в ст-це Пашковской из 2094 жилых домов числилось
деревянных — 1326, турлучных — 737, саманных — 1J
и ки рп ичных— 14.141 Старики утверж даю т, что дом а, построенные
в станице после пожара 1886 г., стали более благоустроен!
ными, чем прежде. Покрывали их теперь часто черепицей, а более
богатые и железом. Вместо того, чтобы строить дом а в глубине
дворов, как бывало прежде, стали возводить их одной стороной
вдоль забора, выходящ его на улицу, а часто и так, что стена
дома зам ен яла собой забор. В 1902 г. ка заки Рябчун и П а д а л к а
бросили перед своими дворами доски и тем самым положили
начало станичным тротуарам . Постепенно и другие стали сле-ч
д о вать их примеру, хотя до революции все улицы так и не б ы л я
замощены.
М ен ялась и степь вокруг станицы. Все меньше и меньш е
оставалось мест для выпаса скота. Наступивший в 60-х гг.]
XIX в. мир позволил казакам возводить постройки на уда*]
ленных от станицы земельных участках. У населения они полу!
чили название куреней. В К авказскую войну их не строили, т ак
как на ночь в степи оставаться было опасно. Кто все же рисков
вал это делать, возводил ш алаш и, м аски руя под копну, покрьн
вал его сверху соломой. В 1882 г. на общественных землях
ст-цы Пашковской было зарегистрировано 15 жилых построек
(кошей и х ут о р о в),142 а в дальнейшем вся степь покрылась л ег-J
кими глинобитными ха
,иовой144... Близость города благо дар я проведению пашковского
трамвая уж е наложила свою печать на всю станичную жизнь.
Пригород — ближайший поставщик всех своих продуктов городу,
и станица ка к т а к о в а я ж и вет интересами города, стар ая сь уловить
его капризы и ж елан и я... Кто знал станицу П аш ковскую
5—6 лет тому назад, тому почти не узнать ее теперь... Станица
стала к а к бы далекой городской окраи ной».145
Еще в середине XIX в. в Пашковке не существовало школ;
лишь местный священник по своей инициативе обучал группу
ребят грамоте у себя дома. Д евочек среди них не было.146
Не было их и в 1867 г. среди учащ ихся незадолго перед этим
открытого станичного (одноклассного) училища, в котором
один учитель (из урядников) обучал 27 учеников.147 В 1875 г.
в этом училище насчитывалось 52 уч еника-м альчика.148 В 1880 г.
училище было преобразовано в д вух кл ассн о е149 и считалось
в 1881 г. одним из лучших в о бласти.150 М ладш ем у учителю
этого училища, Шкуре, в 1881 г. была объявлена благодарность
начальника области за сверхпрограммные занятия с учениками
пением,, в результате чего он «успел поставить стройный
хор певчи х».151 В 1892 г. открылось еще одно училище —
одноклассное, на 80 учеников.152 Перепись 1897 г. заф иксировала
в станице 1734 грамотных (или 15.8% ). Среди женщин грамотных
оказал ось только 173 человека (или 3 .2 % ) .153 Эта диспропорция
несколько уменьшилась после того, как в 1898 г. открылось
женское одноклассное училище на 40— 50 мест. В 1900 г.
в станице действовали три министерских училища (двухклассное,
м уж ское одноклассное и женское одноклассное) и три
церковноприходские школы, в которых обучалось в общей слож
ности 500 ребят, в том числе 130 девочек. Однако результаты
просветительской работы были не слишком блестящими. Д о статочно
сказать, что за первые 20 лет своего существования
двухклассное училище закончило лишь около 100 человек, причем
В некоторые ГОДЫ, например в 18УУ г., были только три
выпускника. Виной тому — общ ая постановка народного образования,
а не учителя, среди которых нередко встречались
144 Это не совсем так. Камышовые крыши в небольшом количестве сохранялись
и позже.
145 Андреев А. Краевые заметки,— КК, 1916, № 16.
146 Летопись.
147 Ведомость о полковых и станичных школах Кубанского казачьего войска
за первое полугодие 1867 г.— КОВ, 1885, № 33.
148 Памятная книжка Кубанской области на 1876 г., табл.
149 Блюдов Н Ф. Начальное образование в Кубанской области.— КС, 1883,
т. i, с. 776; Шевченко К. Из ст. Пашковской,— КОВ, 1880, № 44.
160 Блюдов Н. Ф. Указ. соч., с. 801.
151 Благодарность начальника Кубанской области.— КОВ, 1881, № 37.
152 Андреев В. Итоги последнего десятилетия в ст. Пашковской.— КОВ,
1900, № 264.
153 Население Кубанской области..., с. 34.
71
энтузиасты своего дела. Так, один из них, заведующий двух,
классным училищем А. Андреев, организовал воскресную ш кол!
д л я взрослых, работавш ую в 1895— 1899 гг., и превратил в
в 1896 г. школьную библиотеку в общедоступную для населе!
ния.154 В 1899 г. по случаю столетия со дня рождения
А. С. Пушкина пашковские школы устроили большое совмести!
ное литературно-вокальное представление, на котором прц|
сутствовали многие из взрослых жителей. Представление закончилось
вручением учащ имся книг и л а к о м ст в .155 Литературно-!
вокальные вечера устраи вались в школах позже и по другим!
поводам.156 В конце XIX в. в станице сущ ествовал л ю б и тел ь!
ский драматический к р у ж о к .157 Все это, вместе взятое, й'есколь-!
ко выделяло Паш ковку на общем фоне низкой культуры сель-1
ского населения тогдашней России, и краевед К. Т. Живило]
имел основание отнести ее к культурным станицам Куба-1
ни.158 В 1908 г. открылась ш естиклассная м у ж с к а я прогимназия,!
для которой выстроили большое двухэтаж ное здание с домо-1
вой церковью .159 Директором ее перед революцией был извести
ный кубанский краевед С. Ф. Мельников-Разведенков. Около!
1911 г. в станице построили три однотипных кирпичных здания]
для двухклассн ы х училищ (на западной, восточной и южной
окраинах).
Газеты и другие печатные источники очень мало освещ аю т]
обыденную жизнь станичников до революции. Некоторое пред-1
ставление об общественных заботах дает статистика текущ их!
дел, которые разбирались на станичных сборах. В одной из книг!
говорится: «В течение 1897 г. сбором станицы Пашковской было!
обсуждено 89 различных дел, из них 41 было связан о с арен-1
дой и продажей земли, наделением паями, лесом, разделом юрта, 1
земельными спорами, 13 — с финансами общины, 10 — с прочей!
коллективной собственностью общины (общественными зда-|
ниями, хлебными магазинами и т. п.), 6 — с общественной
жизнью станицы, 11 — с вопросами культуры и 6 — с семейной j
ж и зн ью ».160
В кубанских газетах иногда появлялись корреспонденции ]
о быте пашковской молодежи (преимущественно о негативных I
сторонах). Так, в одной из них в 1880 г. сообщалось о время- 1
препровождении молодежи на улице вечерами. Там «парубки» ]
с девуш кам и «ж а р т у в а л и » , р ассказы вали друг д р угу новости 1
и анекдоты, пели песни, нередко ссорились и дрались. Если ро- I
154 Ф едоров Т. Ст. Пашковская. (Школьное дело, положение учителей ]
и пр.) — КОВ, 1900, № 249; Андреев В. Итоги последнего десятилетия...
155 Андреев. Ст. Пашковская.— КОВ, 1899, № 129.
156 Андреев В. Письмо в редакцию.— КОВ, 1900, № 44.
157 Кубанские станицы..,, с. 246.
158 Живило К Т. От Екатеринодара до Горячего Ключа.
159 Андреев А. Краевые заметки; Михайлов Н. Т. Указ. соч., с. 24Х.
16° Кубанские станицы..., с. 314.
72
дители не пускали дочку гулять, то «парубки» мазали дегтем
их ворота и заборы, а еще раньш е снимали ворота и уносили
за околицу. Обозлившись на девушку, молодые люди взбирались
ночью на ее хату и забивали трубу соломой, что могло привести
к пожару, т а к ка к крыши были камыш овыми-. Нередко с л уч а
лось, что «парубки» ночью воровали мешки с пшеницей из чужих
«кошелей» (плетенных из хвороста закромов, помещавшихся
в сенях), а потом пропивали их в корчме.161 Аналогичные «р а з в л е
чения» молодежи происходили и в степи. Местный корреспондент
писал в том ж е 1880 г.: «У пашковцев издавна существует обычай
оставлять на полях в летнее врем я на воскресные и празднечные
дни 'святковать' (проводить праздники, праздновать)
детей-подростков обоих полов... Как только наступит вечер
субботы или канун праздничного дня, хозяева, и особенно молодые
хозяйки, муж ья которых находятся на службе, поспешно
уезжаю т с поля домой, чтобы засветло успеть подоить коров,
накормить птицу, помыть детей, розыскать непришедшую со вчерашнего
вечера скотину, поставить в реку вентер, 'верш у' или
наловить 'хваткою ' рыбы и т. п., а будущ ие воины именуемые...
'разбишаками' (разбойниками), сгруппировав партии... делают
нашествия на подобные «токи»... где и производят опустошения...
Делают засады на нивах подсолнечников или в кустах
терновника, прилегающих к дорогам; оттуда атакуют проезжающих,
особенно женщин и д е т е й ».162
Осенью в станице наступал свадебный сезон, и тогда на всех
улицах гудели бубны, надрывались скрипки, гремели пистолетные
выстрелы и лились свадебные песни.163 На свад ьб ах и
в праздники немало пили водки. По статистическим данным,
только казенная винная л авка в ст-це Пашковской в течение
1910 г. продала населению 9497 ведер водки на сумму
79 774 р. 80 к. Это значит, что в среднем приходилось более
чем полведра на душ у населения. В других станицах, правда,
пили еще больш е.164
Нередкими бывали в Пашковке уголовные преступления
и несчастные случаи. В 1880 г. газеты сообщали о розыске паш
ковского к а з а к а С кл яр а, обворовавш его урядника Л а зар е н к о ,165
в 1894 г . — об убийстве екатеринодарского извозчика Тарабан
ова,166 в 1907 г. — об ограблении четырех станичных л аво к
и сам осуде казако в над граби телям и ,167 в 1911 г.— о д вух пре161
Гливенко Г. Проделки пашковских малолетков дома в станице.— КОВ,
1880, № 41.
162 Гливенко Г. Домашний враг казачьего хозяйства.
1вз £т Пашковская.— СК, 1891, № 33.
164 Тмутараканский Л. Указ. соч., с. 548, 556, 561, 565.
165 Сыскные статьи.— КОВ, 1880, № 35.
lee Предумышленное убийств
Пластун М. Семак.
Рис. Й. Е. Репина.
ступлениях, совершенных в пашковской степи: удушении тульского
мещанина И. Н. С око ло ва168 и убийстве неизвестного,
труп которого был с о ж ж е н .169 В том ж е 1911 г. в станице сгорела
пятилетняя к а з а ч к а .170
Присутствие среди населения станицы значительного числа
потомков запорожцев привлекло сюда великого русского худож
н и ка И. Е. Репина, когда он работал над картиной «За*
порожцы пишут письмо турецкому султану». Приехав с сыном
Юрием в Екатеринодар, Репин 9 июня 1888 г. писал В. В. С тасову:
«Сейчас мы с Юрием едем в Пашковскую станицу. Вчера начальство
войсковое... снабдило всякими открытыми листами на случай
недоверия со стороны степных казаков». Художник пробыл
в станице до 15 июня и за это время сделал портреты нескольких
пашковских казаков: Д. И. Онищенко, участника С евастопольской
обороны пластуна М. С емака, П. Н. Белого,
В. М. Олешко, А. Г. Архипенко, пластуна П. Д. Лебедя,
И. Ф. Ш рамко и д вух неизвестных. «Р аб о та в Паш ковской станице,—
пишет искусствовед И. Зильберштейн,— и общение с про1в8.
Загадочное преступление в степи.— КК, 1911, № 30.
169 Страшная находка. — Там же, № 18.
170 Живой факел. — Там же, № 40.
74
Д. И. Онищенко.
Рис. И. Е. Репина.
стыми казаками, потомками запорожцев, обогатили художника,
а новый и разнообразный этюдный материал, привезенный оттуда,
помог углубить и конкретизировать образы кар ти н ы ».171
В лице пашковца Олешко Репин «увидел черты, сходные
с воображ аем ы м образом И вана С и р к а ».172
Общественная жизнь дореволюционной станицы протекала
в условиях имущественной и классовой дифференциации населения
и обострения классовых и сословных противоречий. Р а з в и
тие товарного земледелия в пореформенное время привлекало
летом из внутренних губерний России значительные массы
сезонных рабочих. У лавки Ярантовского, расположенной на
центральной площади, на углу, они собирались толпой в ожидании
работодателей. Старики вспоминали, как подвыпившие
казаки нередко заб а вл ял и сь тем, что набрасы вались с
нагайкам и на этих иногородних и разгоняли их. Но ж елани е получить
работу заставляло последних снова собираться у той же
лавки.
Но, как уж е говорилось выше, иногородние приезжали
в станицу и на постоянное жительство. Здесь они занимались
земледелием на арендованной у казаков земле, становились ре171
Зильберштейн И Репин в станице Пашковской. — Огонек, 1955, № 39,
с 16, 17.
172 Шаповал I . В опушках скарб1в. Киш, 1965, с. 185.
75
В. М. Олешко.
Рис. И. Е. Репина
месленниками, торговцами, а наименее обеспеченные нанимались
«передниками» (пастухами) общественных стад или «наймитами»
(батраками) к казакам . Правовое положение иногородних
в станицах отличалось от правового положения казаков.
А. И. Шершенко об этом писал: «Возведение (ими.— Л. .7.)
новых построек, перестройка и пристройка зданий или частей их
разрешается лишь с согласия станичного общества (состоявшего
исключительно из казаков.— .7. ,7.). Представители иногородних
допускаются к обсуждению в станичных сборах только
по тем делам, которые касаю тся разверстания... повинностей,
как-то: постойной, подворной, по исправлению дорог, мостов
и переправ, по окарауливанию церквей и т. п. Пользование...
школою, аптекою., фельдшерскою помощью, хлебозапасными
магазинами по общему правилу иногородним не разреш ается...
Дети иногородних допускаются в школы лишь в том только случае,
если остается свободное место... и притом за особую, иногда
весьма высокую плату. Лекарства из аптек отпускаются бесплатно
обыкновенно только казакам... Обостренные отношения
м еж д у иногородними и ка зака м и вызываю т иногда недоразумения
д а ж е из-за посещения станичных ц ерквей ».173 Тот ж е
173 Шершенко А. И. Правовое и экономическое положение иногородних
на Северном Кавказе в связи с хозяйственным развитием края. Вып. 1. Екатеринодар,
1906, с. 45, 46.
76
г
П. Н. Белый.
Рис. И. Е. Репина.
автор отмечал, что иногородние на Кубани «принуждены нести
ряд таких расходов, которые не известны крестьянам центральных
губерний Европейской России, а именно: уплачивать
посаженную плату (до 200 р. с десятины в го д ), вносить в доход
станиц сбор за выпас скота на общественном пастбище
сверх установленной нормы и, наконец, нести целый ряд д р у
гих расходов, не указан н ы х в законе, но вызываемых
сношениями с должностными лицами станичной администрации».174
Несмотря на такие неблагоприятные условия, некоторая часть
иногородних превращ алась в мелкую буржуазию. Торговля, мукомольное
и маслобойное дело в станице были сосредоточены
преимущественно в их руках. Но наряду с этим именно иногородние
поставляли наибольшее количество наемных рабочих.
В 1897 г. в П аш ковке числились 182 б атр ака, в том числе лишь
16 казако в. Среди работодателей тогда ж е отмечались 143 семьи;
из них 112 — семьи к а за к о в .175 К 1917 г. классовое расслоение
в станице еще более углубилось.
Нами пока не найдено документов, отражающих классовую
борьбу в станице до революции. Это не означает, что в ней тогда
174 Там же, с. 38.
175 Население Кубанской области..., с. 35, 36.
77
Пластун П. Д. Лебедь.
Рис. Й. Е. Репина.
царил классовый мир. Социальные конфликты выливались не
только в словесные перепалки на улице, в поле, на б азаре или
у церкви, а часто и в драки м е ж д у хлеборобами и владельцами
мельниц и маслобоек, покупателями и лавочниками, к а зака м и
и иногородними, хозяевами и батракам и. Ц арское правительство
рассматривало казачество как одну из главных опор существующего
строя. Пашковские казаки в 1905 г. принимали уч астие
в разгоне рабочих и студенческих демонстраций в П етербурге,
В арш аве, Новороссийске, Екатеринодаре и других
городах.
Т яж ело отразилась на трудящ и хся к а з а к а х и иногородних
первая мировая война. Многие из них сложили свои головы
на фронте. Об одном молодом пашковце, хорунжии И. К. Таране,
сыне георгиевского кавалера, пресса писала, что, попав на фронт
сразу после окончания Оренбургского военного училища, в первые
дни войны он отличился в бою и был н агр аж ден орденом
св. Анны. Участвуя в последующих боях, он «та к ж е получал
награды ». В конце сентября 1914 г., став начальником полковой
разведки, он «лихо нес служ б у разведчика, находясь
всегда впереди войск... За лихие разведки получал много благодарностей
в приказах по отряду и армии, а за боевые отличия
представлен к боевым н агр адам , в том числе и к золотому
оружию». 25 октября Таран в разведке был смертельно ранен.
Тело героя в цинковом гробу доставили в Пашковскую и
78
А. Г. Архипенко.
Рис. И. Е. Репина.
15 ноября похоронили в ограде Введенской церкви.176 З а т я н у в
ш аяся война приносила в станицу известия о все новых и новых
человеческих жертвах. Сильнее ощущалась нехватка предметов
первой необходимости. Увеличивалась дороговизна. Недовольство
войной росло не только среди иногородних, но и среди казач ества.
Толпа женщин в 1916 г. разгромила в станице частные лавки.
11 ноября 1916 г. станицу посетили наместник К а в к а з а великий
кн язь Николай Николаевич и его брат Петр. Еще до
приезда станичный сбор присвоил первому из них звание почетного
старика ст-цы П аш ковской.177 Теперь ем у поднесли приговор
сбора о зачислении его в списки коренных ка зако в
и в связи с этим о наделении его паевым наделом из земель
станичного ю рта.178
А у порога уж е стояла революция...
176 Пашковец [псевд.] Славная смерть, но тяж елая утрата.— Кубан. казач.
вести., 1914, № 48, с. 9. Перепечатано в кн.: Сборник славы кубанцев. (Кубанцы
в великую войну 1914—15—16 гг.). Т. 1. Екатеринодар, 1916, с. 169— 171.
177 Такое же звание носил и предыдущий наместник Кавказа, граф И. И. Воронцов-Дашков
(см.: Кавказский календарь на 1915 г., с. 32).
178 Пребывание великого князя Николая Николаевича в Екатеринодаре.—
КК, 1916, № 1804-31; Великий князь — казак станицы Пашковской.— Там же,
№ 1806-33; Борец И. Приезд в Екатеринодар великого князя Николая Николаевича.—
Кубан. казач. вестн., 1916, № 47. Перепечатано в кн.: Сборник славы
кубанцев, 169—171Этнографические особенности украинского населения дореволюционной
Кубани описаны в книге, изданной Институтом
этнографии АН С С С Р .179 Однако материал, использованный
в ней, далеко не полный и содержит много фактических ошибок.
Это и побуж дает нас коснуться некоторых поднятых в книге
вопросов. Причем мы пользуемся собственными наблюдениями,
сделанными в ст-це Пашковской в 1916— 1927 г г .,180 и немногочисленными
литературными источниками прошлых лет.
Регулярной планировке станицы были присущи особенности
и отступления. Так, в д в у х противоположных концах ее (во сточном
и западном ) находились обширные незастроенные площади,
предназначенные для обучения молодых казаков верховой
езде и военному строю. На южной окраине, которой в К а в
казскую войну больше всего угрожали нападения горцев, имелись
короткие искривленные улочки («лю льки») и тупики, удоб179
Кубанские станицы...
180 Материалы воспроизводим по памяти, так как обширные этнографические
записи и зарисовки, сделанные нами на эту тему, погибли в Ленинграде
в годы Великой Отечественной войны.ные для устройства западни в случае прорыва в станицу конницы
противника.181
Украинскую четырехколесную т ел егу— «в!з» — на Кубани делали
крупнее размером и называли « г а р б а » — от однозначного
татарского слова «ар б а». В первой половине XIX в. казаки пользовались
и двухколесным транспортом. Я. Г. Кухаренко, говоря
о чабан ах в Черномории того времени, отмечал, что «гар б а
у них на двох колесах», причем она «бшьш ч ер кес ька ».182
Описание дореволюционной одеж ды кубанцев и разных сторон
их быта, со держ ащ ееся в книге «К убан ски е станицы», дано
без достаточной национальной дифференциации. Поэтому,
например, ряд элементов одежды, характерных для великорусского
населения Кубани (косоворотка, зипун, войлочная шляпа
и д р .), ошибочно приписан и переселенцам с У краины.183
В упомянутую книгу попали и иные ошибки. Так, неверно, будто
в украинских станицах сорочку часто называли « р у б а х а » .184
С наших слов об этом уже сообщала Е. Э. БлОМ.квист, но, к сожалению,
недостаточно точно. [См.: Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских,
украинцев' и белорусов.— В кн.: Восточнославянский этнографический сборо
к . М., 1956, с. 56. (ТИЭ. Нов. сер. Т. 3 1 )].
182 Збирнык творив Я. Г. Кухаренка. Киев, 1880, с. 121 — 122.
lVa Кубанские станицы..., с. 150, 153, 155, 164.
,м ’ Taw aw, с. 150.Ш таны-галифе, « к а в к а з с к а я сорочка» и ш ап ка-куб ан ка не был$
«старой военной формой»,185 ибо появились только к 1917 г.
Бешметы шили чаще черного и серого цвета, а не «ярки х цветов:
красный, синий, розовый и т. п .».186 Не бешмет, а черкеску
кубанские украинцы называли «ч ек м ш ь ».187 Г азы ря на черкеске
украш ен ием 188 стали только в XX в., когда окончательно сняли
с вооружения ружье-берданку, а до того газыри служили патронташ
ем. Бурка, как известно, была войлочной и никогда не «шилась...
из... домаш него с у к н а » .189 Словом «бриль» называли не
горскую войлочную ш ля п у190 (которую носили только в линейских,
т. е. неукраинских станицах), а плетенную из соломы.
Башлыки шили преимущественно из желтого сукна (из верб}
лю жьей шерсти), но встречались т а к ж е красного, синего и белого
цвета безо всякой подкладки, а не «обычно.., из черного
сукна на красной п о д к л ад к е».191
В комплексе женской одежды примечательна верхняя стега4
ная «ко х та», по покрою ничем не о тл и ч авш аяся от теплого
среднеазиатского халата. Верх ее чащ е ситцевый или сатиновый,
черного или синего цв,§та, длина не всегда «немного
ни>ке ко л ен ».192 Различали длинную кохту, полы которой были
действительно ниже колен, и короткую — выше колен. Первую
называли «гусарка», вторую — «куцина».
Описание пищи в «Кубанских станицах» дано более или менее
правильно, но и в нем встречаю тся неточности. Т ак, род
хВороста украинцам был известен под названием «виргуни»,
а не «вы верты ш ки ».193 «К утю » и « у з в а р ь » готовили не на р о ж
дество,194 а под рождество. Совершенно не относится к ку б ан
ским украинцам заявление, будто «очень распространенным
напитком на Кубани был к в а с » .195 Я. Г. Кухаренко сообщает,
что черноморские чабаны на пасху готовили «гуреки, буреки,
катламу, коржи з лоем, круту кашу, мьясо, печене по-волоськи,
з щ ербою ».196 Н аходясь на «кур еш » в степи, пищу принимали
за низким круглым или четырехугольным столиком —
«сйрно», но сидя не «на п о лу»,197 а на очень низеньких
скамеечках.
Что касается семейных отношений, то они у кубанских ук р аинцев
были в общем такими ж е, ка к и у жителей Полтавщины
или Харьковщины. Некоторое представление о них могут д ать
написанные на местном материале пьесы кубанских писателей
Я. Г. К ух ар ен ко 198 и В. С. Мовы (Л иманского)
Духовная культура местного населения определялась христианскими
и п ол уязы ч ески м и п р едставлени ям и о мире,
небольшим запасом знаний, вынесенных из русской начальной
школы, военным бытом казачества, украинским эстетическим
наследием и влиянием ка вказски х горцев.
Большинство населения, особенно женщины, верили не только
в бога и черта, но и в домового («ди м о ви й »), ведьм у (« в щ ь м а » ),
русалок и прочих персонажей украинской мифологии. Р а с с к а
зывали, что домовой живет в печке или за ней, или на чердаке
(«на ropiiui»). Чтобы увидеть домового, надо в страстной четверг
полезть на чердак, держ а в руке принесенную из церкви
зажженную свечу. Но домовой обязательно столкнет с черд
а к а . Д л я домового некоторые женщины бросали в печь что-либо
съестное. При переезде в новый дом хозяйка, загляды вая
в печь, з в а л а домового и уносила с собэй совок с углями.
Ходило множество рассказо в о ведьм ах. Иногда подозревали
какую-нибудь женщину, что она ведьма-. Если положить
в рот за щ еку причастие, не проглоченное'при говении во время
великого поста, и пойти под пасху в церковь, то женщ ина,
192 Там же, с. 159.
193 Там же, с. 173.
194 Там же, с. 180.
195 Там же, с. 178.
196 Збирнык творив Я. Г. Кухаренка, с. 112.
197 Кубанские станицы..., с. 41.
198 Збирнык творив Я. Г. Кухаренка, с. 1 сл.
199 Лиманський В. С. Старе гшздо й молод1 птахи. КиТв, 1908.
83
являю щ аяся ведьмой, обязательно спросит: «Шо у тебе
в poT i?».
Нельзя согласиться с авторами книги «К убанские станицы»
будто «поверья о р усалках, распространенные среди украин^
цев, на Кубани встречались м ал о ».200 Кубанские украинки даж е
чтили «русальчин великдень», т. е. русалочью пасху, когда никакая
работа не шла впрок. Этот день приходился на первый
четверг после троицы.
Широко бы товала вера в приметы и вещие сны, а т а к ж е ворож
ба, лечебная и прочая магия. Например, чтобы прекратить
град, вты кали в землю топоры, ух ваты («р о гач и ») и прочие
железные предметы. Чтобы предохранить двор от дурного глаза,
кое-кто по примеру адыгейцев вешал на заборе конский череп.
Чтобы борщ был вкусным, хозяйка перед его варкой открывала
крыш ку ч угуна или кастрюли и триж ды п оказы вала содержимому
фигу («дулю »). Из большого числа обычаев упомянем
некоторые. Невеста, прежде чем позвать на свадьбу родственников
и знакомых, шла на кладбищ е и приглаш ала умершую
родню. И дя в фате по улице, она клан ялась в пояс не «всем
прохожим», ка к говорится в «К убан ски х ст ан и ц ах »,201 а только
лицам м уж ского пола, в том числе и маленьким мальчикам.
За гробом убитого казака иногда вели его оседланного коня.
В XIX в. И. Д . Попко писал, что в Черномории «раненому не
давали спать около трех суток; у его изголовья стучали в бубен
и пели боевую песню. Л е ж а л ли он на биваке или в курене, пред
его глазами раскладывали огонь, блеск которого облегчал тоску,
к а к а я ч увствуется от потери крови и избытка телесных стр аданий.
Пуще всего не допускали к нему людей с дурным
глазом и с излишней, если угодно, восприимчивостью».202 Сход?
ный обычай существовал у адыгейцев в более развитой
форме.203
Среди старых женщин были «специалистки» причаровывать
(«чар1внищ») и заго вар и вать болезни («ш еп тухи »). З а го в а
ривали («шептали») от пуль, от «ж ивота», от «золотника»
(ж ен ская болезнь), от «ко р ч ш » (лихорадка), от «пристр1ту», от|
зубной боли, от «переполоху» (нервное заболевание), от «пл1снявки»
во рту (песьяк), от «крикливищ» (плач маленьких детей
по ночам) и т. д. Кроме того, прибегали к заговорам , чтобь*
избавиться от крыс в доме, чтобы нашлась потерянная собака
и т. д. П аш ковские заговоры почти дословно совпадали с теми|
которые П. П. Короленко204 собрал в других черноморских ста200
Кубанские станицы..., с. 252.
201 Там же, с. 223.
202 Попко И. Д. Указ. соч., с. 165— 166.
203 Лавров Л. И. Историко-этнографические мелочи, с. 270—271.
204 Короленко П. П. Черноморские заговоры.— В кн.: Сборник Харьковского
историко-филологического общества. Т. 4. Харьков, 1892.
84
Нииах Кубани. Не все, конечно, верили в силу заговоров.
Недаром в станице знали и шуточную пародию на них (записана
цами): https://vk.com/doc179109449_482537341?hash=bcdb05e0d9a19278b3&dl=b2a4a190901504804c
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Через пашв овес.
Bir — заросився,
Bn6ir — отрусився.
Тод1 твое лихо пропаде,
Коли у того песа xeicT одпаде!
Костоправами и специалистами пускать больным кровь я в л я
лись обычно коновалы.
Дореволюционный фольклор пашковцев, ка к и жителей д р угих
черноморских станиц, являлся частью общеукраинской сокровищницы
народного творчества и лишь в малой степени о тр аж
ал местную кубанскую специфику.
Бытовали образные поговорки и пословицы, вроде следую
щих: « К а з а в пан, к у ж у х дам , i слово його тепле», «Я к горох
при дороз1 —: хто не йде, той i не вщипне», « С л а в а козача,
а жисть собача», «М аненьке— гарненьке, поб1льшало — noripшало,
оженилось — сказилось», «Кортить 6a6i шкуринки, та не
вкусить», «Д ай меш прикурить, як шо у тебе бом аж ка е, бо
у мене т аб ак у нема», «Чи ви нами довольш, а ми вами вж е»,
«Д1ждалася сучка помочк сама на ciHi лежить, а цуцинята
гавкають», «Розчини жшко ширше двер1 — я по-паськи плюну».
Распространенные до революц...ЕщёBir пес
Через пашв овес.
Bir — заросився,
Bn6ir — отрусився.
Тод1 твое лихо пропаде,
Коли у того песа xeicT одпаде!
Костоправами и специалистами пускать больным кровь я в л я
лись обычно коновалы.
Дореволюционный фольклор пашковцев, ка к и жителей д р угих
черноморских станиц, являлся частью общеукраинской сокровищницы
народного творчества и лишь в малой степени о тр аж
ал местную кубанскую специфику.
Бытовали образные поговорки и пословицы, вроде следую
щих: « К а з а в пан, к у ж у х дам , i слово його тепле», «Я к горох
при дороз1 —: хто не йде, той i не вщипне», « С л а в а козача,
а жисть собача», «М аненьке— гарненьке, поб1льшало — noripшало,
оженилось — сказилось», «Кортить 6a6i шкуринки, та не
вкусить», «Д ай меш прикурить, як шо у тебе бом аж ка е, бо
у мене т аб ак у нема», «Чи ви нами довольш, а ми вами вж е»,
«Д1ждалася сучка помочк сама на ciHi лежить, а цуцинята
гавкають», «Розчини жшко ширше двер1 — я по-паськи плюну».
Распространенные до революции песни в подавляющем большинстве
— украинские. Русских песен знали мало, и были они
преимущественно принесены с военной службы ; например: «У ра,
Паскевич-Эриванский», «П усть свищут пули и льется кровь»
и др .205
Наиболее популярным музыкальным инструментом была гармошка
(«гармош я»). Кое-кто имел бубен («бубан»), мандолину
и бандуру. П астухи и дети играли на самодельной свирели
(«со ш л к а»), На с ва д ьб ах , а по воскресениям и праздникам
просто на площади и на перекрестках улиц устраи вали сь танцы
под гармошку. Танцевали «гопак», «козачок», «барыню», но чаще
всего различные «лезги нки ».206
Так как подавляющее большинство населения станицы
(не менее 85% ) перед революцией принадлежало к потомкам
переселенцев с Украины, то и разговорным языком был украи н
ский, точнее — юго-восточное наречие последнего. Своеобразной
фонетической особенностью черноморцев издавна являлась
замена неударного «о» звуком «у»; например: «пужарь», «са205
Известная песня «Ты Кубань, ты наша родина», сочиненная К. Образцовым
в 1915 г., получила распространение уже в годы гражданской войны.
206 В годы гражданской войны и первые годы после нее то были «наурська»,
«Шамшь», «адигея».
85
муварь», «учкур», «яблуко», «туполя», «куш тувать», «гудуватьм
и др. В инфинитиве глагольное окончание «ти » большей частью
зам енялось на «т ь »: « б а л а к а т ь » , «сш вать», «щ ед р ув ат ь» и пр^
но « 1сти». Подробнее о кубанском говоре украинского языка
перед революцией и в первые годы Советской власти сказано
у М. А. Садиленко,207 а об особенностях речи пашкОвцев того
ж е времени — у В. Ф. Ч и стяко ва.208 Отметим только слова, неточно
записанные в ст-це Пашковской: