВ.
Игорь родился 1 мая 1967 года в селе Алексеевка Щербактинского района. А в 1970 году семья перебралась в Ермак. Здесь Игорь пошёл в школу, окончил 8 классов. Мама его работала поваром в Беловском ГПТУ-156, и ей от училища дали жильё в Беловке. Поэтому выбор дальнейшей учёбы для парнишки был почти предопределён. После восьмилетки он поступил в Беловское профтехучилище, отучился там, получил профессии сварщика и бульдозериста. В 1984 году устроился на работу в садоводческое общество «Ягодка». Проработал около года и 14 мая 1985 года был призван в армию.
Служить попал в Москву, в ЦСКА. Проходил службу в составе роты обслуживания. В Москве прослужил год, а потом дислокация поменялась. Их перевели в город Кинешму Ивановской области. С 1 апреля 1986 года Игорь продолжает свою срочную службу уже в химических войсках.
Только начал привыкать, осваивать новую военную специальность, как случается Чернобыльская катастрофа.
9 мая бригада химических войск выдвигается из Кинешмы в Чернобыль. В бригаде — и опытные офицеры, и молодые срочники, едва узнавшие, какие задачи стоят перед химвойсками. И среди них Игорь Раков.
11 мая прибыли на место назначения. В селе Дитятки Киевской области, которое находилось на границе зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, был разбит палаточный городок. В нём и разместились Игорь с сослуживцами.
С этого дня началась для химика-разведчика Игоря Ракова его двухмесячная чернобыльская эпопея. Сначала их каждый день возили непосредственно на Чернобыльскую атомную станцию, где они занимались очисткой объектов и территории от радиоактивной пыли. Спиливали деревья, очищали помещения внутри и здания снаружи.
Так получилось, что через 14 дней Игорь с ребятами уже набрал определённую дозу радиации, и с тех пор на саму АЭС их больше не отправляли.
Теперь химики-разведчики занимались дезактивацией сёл. Смывали специальным раствором радиационную пыль с домов, заборов, сараев, со всех объектов.
По молодости лет никто сильно не задумывался, какие риски несёт всё это. Все тогда были одержимы стремлением побыстрее справиться с последствиями катастрофы, помочь людям.
- Чувство патриотизма тогда у нас сильно было развито. О себе не думали, знали, что спасаем страну, спасаем людей. Что может быть выше этого? — говорит Игорь Владимирович.
В палаточном лагере всё было чётко организовано. Кормили хорошо. Игорь вспоминает, как зачастую делились своей армейской едой с бабушками и дедушками, отказавшимися эвакуироваться и оставшимися в своих домах в зоне отчуждения. Вроде мелочь, а их благодарные глаза не забыть.
Когда накопили допустимую для ликвидаторов дозу облучения, чернобыльская командировка для химиков-разведчиков закончилась. Продлилась она ровно два месяца — с 11 мая 1986 года по 11 июля 1986 года. И ребята вернулись в свою часть в Кинешму дослуживать.
В ноябре 1986 года Игорь получил десятидневный отпуск домой, и за Чернобыль в том числе.
22 апреля 1987 года Игорь Раков демобилизовался. На следующий день уже был в Ермаке, на самолёте добрался.
Трудился в «САЭМ» («Средазэнергомонтаж»), участок которого дислоцировался тогда на Ермаковской ГРЭС. Занимались ремонтными работами. Игорь часто бывал в командировках, как правило, длительных — по 65 дней. Выезжали в Ташкент, Усть-Каменогорск, другие города.
В девяностые работал в кооперативах. Тяжёлые были времена. Но чернобыльцы не такое видели, это и помогало любые трудности преодолевать.
С 2008 года Игорь Владимирович трудится в КГП «Ақсу су арнасы». Он дежурный слесарь цеха водоснабжения. Уже семнадцать лет на одном предприятии. Работа нравится. Уже сроднился с горводоканалом.
С супругой Галиной Игорь Владимирович воспитывает дочь Регину, она учится в седьмом классе средней школы № 7. Галина Владимировна работает санитаркой в хирургическом отделении городской больницы.
Сын Игоря Владимировича Денис трудится плавильщиком в плавильном цехе № 4 Аксуского завода ферросплавов АО «Транснациональная компания «Казхром», у него двое сыновей — внуков Игоря Владимировича. Младшему сейчас два годика, такой интересный возраст. Столько позитивных моментов дарит он всем.
Государство, конечно, заботится о чернобыльцах. Каждый год можно поехать на лечение в госпиталь в Астану или в Алматы. Игорь Владимирович старается пройти положенное лечение. После Чернобыля у него появились головные боли, с тех пор страдает гипертонией. Ежемесячно чернобыльцы получают денежные выплаты, потом плюс к этому — раз в квартал им перечисляют по 10 МРП. И один раз в год, к годовщине Чернобыльской аварии — 26 апреля, полагается ещё выплата.
Игорь Владимирович награждён юбилейной медалью «Ақсу қаласына 50 жыл» и медалью «35 лет аварии на Чернобыльской АЭС». Имеет благодарственные письма, а также поощрения от руководства предприятия.
От общества ликвидаторов Чернобыльской катастрофы Игорь Владимирович выступает перед молодёжью, рассказывает, как они в их возрасте боролись с невидимым врагом — радиацией, ценой своего здоровья, а многие — и жизни, спасали мир от чудовищных последствий этой аварии.
- Я считал и считаю, что это был мой долг. Это же святое. Как не прийти на помощь людям? Как не помочь перед лицом такой страшной опасности? Патриотизм же должен быть, — говорит Игорь Раков.
Светлана ЖАМАЛИТДИНОВА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3