Как указываю сь не раз: летнее и осеннее
рабочее время у адыгов не было богато обрядами и молениями. Все их старания были
обращены к заботе об урожае, его уборке без
потерь, выращиванию молодняка и т. д.
Только в неблагоприятные, засушливые
годы проводили вынужденные, неприуроченные тхьэлъэГу, вызванные беспокойством о будущем.
Но зато в благополучные годы, когда был
собран богатый урожай, когда животные
нагуляли жиру и пришла пора воздавать
благодарение божествам, наступало время
самых различных тхьэлъэГу (моление). К
ним относилось и Снятие серпа (гъубжэдэх).
Можно думать, что этот тхьэлъэГу вовсе
не был молением как таковым. В его основе,
Ахин - божество, покровитель крупного рогатого ско та. Облик его маловыразителен. Больше из вестна самошествующая Ахинова корова, которая своим ревом давала знать, что она пред назначена в жертву божеству Ахину. Ее отпускали и она шла к месту, где она должна быть принесена в жертву божеству. На месте
ее заклания с нее снимали шкуру, на месте, где
снимали шкуру, не варили мяса, там, где сва рили, не ели. Кости Ахиновой коровы не вы брасывали, а закапывали под священным деревом.
Созераш - по одним сведениям он покровитель хле бопашества, по другим - путешествий и мореходства (у шапсугов). Имеет вид свое образного идола, сделанного из обрубка боярышника с семью сучьями, к которым в созарешеву ночь (осенью после уборки хлебов) прикрепляли восковые свечи и молились о благополучии в семье, о достатках в доме.
Псыхо гуащэ - богиня рек. Она имеет облик красивой женщины с длинными волосами, об ладает магическим гребнем. Иногда
она напоминает русалку, т. е. девушку с рыбьим плавником. Она соблазняет мужчин, обрекая их на погибель и страдания: Наряду с Шибле она ведает дождями и водными стихиями. Близко к Псыхо гуащэ стоит Хы гуащэ (богиня морей и океанов).
возможно, лежали чисто практические, бытовые действа, когда еще до отмены крепостного права крестьяне, убрав урожай
(просо) своего господина (князя), возвращались с поля и заходили к нему во двор, а
последний в знак благодарности устраивал
им угощение. Что бы там ни было, впоследствии оно оформилось как обязательное моление (тхьэлъэ1у) для всех семейств с приглашением соседей, сельчан и т. д. Трудолюбивый народ выражал свою признательность верховному божеству Тхьэшхуэ и
покровителю растительного мира Тхьэгъэлэдж за то, что их старания не пропали
даром.
Главным действующим лицом моления
(тхьэлъэ1у) была самая старшая женщина
семейства (унэгуащэ). Завершив полевые
работы, с серпами на плечах домой возвращались взрослые члены семьи (мужчины и
женщины) в сопровождении соседей, детей.
Им навстречу торопилась хозяйка в окружении шумной детворы - внуков, правнуков, племянников. Она подходила к старшему из вернувшихся (им мог быть ее сын,
деверь), обнимала как дорогого, давно отсутствовавшего близкого человека, и пыталась снять с его плеча серп. Однако в шутках
и разговорах ей напоминали, что благословенный труд должен быть вознагражден, это
хабзэ.
Тогда хозяйка, желая всем здоровья и
счастья, вознося благодарения всем божествам за богатый урожай, благополучное завершение трудового сельскохозяйственного
года, возвращалась в дом с внучатами и
выносила три пирога (хьэлджей) и чашу
махъсымэ. Она их вручала старшему, все так
же радуясь и благословляя как Всевышнего,
так и своих близких. Старший теперь “вешал” ей на шею свой серп, а она снимала'с
плеч других серпы. Затем все шли к праздничному столу, за которым произносились
здравицы и тосты, чтобы, как говорили
адыги, было не хуже, чем сейчас.
Иногда праздничный стол готовили
только из нового урожая. В этом случае совмещали два моления - гъубжэдэх (снятие
серпа) и хамэХумыхуэ (хама - чужой,
1умыхуэн - не отведать)16, о котором сказано
выше.
Молением, как правило, о тмечали запуск
жеребцов в косяки кобылиц, баранов-производителей в отары. В последнем случае, по
сведениям Хан-Гирея, над овцематками в
овчарне производили несколько выстрелов из ружья. Это являлось своеобразным “благословением” появления новых ягнят.
Именно поэтому адыги прежде не употребляли мяса ягненка, появившегося в одиночку в зимнее время (щынэщ1ылъху), считая
его “незаконнорожденным”. https://vk.com/doc91549351_374553183?hash=05724af215d44496e5&dl=d4349b677160ef010e
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев