«Билет в одну сторону». Почему дочь Нестора Махно арестовали в 1945 году, а потом не разрешали учить
Становление Советской власти породило целый ряд повстанческих отрядов, деятельность которых выражалась в недоверии новой политической партии, отрицанием диктатуры пролетариата, государственности.
Представителем армии деникинцев, петлюровцев, врангелевцев и других, несогласных с политикой формирований боролись с Советами с помощью своих идеологий. Таким борцом был и Нестор Махно – предводитель анархистского движения, председатель «комитета по спасению революции». Отношение Махно к октябрьским событиям было двоякое – он приветствовал свержение устаревшей государственной системы, но и новую власть большевиков считал антикрестьянской.
И когда предводителю мятежников в очередной раз не удалось воплотить свою анархистскую идею вольного общества без национальных и классовых различий, он успел вовремя сбежать за границу. Махно с супругой покинули Страну Советов в 1921 году. Однако жена с дочерью все-таки вернулись на родину, где им довелось на себе испытать возмездие за деятельность главы семейства.
Бегство за границу После поражения в битве с Советами, Нестор с супругой Галиной направились в Румынию, а затем бежали в Польшу. Польские власти обвинили супругов в помощи Советам и подготовке народа к восстанию, и заключили под стражу. Галина в тюрьме родила дочь Елену. Вскоре суд оправдал заключенных.
Семья решила переехать в предместье Парижа. Жизнь эмигрантов была трудной. Чтобы прокормить семью, Галина устроилась прачкой. Супруг недолго работал на заводе. По состоянию здоровья от этой затеи пришлось отказаться. Глава семьи стал писать мемуары. Здоровье Нестора ухудшалось с каждым днем. Еще с молодых лет он страдал туберкулезом костей. Болезнь прогрессировала, и в 1934 году Махно умер.
На заработки в Германию Во время Второй мировой жить во Франции эмигрантам стало невыносимо. Дочь «батьки Махно» Елена решила уехать в Германию, и найти там работу. Она устроилась на крупный завод, научилась делать чертежи. Кроме того, девушка хорошо знала немецкий и французский языки, поэтому подрабатывала еще и переводами.
Вскоре к дочери переехала и Галина. Однако найти работу ей не удалось. Так и жили женщины на одну зарплату.
Разудалая атаманша Когда СССР одержал победу над гитлеровской Германией, в 1945 году в Берлине советские агенты арестовали дочь и вдову «батьки». Их перевезли в Киев и вынесли приговор: Галине присудили 8 лет тюрьмы, Елене – 5.
Супруге атамана предъявили обвинение в активном участии в движении махновцев, организации казней и погромов.
Следователи нашли дневник лихой атаманши, где она описывала время «расцвета» махновщины, свое участие в этом и личные ощущения.
Появились свидетели, утверждающие, что бедовую атаманшу боялись даже махновцы. Женщина ходила в атаку, лихо стреляла из автомата, самолично расправлялась с теми, кто позволял себе насилие или разбой. Дочь обвиняли в помощи гитлеровцам. Елена не признавала свою вину, и пыталась доказать, что она выросла в парижском пансионе, к родителям приезжала только на каникулы, и об их прошлом ничего не знала.
Учиться мешала биография После отбывания наказания обе женщины поселились в Джамбуле. Жить было не на что, поэтому Елена бралась за любую работу. Но девушка всегда мечтала выучиться, и стать хорошим специалистом. Однако с ее биографией и фамилией двери всех учебных заведения были закрыты.
Но судьба смилостивилась над Еленой – ей удалось таки выучиться на инженера, и наладить личную жизнь. Она вышла замуж за отставного военного летчика. Женщина не хотела детей. Семья была малообеспеченной. Кроме того, Елена переживала, что на жизни детей все время темным пятном будет лежать прошлое их деда.
Жизнь на грани бедности Семья проживала в небольшом домике на окраине города. Женщины много работали, мало с кем общались. Иногда им удавалось навещать родственников. Наблюдение за Еленой и Галиной продолжалось – ведь их считали опасными контрреволюционерками. Со столичными журналистами женщины разговаривали скупыми односложными фразами. Репортеры с удивлением отмечали, что, несмотря на жизнь, полную тягот и лишений, Елена смогла достойно держаться и хорошо выглядеть. И даже в этом убогом месте особый шик и неповторимый шарм выдавали в женщине настоящую парижанку.
Галина же превратилась в старушку – в простом деревенском платочке, старой изношенной одежде, вечно копающейся на грядках. Куда делась та женщина, которая блистала в роскошных нарядах, отнятых у богатых или снятых с покойников?
Однако, несмотря на лишения и тяготы, Галина Кузьменко дожила до 86 лет, и ушла из жизни в 1978 году.
«Дочь батьки Махно» - Елену Михненко - в 1990 году реабилитировали. Но в таком статусе женщина прожила всего три года. В 70-летнем возрасте она умерла в 1993 году.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2