19 июля 1920 года был подписан декрет о создании ВЧКЛБ - Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по Ликвидации Безграмотности.
К началу царствования Николая II только лишь каждый пятый подданный царя умел читать и писать. Эти данные зафиксированы в результатах переписи населения 1897 года.
К 1917 году этот показатель кое-как улучшили, за счет того, что часть населения была обучена в начальных классах церковно-приходских школ, но там больше учили петь и читать молитвы, чем писать и считать.
Если человек мог накарябать свою фамилию, пусть даже с трудом, он уже считался грамотеем. Это позволило чиновникам браво рапортовать чуть ли не о половине грамотного населения в стране.
Я думаю вы понимаете, что человек, умеющий прочитать по слогам вывеску на магазине и сложить 2+2, это еще не грамотей.
Молодой советской республике, в свете того, что намечалась грандиозная индустриализация страны, требовались не просто умеющие читать и писать, а грамотные, подготовленные специалисты, получившие профессиональное образование.
Для этого нужен был серьезный базис, невозможный без ликвидации тотальной безграмотности.
Чрезвычайной комиссия была потому, что проблемы, которые накопила царская власть за столетия своего правления, нужно было решать не просто быстро, а очень быстро.
И с этой задачей справились, жестко, принудительно, вопреки отчаянному сопротивлению, в первую очередь церкви, у которой отобрали функцию "обучения", а по сути, забивания юных голов псалмами и акафистами.
За школьные парты села вся страна, от детей, начиная с восьми лет, до пятидесятилетних мужчин и женщин. Последние учились без отрыва от производства, классы ликбеза были образованы при заводах, фабриках, в сельских избах-читальнях.
В конечном итоге к 1939 году процент грамотных граждан, именно грамотных, вырос до невероятных 89.7%!
Выпускники "рабфака", рабочие ребята, готовые к поступлению в ВУЗы.
А еще через десять лет, учитывая, что на этот период выпала лихая година, связанная Великой Отечественной войной, в Советском Союзе практически не осталось людей не окончивших хотя бы начальную школу.
При чем предметы, преподаваемые в советских школах, разительно отличались от царских, церковно приходских, посмотрите на этот табель и сравните уроки, которые изучала второклассница в 1944 году, с расписанием, которое я опубликовал выше...
К середине 1950-х годов Советский Союз по праву считался самой образованной страной в мире.
Страна стала самой читающей, с уникальной системой образования, позволившей в течение буквально одного поколения людей, превратить ее из тотально безграмотной, в эталон для всего мира.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев