свидетельства
Этнографические материалы, дополняющие письмен
ные свидетельства, помогают выявить единство вайнах
ской этнической общности, взаимосвязь входящих в нее
этносов и территориально-племенных групп, очертить
территорию их расселения и т. п.
В настоящее время вайнахская этническая общность
включает народы нохчий, г1алг1ай, орстхой и аьккхий,
этническое родство которых между собой, с точки зре
ния самих вайнахов, определяется весьма различно.
В их представлении, все названные народы произошли от
одного корня, однако имеют свои особые самоназвания
и отличительные черты в языке. Несмотря на этниче
ские различия, в наши дни нередко при общении пред
ставителей отдельных групп чеченцев, ингушей и кара
булаков можно услышать выражение: «Ты — нашего на
рода (вайнах)», в котором в известной мере отражается
древнее этническое единство этих народов.
Большую часть территории Чечено-Ингушетии зани
мает Чечня, которая, в представлении самих чеченцев,
делится на следующие области: Нохчимохк, горную
часть Ламмохк, плоскость, или внутреннюю Чечню
(Чьо), и Притеречье (Терк-йисте). Соответственно этим
областям разделяется и чеченское население. Иногда
последнее делится лишь на две группы — горцев (лам -
рой) и равнинных жителей (охьаранах). Нередко имен
но жителей равнины в отличие от ламрой называют
нохчи.
С точки зрения чеченца, к нохчо относятся жители
верховьев рек Аксай (чечен. Ясси), Чеберлоя, бассей
нов рек Чанты и Шаро-Аргуна, Мартан, Гехи, которая
является западной границей распространения термина
нохчо. К нохчий относятся также плоскостные, или внут
ренние, чеченцы (чьохьаранах). В эту группу иногда
включались жители Ичкерии и Надтеречные чеченцы.
Все население названных территорий в сознании самих
чеченцев объединяется единым самоназванием (нохчо,
нохчи), единым чеченским языком (нохчимотт) и един
ством происхождения — из Нашаха.
Кроме деления на плоскостных и горных среди че
ченцев существуют отдельные тейпы. К числу их отно
сятся: Нохчимохк (Ичкерия), Чеберлой (Ч1аберлой),
Шатой (Ш уото), Шарой, Малхиста (Маьлхи) и Май-
сты. Обзор начну с восточного общества Чечни — Ичке
рии. Как удается установить по полевым этнографиче
ским материалам, сами чеченцы, которым термин Ичке
рия неизвестен, называют эту область Нохчимохк. По
мнению чеченцев, территория Нохчимохк включает вер
ховья рек Аксай, Яман-су, Ярык-су, Хулхулау, а также
верховья притоков этих рек. Граница между Чеберлоем
и Ичкерией проходит около сел. Харачой, которое счи
тается ичкеринским. С точки зрения ичкеринца, Ичке
рию составляют горные тейпы: Белгатой, Билтой, Горда-
лой, Аллерой, Веной, Цонтарой, Эрсаной, Гуной, Курча-/
лой, Зандак и др.
Помимо Ичкерии в горную Чечню, с точки зрения
чеченца, включается Чеберлой. Это общество хорошо
известно жителям не только соседней Ичкерии, но и
более западных областей (Шаро-Аргун, Чанты-Аргун
и др.). Границы Чеберлоя, по определению коренных
жителей, проходят по Кезенойской котловине, правобе
режью Шаро-Аргуна и сел. Улускерт, расположенно
му около сел. Дуба-юрт при слиянии рек Чанты и Ш а
ро-Аргуна. Иногда в Чеберлой включаются также тер
ритории по Шаро-Аргуну (в частности, селения Шарой,
165
Химой, Дай, Шикарой, Хуландой). Сами чеберлоевцы
относят к Чеберлою общества Кезеной, Басо, Хиндой,
Харкарой, Тундахой, Ригахой (Пхьаройэвл), Хой, Ни-
харой, М акажой и др. Соседнее Чеберлою чеченское на
селение по Шаро-Аргуну условно объединяется в обще^
ство Шарой. Жители последнего, считающие себя ша-
ройцами, иногда называются также чеберлойцами. Ша*
ройцы занимают селения Когатой, Кесалой, Хуландой;
Хачарой, Хакмадой, Шарой, Цеси и др. •
Кроме Ичкерии, Чеберлоя и Ш ароя в состав Лам^
мохк’а входят тейпы, населяющие ущелье Чанты-Аргуна;
названия которых прослеживаются по письменным ис
точникам. Тейпа Шатой занимает небольшую частв
ущелья, несколько выше слияния рек Чанты и Ш аро-Api
гуна. Между селениями Шатой и Ушкалой находятся
ряд тейп, объединяемых по названию местности Ч1ин->
нахой. Здесь же в горах располагается тейпа Д зум со$
Выше по Чанты-Аргуну расселена тейпа Ч1анти, занй|
мающая территорию от Ушкалоя до Хильдыхароя. |
Выше по Чанты-Аргуну, за тейпой Ч1анти, н$
р. Майстыхи (правый приток Чанты-Аргуна), располо?
жено общество Майсты, население которого, по утвержу
дению чеченцев, жителей Итум-кале, грузины называют!
кисти. В состав общества Майсты входили селения
Tlyra, Пхьога, Ц1екхаьлла и др. На левом притоке Чан*
ты-Аргуна, р. Миши-хи, располагалась Малхиста. С точ*
ки зрения чеченцев — жителей Ичкерии, Чеберлоя, по
рекам Аргун, М артан и Гехи, население Майсты и Мел-
хи — это нохчи. Некоторые чеченцы (например, предста
вители тейпы Ч1анти) называют майстинцев самыми ко
ренными нохчи. Однако приходилось слышать и другие
мнения. С точки зрения чиннахойца, Майсты, располо
женное на границе с Грузией, населяли не нохчи, а на
род, по языку и культуре более близкий к грузинам и
в прошлом исповедовавший христианство. Жители
сел. Урус-Мартан население Малхисты считают нохчо,
тогда как майстинцев, живших, по их мнению, между
грузинами и чеченцами, называют горными христиана
ми (ламкерста). Утверждение, что жители Майсты и
Малхисты в недавнем прошлом в отличие от чеченцев
были христиане, приходилось слышать также от жите
лей сел, Д ай по Шаро-Аргуну, в сел. Рошничу и других
местах Чечни. В сел. Рошничу мне говорили, что мелхи
в прошлом не были нохчи. Они — потомки народа шеда-
166
лой (хевсуры), однако в настоящее время считают себя
чеченцами. Орстхойцы считают малхистинцев особой
вайнахской тейпой, не причисляемой ими ни к ночхий, ни
к галгай, ни к орстхой.
Западная часть Чечено-Ингушетии, населенная ин
гушами, разделяется на горную и плоскостную. Горная
Ингушетия включает Джерахское ущелье и Г1алг1айчьо.
На плоскости сами ингуши выделяют группу назранов-
ских селений, к которым, с их точки зрения, относятся:
Назрань (Наьсаре), Наьсыр-корт, Гамурзиево (Дошла-
къий юрт), Альтиево (Аьлте-юрт), Плиево (Пхьилекъ-
онгий-юрт) 37, Экажево (Экажкъонгий-юрт)38, Яндырка
(Яндаре), Сурхохи (Сурхот1е), Бурсуки (Бурок1алхе)39.
В представлении соседних чеченцев, ингуши — еди
ный народ, который чеченцы называют самоназванием
ингушей— г1алг1а(й)— и считают, что г1алг1ай неког
да отделились от нохчо. По мнению чеченцев, это особая
тейпа, этническое родство с которой определяется вы
ражением «Наш народ — ,,вайнах“». Аккинцам и ка-
рабулакам ингуши также известны под именем г1алг1ай.
Имя еще одной группы ингушей — фаьппий, видимо, из
вестно лишь в среде самих ингушей. Во всяком случае,
среди чеченцев по рекам Гехи, Мартан, Рошничу, Ар
гуну, а тем более еще восточнее этот термин не встре
чается. Фаьппий известны карабулакам (например, жи
телям сел. Верхний Алкун), которых они называют так
же г1аппарой (ср. e la n— в вайнахских языках «заста
ва», «крепостная ограда»).
Соотношение и связь двух групп ингушского наро
д а — г1алг1ай и фаьппий — весьма отчетливо прослежи
вается по этнографическим материалам. Отмечу, что на
звание фаьппий крайне редко встречается в письменных
источниках и кавказоведческих трудах. Следует сказать,
что и в наши дни еще сохраняется разделение ингушей
на г1алг1ай и фаьппий. Так, во время экспедиции
1969 г. при перечислении жителями сел. Насыр-корт сво
их тейп раздельно назывались галгаевские тейпы (Оз-
дой, Тумгой, Кортой, Арчакой и др.) и фаппинские (Ку-
лой, Горакой, Хулхой и т. п.). Однако, когда приходи
лось уточнять разницу между названными группами,
37 Т. е. село сыновей Пхьиле.
38 Т. е. село сыновей Экажа.
39 Т. е. село, лежащее »под священным холмом.
167
обычно указывалось, что и фаьппий и г!алг1ай—ингуШй|
народ, говЪрящий, на одном языке. Но только г1алг1а&]
жили высоко в горах, а фаьппий — несколько ниже
в Джерахском ущ елье40. fJ
Путем расспроса местных жителей в ряде ингущ|
ских селений удалось выявить территорию расселений
групп г1алг1ай и фаьппий и установить границы распрс||
странения этих терминов. Галгаи занимают территории
верховьев Ассы. ее верхних притоков, а также некотш
рые горные территории по Джерахскому ущелым
(р. Армхи). Сел. Хули, считаясь фаппинским, служила
верхней границей с галгаевцами. По мнению самих ф а т
пинцев, их территория, включая ущелье Джерахой, Щ
Мецхалойшахар продолжается до Хамхой. В М ецхалощ
т. е. Мецхальское общество, входят селения Х аргш
Бейни, Гоуст, Фалхи, Мецхал, Эрзи, Ольгет1е, Л еж гщ
Обин, Салги, Лейлах, Шуани. Жителей последнего места
ное население называет хевсурами, некогда переселив!
шимися из-за гор. Ц
сел. Хули начиналась страна галгаев. Местностей
объединяющая селения Эгикал, Хамхи и Таргим, известЦ
на среди ингушей под названием кхо кхаьле, т. е. «трш
селения», или Г1алг1айчьо. Ингуши] 'живущие ййже|
ТТалгГайчьо, жителей этой области называют кхокхаьАщ
лой, что, по объяснению самих ингушей, означает «на||
стоящие ингуши». Таким образом, для обозначения г а л |
гаевцев среди ингушей известны три названия: г1алг1ащ
хамхой и кхокхаьллой. Страна галгаев включает два!
общества — Хамхи (селения Эгикал, Таргим, Пуй, XaMi|
хи и др.) и Цори. Кроме того, галгаевские фамилии жи-1
вут в некоторых населенных пунктах Д ж ерахского!
. ущелья — в селениях_Джёр¥х> П хьам ет(Н иж ний Дже-;
1 рах)-, Верхнее и Н и ж н ееП ^м и , Фуртоуг.
В связи с разделением ингушей на две группы встре
чались представления, что фаьппий и г1алг1ай, как нох-
чий, орстхой и аьккхий, представляют собой отдельные
тейпы, говорящие на одном, понятном друг другу язы
ке. Однако до сих пор весьма отчетливо, особенно среди
жителей горных селений, прослеживаются различия меж
ду г1алг1ай и фаьппий: галгаевец никогда не скажет,
что он фаьппи, тогда как фаьппи может назвать себя
40 По представлению некоторых ингушей, их страна состоит из
грех областей: Хамхишахар, Таргимшахар и Фаьппишахар.
168
г1алг1а. В известной мере в этом разделении сказыва
лись различия не только территориальные, но и, види
мо, социального порядка, хотя этноязыковых отличий
в настоящее время между этими группами не наблюда
ется. Различия социального характера нередко вы раж а
лись в том, что ингуши называли г1алг1ай более «высо
кородной» тейпой (фамилией). В известной мере это под
тверждается и ингушским преданием, записанным мною
в сел. Долаково в 1970 г. от А. Даурбекова (1880 года
рождения): «Собрались как-то все ингуши на мехк
к хе л41 в местности трех крестов (кхо джарт!е), чтобы
решить, кто же из них более высокое сословие, а кто
более низкое. И постановили, что за убийство одного
галгаевца следует убивать двух фаппинцев». С подоб
ной точкой зрения на галгаевцев как более высокую
тейпу приходилось встречаться среди фаьппий жителей
сел. Ольгеты, которые называли горных ингушей («на
род Хамхой») первыми среди ингушей. Жители
сел. Дж ерах считают галгаевцев более сильным по срав
нению с фаппинцами племенем, но при этом признают
этническую общность обеих групп, так как они «люди
одного языка».
К ак уж е отмечалось, с группой фаьппий этногенети-
чески связаны бацбийцы. По представлениям чеченцев,
бГацой в прошлом, как нохчий, г1алг1ай, орстхой и аьк-
кхий, были вайнахской тейпой, но постепенно они ото
шли от вайнахов. В настоящее время многие чеченцы
не считают б1ацой родственной тейпой, поскольку, по
их мнению, бацбийцы перестали быть мусульманами.
Более других вайнахов свое родство с бацбийцами при
знают жители Джерахского ущелья, называющие 61а-
цой также фаьппий. Кроме этого имени среди джера-
ховцев для обозначения бацбийцев известен еще термин
ц1ой-б1ацой. Ч1аг1ма-тушины называются туш-б1а-
цой42.
Несколько иначе характеризуют бацбийцев галгаев-
цы. По их мнению, фаьппий, живущие за хребтом в
Грузии, родственны хевсурам. Галгаевцы, жители пло
скостных селений Ингушетии, признают бацбийцев гру
41 Совет страны [см. 203а, 199—207].
42 По мнению X. Д. Ошаева, туш-б1ацой связывается с именем
богини плодородия Тушоли, ц1ой-б!ацой— с именем божества ц1у,
которому поклонялись цотза-тушины,
169
зинами-христианами. Карабулаки, входящие в тейпу;
Ц1ечой, также сближают бацбийцев с грузинами. Раз-;
личия между б1ацой и остальными вайнахами значи-'
тельно более ощутимы, чем между чеченцами и ингуша
ми. Меньшая часть чеченцев сближает бацбийцев с нох-
чий. Так, среди чантийцев встречается мнение, что на
род б1ацой состоит из двух тейп — грузинской и вайнах
ской. «Первые говорят на чужом языке, вторые — на*
нашем (ваймотт), и это наш народ (вайнах)».
В среде вайнахов помимо нохчий и г1алг1ай по эт
нографическим материалам выделяются орстхойцы и<
аккинцы. Термин орстхой в настоящее время довольно;
широко известен по всей Чечено-Ингушетии. Второе имя,
народа — карабулаки,— зафиксированное в источниках,
почти незнакомо ни самим карабулакам, ни ингушам и
чеченцам. Цечоевцы, составляющие одну из орстхоев-
ских тейп, в 1970 г. рассказывали мне: «Мы называем
себя орстхой, а другие народы, за исключением нохчий
и г1алг1ай, среди которых мы также известны как орст
хой, зовут нас карабулаками. Ингушами нас никто не
считает, хотя под этим именем мы записаны в паспор
тах». Среди части чеченцев (ичкеринцев) карабулаки
известны под именем балой. Сами орстхойцы сближают
себя с нохчий, с которыми, по их мнению, они представ
ляли один народ, позднее разделившийся.
Этнографические материалы показывают, что термин
орстхой (арштхой) среди чеченцев и ингушей имеет два
значения: первое (среди ингушей и части чеченцев)—
обозначение реального народа, второе (среди восточных
чеченцев) — название легендарных нарт-орстхойцев
(преимущественно среди населения Ичкерии и Чебер
лоя). Знание орстхойцев как реального народа более
характерно для населения к западу от Аргуна. В Во
сточной Чечне нередко приходилось встречаться с мне
нием, что орстхойцы — это народ, отличный от нохчий и
населявший эти территории до прихода чеченцев из На-
шаха. С таким представлением приходилось встречать
ся в селениях Хой, Харачой и др. По рассказам хой-
цев, в их селении прежде жили орстхойцы (нарт-орст-
хойцы), потомками которых считают себя жители Хоя.
По преданию, орстхойцы жили также возле сел. Хара
чой (Ичкерия). В представлении харачойцев, это
были огромные богатыри, немусульмане и разговари
вали они не по-вайнахски. Пришедший к ним из Наша-
170
ха Бойкуш Женился на дочери орстхойца. От одного из
его сыновей и произошли харачоевцы. Абдул-Вахаб Ис
ламов (1870 года рождения), рассказавший это преда
ние, отметил, что других орстхойцев он не знает.
Территория Аргуна, видимо, может считаться той
областью, где встречаются различные мнения об орст-
хойцах. По одним представлениям, это реальный народ,
по другим — легендарные богатыри. Так, в сел. Дж ан-
гулда (по Шаро-Аргуну) приходилось слышать, что ор
стхойцы— это особая чеченская тейпа. В этом же селе
нии 140-летним Умаром Багаловым было рассказано
предание о легендарных орстхойцах, в прошлом жив
ших недалеко от сел. Химой. Однако в рассказе Бага-
лова эти легендарные орстхойцы были настолько
реальным народом, что он связывал с ними ряд сравни
тельно недавних событий. Так, Умар Багалов расска
зал, что при его деде шаройцы изгнали из Химоя жив
ших там орстхойцев, акшуройцев и ц1адахарцев (даге
станцев) и будто потомков этих орстхойцев немало
живет в Чечне.
Представления об орстхойцах как о легендарном на
роде меняются с продвижением на запад. Например,
чеченцы, живущие по Чанты-Аргуну, относят орстхой
цев к нохчий, а жители по р. М артан сближают их с
ингушами. Среди ингушей понятия об орстхойцах....как
реальном народе вполне ясны. Так, жители Назрани •>
считают, что орстхой — это население Сагопш а43. К орст- I
хойцам ингуши относят фамилии Мужихоевых, Мержое- \
вых, Боковых, Цечоевых и др.
Среди ингушей известна также точка зрения, по ко
торой орстхойпы — это самостоятельный народ, но язык
к о т о ры х близок к чеченскому. По представлению жите
лей сел. бльгеты, орстхой — это реальный народ, род
ственный аккинцам и малхистинцам, но не галгаевцам.
Сохранившееся до наших дней среди западных вайна
хов понятие об орстхойцах как своего рода «военной
касте» в известной мере отражает реальную историю
орстхойского народа. Их башни, построенные в верховь
ях р. Фортанги, считались наиболее совершенными по-
*строиками. Эти народные представления находят свое
43 Сел. Сагопш населяют карабулаки. в 70-х годах XIX в. вер-
иувшиеся из Турции, куда они переселились "после окончания Кав
казской войны.
171
Подтверждение и В исторических источниках. В опися~.
нии Кавказской губернии А. М. Будковскогб (1812 г.)
'сказано, что в обязанности карабулакских выходцев,
поселившихся «на вершинах рек Акташа и Ямансу»,
входило поставлять кумыкам отряды воинов 188, 243].
В качестве самостоятельного, хотя и родственного,;
народа вайнахи из своей среды выделяют аккинцев
(аьккхий). По мнению многих чеченцев (жителей- no.
рекам Чанты-Аргун и М артан), аккинцы — это нохчий,
хотя и имеют некоторые "отличительнее- черты. Обла-;
стью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бав-
ла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев
также ингуши, считающие аккинскимй областями не,
только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Терри
ториальная близость аккинцев и орстхойцев создала и з-.
вестную путаницу в определении племенной принадлеж-3
иости населения части горных районов по Гехи и Ф о р -;
танге. Так, некоторые галгаевцы называют аккинцами
цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тей
пы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к аккинцам. В то же
время, по мнению карабулаков, некоторые аккинпы на-
зывают себя орстхой. Чаще, однако, встречалось мнение, ■
согласно которому орстхоевцы, как нохчий и г1алг1ай,
отдельные тейпы. Иногда чеченцы, не относя аккинцев
к нохчи, считают иЗПкТстбянными и давними жителями
этюГгор.
Население Восточной Чечни знает лишь восточных
(равнинных) аккинцев, как пограничных с ними жите
лей. Плоскостные аккинцы в настоящее время населяют
шестьТёЛёНИй Дагестанской АСОР и называют себя
аьккхи(й) или арара аьккхи(й), т. е. плоскостные ак
кинцы, тем самым отличая себя от лам аьккхи(й) — гор
ных аккинцев. С точки зрения ичкеринца, аккинцы — это
чеченцы, но пришедшие не из Н аш аха, и язык их отли
чается от чеченского. Чеберлоевцы знают две группы ак
кинцев— горных и плоскостных — и считают их нохчий.
Таким образом, по народным представлениям, аккинцы
более всего сближаются с карабулаками и чеченцами,
но имеют особое самоназвание.
Соседнее вайнахам население различает в их среде
лишь чеченцев и ингушей и в большинстве случаев не
знает аккинцев, карабулаков и бацбийцев. Исключение
составляют лишь территориально близкие к последним
группы кумыков, аварцев, даргинцев и грузин, которым
172
известны плоскостные аккинцы и бацбийцы. Однако й
сами чеченцы и ингуши более знакомы соседним кабар
динцам, осетинам, аваро-андийцам и неизвестны ады
гейцам, абазинам, народам Южного Дагестана. Значи
тельная часть этнонимов, используемых народами Д аге
стана и Северного Кавказа для обозначения восточных
вайнахов, представляет собой варианты имени чеченцы:
осетинское цацан, кабардинское шэшэн, аварское и ча-
малальское чечанал, ботлихское чачанал, годоберинское
чачан, каратинское чачанади, багулальское чачанадилу
хеква («чеченский человек»), тиндийское чачанаду хек-
ва, дидойское чачанази. Другую группу составляют этно
нимы, видимо более древние по своему характеру. Та
ковы кумыкское название чеченцев мычыгъыш, аварское
буртиал, андийское бутрул, даргинское мичихичлан. Н а
звание ингушей среди дагестанских народов неизвестно.
Однако Н. Я. Марром среди аварцев был записан тер
мин галгайал, а среди андийцев — галгайол и насриал
[148, 33], вероятнее всего попавшие в аварский язык от
соседних чеченцев. Значительно лучше ингуши извест-
ны своим западным соседям — осетинам, которые наЗБР"
вают их мсехъселон44, и кабардинцам, именующим ин
гушей мыщхъыш. Помимо термина мыщхъыш в кабар
динском языке, особенно среди населения Большой К а
барды, получил распространение этноним ингуш.
Изложенные в главе материалы показывают, что су
ществующие в настоящее время вайнахские этно-пле-
менные названия не имеют аналогий в этнической но
менклатуре, известной нам по письменным свидетельст
вам античного и раннесредневекового времени: Исклю
чение составляет этноним дурдзук, отраженный в источ
никах IX—XI вв., который, судя по сообщениям авторов
44 Этот термин происходит от осетинского названия р. Армхи-
Макалдон. А. Н. Генко предлагает интересное сопоставление тер
мина мосхъоелон с названием Гудамакарского ущелья, которое, по
его мнению, состоит из двух слов: гудан и макар. Первое — имя,
которым осешны в настоящее время зовут тушин [62, 710]. Второе
слово представляет собой измененное моехъоел. «Если признать воз
можным сопоставление гудамакар с макал,— пишет далее А. Н. Ген-,
ко,— то отсюда последует вывод о распространении ингушских
поселений на южные склоны Кавказских гор в Гудамакарском
ущелье» [62, 709, 710].
173
того времени, видимо, следует увязывать с вайнахской
этнической общностью и который известен еще в источ
никах начала XIX в. Лишь источники X III—XIV вв.
впервые фиксируют этнонимы, вполне четко согласую
щиеся с чечено-ингушскими этнонимами последующих
эпох.
Однако довольно позднее появление в источниках
вайнахских этно-племенных названий еще не означает,
что этногенетический процесс протекал в более позд
нее время. Формирование вайнахской этнической общ
ности уходит в глубь веков и, видимо, если учитывать
косвенные свидетельства топонимии, языка, мифологии,
происходило на более широкой территории, включая
некоторые области южных склонов центральной части
Кавказского хребта. Многообразные политические и эт
нические процессы, происходившие в этих районах на
протяжении веков, привели к изменению этнической
территории вайнахов. Это обстоятельство необходимо
учитывать в поисках древних чечено-ингушских этнони
мов и не исходить из более поздних этнических границ
этих народов.
В наши дни в современной этнической номенклату
ре вайнахов сохранились все этно-племенные названия,
известные нам по письменным свидетельствам X III—
XVIII вв. Это касается также многочисленных тейпо
вых названий чеченцев, карабулаков, аккинцев. Не ис
ключено, что такого рода названия, четко прослеживае
мые и в настоящее время, отражают древнее племенное
деление вайнахских народов, хотя сейчас характер этих
образований территориально-локальный.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев