Инструменты принято было хранить в вертикальном положении на
стене, увешанной красивыми циновками, рядом с воинским снаряжением:
кольчугами, шлемами, мечами, шашками, саблями, ружьями...
К музыкальным инструментам относились бережно, при поломке их не
выбрасывали, если возможно, старались починить.
Кроме того, музыкальные инструменты помешали в красивые футля
ры, украшенные растительным или анимальным орнаментом (трехлистник,
рога), считавшимся символом оберега. Футляр не открывали в темноте,
чтобы предохранить инструмент от «злых сил».
Воинская амуниция и музыкальные инструменты...
Любовь к Родине, зашита родной земли, семейного очага и любовь к
музыке. Они всегда рядом. Они священны.
ШИЧЕПЩИН
Шичепшин - смычковый инструмент с двумя струнами из конских во
лос, напоминающий скрипку.
Смычком служило небольшое изогнутое в дугу
древко, на котором были натянуты волосы из
конского хвоста. На шичепшине исполняли ме
лодии песен и под его аккомпанемент танцевали
и пели. Он был самым любимым инструментом у
адыгов и почти каждая семья имела его.
Скрипка была одним из необходимых пред
метов кунацкой. Она издает небольшие, но при
ятные звуки. Звуки ее то мягки и лиричны, то
задорны и игривы.
Адыги считали шичепшин музыкальным инс
трументом, издающим «Божественные звуки».
Были музыканты, игравшие на скрипке с вы
соким мастерством, виртуозно.
КАМЫЛЬ
Камыль был любимым
музыкальным инструмен
том адыгов и потеря его
не может не вызывать глубокого человеческого
сожаления. Это древнейший музыкальный инстру
мент адыгов. И. Дубровин считал этот музыкаль
ный инструмент шапсугским.
Имена известных камылистов: Негуроков Мач
(а. Джерокай) был непревзойденным мастером
игры на камыле; Хатков Шумаф (а. Хатажукай);
Харетлевы Тау и Дзеукож (а. Хакуринохабль);
Дзыбов Хаджи и Арданов Тугуз (а. Мамхег); Код-
жесау Бирам (а. Панахес) гремели на всю Черке
сию. Их любили, их почитали.
На камыле играли только мужчины. На нем
исполнялись плясовые мелодии, поэтому он был
основным свадебным инструментом.
В прошлом на свадьбах играли 4, 6 или 8 ка
мылистов и 2, 4 трешотника. Камылисты играли
поочередно по 2, иногда исполняли вместе отде
льные веши. Они стояли впереди трешотников. Камылисты старались раз
влечь присутствующих: то иногда менялиь местами, то наклоняли головы
друг к другу, то приподнимали плечи.
Со временем камыль был вытеснен из быта адыгов гармоникой.
Камыль и гармоника друг друга не заменяют. На свадьбах вместе с
камылем применялся ударный инструмент - трещотки.
пшынэ
Пшынэ - современный, наиболее популярный и распространенный в
народе инструмент, из которого звуки извлекаются за счет вибрирования
язычка под напором воздушной струи, создаваемой при растяжении или
сжатии мехов. Пшынэ в основном используется для исполнения танце
вальной музыки.
Среди адыгов этот инструмент появился во второй половине XIX века.
За короткое время он стал основным народным инструментом и начал
вытеснять традиционные адыгские инструменты шичепшин и камыль при
исполнении танцевальной музыки, особенно на больших торжествах. Ма
неру игры на пшынэ образно описал Г.М. Концевич: «...во время таниев
гармонист то поднимает гармонику вверх, то опускает обратно, то делает
движения вправо и влево, то подносит почетному гостю свой растянутый
инструмент к дину, выражая тем особое внимание и уважение, то вибри
рующими звуками поощряет танцующих»1.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев