девочка была внимательна, предупредительна, мягка в общении. К примеру, подавая старшему кружку с водой, она обращала
Женская сумочка.
Бархат, золотое шитье
типа «ДЫЩЭ ИДЭ».
Кабардино-Балкария.
Нарукавная подвеска
«1ЭЩХЬЭТХЬЭМПЭ»
к женскому рлатью.
Бархат. Селение Дейское,
Кабардино-Балкария.
Золотое шитье типа
«БЭЗЭР ИДЭ» на веере
«ЖЬЫХУ». Начало XX в.
Адыгея.
ее ручкой к нему; предлагая гостю или
старшему умыться, в правой руке держала
кумган, в левой — мыльницу с мылом, а на
левом плече висело полотенце; давая вытереться, один конец полотенца оставляла у
себя в правой руке. Неприличным считалось
забирать у нее полотенце и вытираться. Но
если старший поступал так, то девочка про
себя отмечала незнание этим человеком
хабзэ и предупреждала своих братьев, знакомых не делать таких ошибок, если они
хотят быть воспитанными. В оказании внимания человеку существовало много таких
малозначительных, на первый взгляд, действий, которые в своей совокупности характеризовали девочек с любой точки зрения.
В этом отношении представляется интересным замечание одного старика “По мне,-
еказал он,- та девушка была в молодости
милей, которая, когда спросишь ее о чемнибудь, не находит, что ответить, теряется,
краснеет, чем та, у которой ответ готов, как
обнаженный меч. Стыдливость и совестливость являются существенной составной
частью благовоспитанности. Такие не обманут, не подведут”. Таких сейчас назвали бы
закомплексованными, но это не так, далеко
не так.
Большое значение имела пора перехода
молодых людей (девушек и парней) в разряд
взрослых, когда они могли официально танцевать на свадьбах и других торжествах,
когда наступал период любовных отношений, встреч, бесед. Для девушек это обычно
происходило в возрасте 16-18 лет, а для молодых людей - в 20-22 года При этом как
для девушек, так и для молодых людей хабзэ
не допускало принимать участие в танцах,
если в них участвовали старшие незамужние и неженатые сестра и брат: для девушки - сестра, для парня - брат. В тех же случаях, когда девушка имела старшего неженатого брата или же, наоборот, брат - старшую незамужнюю сестру, такой запрет не
действовал, хотя девушка при старшем неженатом брате на торжествах могла чувствовать себя достаточно свободно, тогда как
брат при незамужней старшей сестре должен был вести себя более скромно, неуютно.
И еще: для девушек это распространялось
только на родных сестер, а для парней - и
на двоюродных и даже троюродных. Крайне
неодобрительно относились к тому, если,
имея старшего неженатого брата или незамужнюю сестру, женились или выходили
замуж младшие. Это правило действовало
Нагрудник «БГЪЭГУЛЪ»
к женскому национальному костюму.
Селение Хамидие, Кабардино-Балкария
Деталь вышивки
на женском кафтанчике.
Селение Куба,
Кабардино-Балкария
между родными сестрами или братьями, но
не меясду сестрой и братом. Вполне нормальным признавалось, если при старшем
неженатом брате замуж выходила младшая
сестра. Но редко когда, имея старшую незамужнюю сестру, младший брат позволял
себе обзавестись семьей, хотя это не осуждалось.
Надо сказать и о следующем. В старой
этнографической (да и в художественной)
литературе об адыгах часто встречается
утверждение о том, что девушек насильно,
против их воли, выдавали замуж, что жизнь
и судьба женщин полностью зависела от отцов, братьев, мужей - одним словом, от
мужчин. Были, конечно, такие примеры, как
несчастная героиня классика кабардинской
литературы Али Шогенцукова Мадина, которую обрекли на горе и муки ее родственники. Но кто может сказать, что в настоящее
время не происходят подобные, унижающие
человеческое достоинство истории? Более
того, отношение молодых к созданию семьи
сейчас стало таким поверхностным, безответственным и легкомысленным, что это
чуть ли не приравнивается к смене какойлибо одежды, обуви. И об этом зачастую
старшие и ведать не ведают. Как раз такие
браки обычно бывают более неудачными,
чем те, которые заключаются с согласия родителей. Что же касается того, что в прошлом молодые люди становились мужем и
женой, не зная друг друга, без предварительного знакомства, в быту адыгов было
скорее исключением, чем хабзэ. Обычно
парни и девушки имели достаточно много
возможностей и свободы для того, чтобы
познакомиться, понравиться друг другу
и т. д. Однако создание семьи было делом не
только молодых. В этом активно участвовали как родня девушки, так и родственники
молодого человека.
В подтверждение всего этого можно привести немало примеров. В традициях адыгов
было очень много обрядов, народных игр,
развлечений, в которых молодежь принимала самое активное участие. Ни девушек, ни
тем более молодых людей никогда не ограничивали в свободе, не держали в заточении. Адыгские женщины и девушки сроду
не знали и не носили ни паранджу, ни чадру.
Общение между молодыми людьми было
свободным, правда, с соблюдением определенных правил приличия и такта. Они свободно встречались на свадьбах, общенародных календарных обрядах и других торжествах. Но на свадьбы и прочие семейные
увеселения девушек просто так не отпускали. Их официально должны были пригласить хозяева торжеств. При этом обращались не к самой девушке, а к родителям,
главным образом к отцу девушки. Если его
не было дома, то разрешение могли дать
мать или старший брат. И в этом случае
неприличным считалось, если девушка одна
или с подругами (без сопровождения одного
или двух парней) шла на свадьбу. И здесь
более почетным являлось, если девушку
приводил брат или кто-нибудь из молодых
людей, хозяев свадьбы. Точно таким же образом после истечения обусловленного родителями девушки времени ее должны были
отвести обратно к родителям и поблагодарить их.
На торжествах неприличным считалось,
если девушка танцевала часто, разговаривала много, смеялась по любому поводу,
оставалась одна с парнем, который не доводился ей родственником.
Молодые, которые испытывали друг к
другу симпатию и у которых затем устанавливались более теплые отношения, бывали
очень осторожны в проявлении своих
чувств, чтобы не стать объектом досужих
разговоров. Поэтому они, как обычно,
украдкой обменивались взглядами или же в
присутствии особо доверенных посредников
(дэлэл) устраивали краткосрочные тайные
свидания. Ддыгский юноша, достигший, как
это называлось, поры посещения увеселений и танцев (зи джэгу хыхьэгъуэ), заводил
себе близкого друга, а девушка - задушевную подругу, которым доверялись все мечты, секреты, желания, переживания. Кроме |
того, они являлись связующим звеном меж- ;
ду молодыми, во-первых, и, во-вторых, между ними и их родителями в решении вопросов личной жизни, особенно при выборе
брачного партнера.
При знакомстве и встречах большое место отводилось шуткам, иносказаниям, острословию. Народное творчество очень богато такими иносказаниями и эвфемистическими выражениями. Причем они могли
быть предметными, знаковыми. Например,
если девушка хотела встретиться с любимым, она могла послать ему куриную ножку -
придумай что-нибудь, как встретиться.
Свои чувства она выражала, послав парню
сладкое яблоко, кислую дичку, горькую грушу и т. д. Аллегория, конечно же, вполне
понятна. Если девушка по каким-то при-чинам отказывалась от дальнейшей дружбы, она передавала через свою подругу обрезок веревки с распустившимся, лохматым
концом. Такие иносказания и знаковые
символы могли быть как стандартными, так
и импровизированными.
Во время торжеств между девушками и
молодыми людьми устраивались полные
метафорических выражений диалоги. При
этом парни обычно возвышенно воспевали
достоинства девушек, а они же наоборот,
нарочно высмеивали недостатки парней.
Вот несколько таких примеров:
П а р е н ь : Для всех желанна, для души бальзам,
Так это (называет имя девушки).
Девушка: Выглядывает из-под одеяла н ищет глазами, что бы поесть, так это (называет имя
парня).
Парень: Играет на гармошке и является украшением веселья, так это...
Девушка: Зуд в пояснице, бегает вокруг хлева, так
это...
Парень: Голубка-белошейка воркует, так это...
В других славословиях, полных аллегории, метонимии и афоризмов, казалось, не
было жалости ни со стороны парня, ни со
стороны девушки. Сошлемся на некоторые
из них в подстрочном переводе:
Парень: На ладони - одна куропатка,
Б сердце у меня - одно слово,
Укажи мне одну тропинку к тебе,
И одну дорогу от тебя.
Девушка: Наш дом не конюшня,
А наша конюшня не с плоской крышей,
Лучше из-за меня не старайся.
Парень: На вершине горы солнце светит,
У подножья горы родничок свежий,
Не побрезхуй испить со мной кружку воды.
Девушка: Бештоовы горы - пять братьев,
Гора Бирмамит - в одиночестве,
Остерегайся моего единственного брата,
Заставляющего скакать бегущего рысью.
Н а такого рода отказы и угрозы парень
отвечал:
Моя плетка не из ольхи,
Да и я не бездомный,
Не переживай!
Слова мои не из пьяной души,
Не волочи свой большой белый передник,
Не запутывайся в прошлогодней траве,
Не рвн ты короткие путы,
Не волнуйся н сиди дома,
Понадобишься - я тебя найду!
Однако молодые люди, зная, что от девушек никогда нельзя сразу добиться положительного ответа, с еще большим упорством
сочиняли свои импровизации, полные намеков, иносказаний, острых шуток, иронии.
В таких случаях девушки могли обратиться
за помощью к народным певцам -
джэгуак1уэ, которые обязательно присутствовали на свадьбах, торжествах и которые
нередко заставляли парня прекратить свои
домогательства острым словом типа;
Б начале зимы
Свадьбы бывают.
Б долг, что отработает,
Коня взаймы берет,
А доспехов-то нет,
И конь некормленый.
А седло-то скрипучее,
И ремни на стременах неоднородны.
Подпруги тоже сшиты из трех кусков.
А кажется - ничего джигит.
Но н нож у него чужой,
И уздечка лохматая.
На ногах-то сыромятина,
Веревочка вместо плетки.
Однако с думой жениться
Он к нам приехал.
Тут стоило сказать: “Ай-ай!”
Chi с коня свалился.
Еле подсадили,
И то не на седло, а на круп.
Но он дразнится.
Кто за него пойдет?
Д а никто, конечно,
Уедет сам к себе!
В таких случаях парень, догадавшись,
что экспромты джэгуак1уэ вызваны просьбой девушки, мог ответить:
Ты, джэ1уак1уэ, про девушку забыл...
Черная, курносая,
Шуток не знающая,
Подойдешь к ней - сердится,
Облучок арбы ломает.
Пошла на танец -
Раздавила башмаки,
Пьет-то бочку сыворотки.
А подвязки конопляные,
Домой пойдет когда,
Набивается, как матрац (очень много ест),
Грея икры на ногах, -
Бедную мать заела.
И то охотница почетного места,
Кто ее несчастный жених?
К иголкам пальцы не приучены,
Со ступою - сатана,
С крупорушкой ие в ладу,
В рукоделье неважна,
Но сметаной обжирается,
Сколько она кушает?
Особенно тыквы.
Не Бог ли наказал
Ее б
Устное народное творчество адыгов
очень богато такими текстами, что лишний
раз свидетельствует о достаточно свободном
обращении молодых между собой. Особенно
много развлечений, шуток и игр было в обряде щ1эпщак1уэ (чаши), который устраивался для человека с переломом кости или
тяжелым ранением. О том, как организовывался и проходил обряд, будет сказано
ниже, а здесь в нескольких словах остановимся на том, как во время чапша вели себя
девушки, опять-таки, чтобы подчеркнут!,
какою свободе'' пользовались девушки в
адыгском обществе.
Чапш проходил с вечера до утра. Одна из
особенностей обряда — это то, что в нем все
принимали участие на добровольных началах. Более того, каждый считал себя обязанным присутствовать при больном, сделать
ему что-нибудь приятное, облегчить, разделить с ним его боль и страдания. И это независимо от возраста, пола, социального
сложения участников. Например, если на
свадьбы и другие семейные торжества девушки не шли без приглашения и без сопровождающего, то на чапш они отправлялись безо всякой боязни быть осужденной,
и до самого утри находились там. Общественное мнение осуждало, если девушки,
ыставляя какие-то причины, не проведывали больного, вели себя высокомерно во
время игр, обижались на шутки, уходили
раньше времени и т. д.
В обряде молодые люди - это и парни, и
девушки, без различия - были абсолютно
свободны говорить и делать все, что им заб агорассудится. Никто не ограничивал его
частников ни в чем, никто им не перечил.
Единственное, что их держало в рамках
приличия, - это их собственная совесть.
Песни, забавы, игры нередко были достаточно похотливыми, сальными. Поэтому
они как бы шли вразрез не только с официальной, но и повседневной жизнью. Как
сч сталось, все было подчинено тому, чтобы
отвлечь больного, облегчить его страдания.
Тут не было места обидам. В счет принимали
только меткость сказанного слова или совершенного поступка, находчивость и изобре ательноеть. В чапше следовало делать
то, что и все: говорить в унисон со всеми.
Пр влечь внимание к себе своим отрицанием всего происходящего — означало стать
объектом острых шуток независимо от того,
кто ты, какого роду-племени и т. д. И тем не
менее после обряда никто не должен был
упрекать за поведение на чапше. Это касалось всех, в том числе и девушек.
Молодежь встречалась и знакомилась не
Только на свадьбах или во время чапша.
Интересные обрядовые шествия она устраивала в дни весеннего равноденствия, во
время выхода на пахоту, возвращения пахаре; и др. Кроме этого, девушки специально устраивали вечеринки, куда свободно
приходили молодые люди. Их, как правило,
организовывали в честь засватанной невесты, которая обычно оставалась у родителей
около года л более, в честь приезда гостей и
просто так.
Как можно заметить, для встреч и знакомств молодых не было никаких препятствий. При более близком зна комете инициатива главным образом принадлежала парням. Однако девушки были исключительно
вольны поддержать дружбу или же отвергнуть ее.
Исходя из этого, молодые люди всячески
старалась добиться расположения к себе
понравившейся девушки. Разумеется, девушка редко шла на то, чтобы об адежить
парня более низкого социального происхождения. Однако те “мисс (княжна) сел и
округов”, о которых упоминалось выше,
свободно могли объявить, что они выйдут
замуж за того парня, независимо от его
происхождения, который совершит то или
иное геройство. Конечно, такое условие
было не из рядовых. Существует егенда,
что одна девушка потребовала от парней
даже выкрасть из русской крепости пушку.
Для встреч молодых в прошлом в адыгских семьях имелись специальные девичьи
комнаты (пщащэ унэ) со специальным отдельным входом, чтобы, не встречаясь с родителями десушки, можно было пройти к
ней. Такие посещения молодыми людьми
девушек являлись обычными и не осуждались. Наоборот, неодобрительно относились
к тому, если девушка встречалась с парнем
где-нибудь вне дома, таясь от людей.
Адыгейские сельские жител и сейчас
имею т такие девичьи комнаты. И мало чем
изменилось их предназначение. В них молодые люди могут встречаться как одни, так
и с друзьями. В тех случаях, когда молодой
человек был малознакомым или же не вызывал доверия, в комнате мог находиться
кто-то из родственников девушки: младший
брат, сестра, молодая сноха и т. д.
Небольшой аул Мамхег расположен ря
дом с район :ым центром Шо геновск (Хакуринохабль). Только речка их разделяет.
Так вот, в ауле Мамхег живет Рух Куижев.
В 1984 году он с гордостью показывал девичью комнату своей незамужней дочери. В
ней чисто, уютно, она с отдельным входом,
но имеет вторую дверь, которая ведет в
“большой доь?’. В районном центр: Шовгеновске - несколько культурных объектов,
в которых молодежь провод т свой досуг.Однако Pyx ни на секунду не сомневается в
том, что пщащэ унэ нужны. “Ладно, пошли
молодые люди в кино, театр, на концерт.
Посмотрели, но сеанс закончился. А молодым людям не хочется расставаться, хотят
еще побыть вместе. Так неужели лучше, если они будут блуждать по улицам или таиться где-нибудь в укромном месте? Пусть
идут домой и сидят столько, сколько их душе
угодно. Д а и матери девушки не придется
переживать. Это лучше, таково было адыгэ
хабзэ”.
’’Одни?!” Тут вмешалась жена хозяина:
“Ну и что? Адыгейская девушка никогда не
приведет в свой пщащэ унэ случайного человека. Это у темиргоевцев принято: зашли
в пщащэ унэ парень и девушка, как здесь же
объявляется “третий лишний”. А мы - мамхеги. У бжедугов и шапсугов так же, как у
нас. А вы, кабардинцы, говорят, даже не
имеете пщащэ унэ”.
Пришлось согласиться. Вместе с тем
вспомнились слова песни Индриса Кажарова:
Есть у меня мать-старуха, ра-уей-уей,
Говор у нее темиргоевский, ра-уа-уа,
Да отнимется язык у сестры младшейПошла на кухню н выдала меня.
Надо сказать, что у кабардинцев тоже
когда-то были отдельные комнаты для девушек, называемые хъыджэбз лэгъунэ, с
изолированным входом. Однако из быта они
вышли давно. Посещение дома родителей
суженой молодым человеком без сопровождения ее родственников у кабардинцев стало вне хабзэ. Правда, свидания для влюбленных с серьезными намерениями могла
организовывать замужняя тетя девушки.
Под предлогом погостить у нее немного она
приглашала свою племянницу и устраивала
танцы, вечеринку, куда приходил и молодой
человек. Тут парня и девушку оставляли на
некоторое время одних, чтобы они поговорили. Так происходило тогда, когда в исходе
их отношений никто не сомневался.
Молодые люди, когда у них налаживалась дружба, обменивались небольшими подарками - ауж, которые со стороны девушки
могли быть платочком, кисетом, замысловатым шнурком для плетки (камышьЛэпэпс)
и другим, а со стороны парня - зеркальцем,
колечком, какой-нибудь покупной парфюмерией. Н а ауж больше настаивал молодой
человек. Тем не менее, если девушка подарила парню ауж, а потом почему-то передумала или стала отдавать предпочтение гому молодому человеку, в такой размолвке,
как правило, винили не ее, а его. В таких
случаях девушка возвращала ауж парию.
Для последнего это было, конечно же, малоприятным. Однако он не мог ничего
предпринять. А вот если парень, получив
ауж от одной девушки, начинал увлекаться
другой, братья первой девушки могли его
проучить за оскорбление, нанесенное их
сестре. Поэтому с ауж девушки были осторожны, а парни, получив его, старались ускорить дело, засылая к своим же родителям
близкого друга, чтобы они послали сватов к
родным девушки.
Разумеется, не всегда все шло гладко.
Особенно если обе стороны - родные девушки и парня - имели друг к другу какие-то
претензии. Но, как обычно, такое известие
радовало родителей молодого человека, если
на то не было серьезных причин: горе близкого родственника, какие-нибудь чрезвычайные происшествия и др. Когда парень и
девушка были из одного села, сторона девушки не устраивала “смотрины” дома родителей молодого человека: они достаточно
хорошо знали кто и как живет. Однако, если
они жили в разных населенных пунктах и
родственники девушки были малознакомыми или вовсе не знали тех, кто сватает их
дочь, они посылали в дом родителей парня
двух-трех мужчин, которым доверяли посмотреть, как живут родители их будущего
зятя, чем они располагают, смогут ли они
организовать жизнь их дочери и т. д. Смотрели дом не формально. Посланники выясняли не только материальный достаток семьи жениха, но и то, как его родные ладят
с соседями, каким уважением они пользуются в обществе, как они добры, хозяйств
венны, работящи и пр. Если представители
стороны девушки убеждались в том, что с
ними хотят породниться достойные люди,
они давали добро намерениям молодых
людей. https://vk.com/doc91549351_374553183?hash=05724af215d44496e5&dl=d4349b677160ef010e
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев